СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока физики в 7 классе. Тема урока "Архимедова сила"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока физики в 7 классе по ФГОС ООО. Урок проведен по теме "Архимедова сила" в 2018 году

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока физики в 7 классе. Тема урока "Архимедова сила"»

МКОУ «Краснознаменская СОШ» Касторенского района Курской области











Методическая разработка урока по физике в 7 классе


Тема урока «Архимедова сила»







Учитель физики МКОУ «Краснознаменская СОШ» Касторенского района Курской области Бабкова Н.А.





















Методическая разработка урока физики в 7 классе

C введением  ФГОС ООО одной из задач учителя является формирование у учащихся  компонентов учебной деятельности,
«Уметь учиться» – это значит знать, хотеть и уметь выполнять все шаги учебной деятельности и их рефлексию. Методическая разработка урока раскрывает этапы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроке физики в 7 классе.


Тема урока: Архимедова сила.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

Цель урока: Установить степень понимания природы выталкивающей силы. Определить экспериментальным путём факторы, от которых зависит Архимедова сила. Формирование математической культуры

Планируемые результаты

Личностные результаты

Эмоционально-ценностное видение окружающего мира;

готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, значении архимедовой силы в жизни человека).

Метапредметные результаты

Межпредметные понятия: приобретение обучающимися навыков работы с информацией, исследовательских навыков, овладение основами читательской компетенции.

Регулятивные УУД

Умение ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Обучающиеся смогут: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение планировать пути достижения целей

Обучающийся сможет: определять совместно с учителем и сверстниками критерии оценки своей учебной деятельности

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям. Строить рассуждение на основе сравнения явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты

научится:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным оборудованием;

понимать смысл основных физических терминов: физическое явление, физическая величина – удельная теплоемкость, единицы измерения;

распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов проводить опыт и формулировать выводы.

Проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования.

Оборудование

Для презентации: компьютер, проектор, экран, презентация;

Для эксперимента и исследовательской работы: сосуд с водой, сосуды с пресной и солёной водой , динамометр, алюминиевый и железный бруски.

Компьютер, проектор. Бланки отчетов. Карточки с заданиями.

УМК: Учебник Физика 7 класс. Автор А.В.Перышкин. Москва «Дрофа» 2014г.

Сборник задач по физике. А.И. Лукашик. 2015г.



Структурные элементы урока

Организационный момент

Мотивация к работе на уроке

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить тему и учебные задачи урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку. Запись на доске цели урока

Запись в тетради цели урока

Этап всесторонней проверки домашнего задания, знаний и умений

Актуализация знаний

Установить правильность и осознанность выполнения дом. Задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Проверка знаний учащихся

Фронтальный опрос:

  • Назовите известные вам силы

  • В каких единицах измеряют силу

  • Каким прибором измеряют силу

  • Куда направлена сила тяжести

  • Куда направлена выталкивающая сила

  • Чему равна выталкивающая сила

  1. Привлечение учеников к исправлению ошибок

  2. Активизация учащихся

    1. Устные ответы с места.

    2. Устное решение задач. Тестовая работа

    3. Работа у доски

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Подготовка к изучению нового материала

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Подведение к формулировке темы и планируемых результатов изучения нового материала

  2. Показ его практической значимости

  3. Постановка перед учащимися учебной проблемы

Запись темы в тетради

Этап усвоения новых знаний

Изучение нового

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого закона; добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоение учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний достигать соответствующих планируемых результатов


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД. Организация исследовательской деятельности

  1. Организация внимания

  2. Организация самостоятельной исследовательской работы учащихся

  3. Запись на доске таблицы:

Архимедова сила, FА

Не зависит

Зависит

Плотности тела, ρт

Объема тела, vт

Глубины погружения, h

Плотности жидкости, ρж

Вывод формулы архимедовой силы.

Работа учащихся в группах по 4 человека.

Цель работы: установить от каких величин зависит выталкивающая сила, и от каких не зависит.

  1. Архимедова сила в пресной и солёной водах, действующая на одно и то же тело.

  2. Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела одинакового объёма, но разной плотности.

  3. Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела разного объёма, но одной плотности.

  4. Архимедова сила в пресной воде, действующая на тело.

  5. Архимедова сила в пресной воде, действующая на одно и то же тело на разной глубине.

Сообщение результатов; запись в тетради

Этап проверки понимания учащимися нового материала

Решать учебные задачи, строить рассуждение

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности, устранить обнаруженные пробелы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Демонстрация презентации «Архимедова сила»

Беседа по ходу демонстрации слайдов.

Запись на доске новых слов.

Комментарий к слайдам по ходу демонстрации.


Этап закрепления нового материала

Рефлексия

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Контроль за правильностью выполнения заданий.


Самостоятельная работа:

Упр.

№ 605 -607, 611 (сб. задач. Лукашик)


Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание на дом

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Комментарий к заданию на дом: Домашний эксперимент Рассчитать подъемную силу детского шарика, наполненный гелием. Масса шарика 34г, объем шарика 0,003куб метр.

Запись домашнего задания в дневник.

Подведение итогов занятия

Итоги урока

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Аргументация выставленных оценок

Самооценка

Релаксация

Предлагает закончить предложения

Запись ответов


Приложения:

Организация исследовательской деятельности учащихся

Архимедова сила, действующая на тела одинакового объёма, но разной плотности в воде


Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и железный бруски.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.

  2. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

  3. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.


Бруски

Вес тела в воздухе

P1

Вес тела в воде

P2

Выталкивающая сила

FA = P1 - P2

Плотность алюминиевого бруска

Плотность железного бруска

Алюминиевой






Железный







Архимедова сила, действующая на одно и то же тело

в пресной и солёной воде


Оборудование: сосуды с пресной и солёной водой, динамометр, алюминиевый или железный бруски.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в пресной и солёной воде.

  2. Сравните плотность жидкостей и архимедовы силы, действующие на тело.

  3. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.


Жидкость

Вес тела в воздухе

P1

Вес тела в воде

P2

Выталкивающая сила

FA = P1 - P2

Плотность пресной воды

Плотность солёной воды

Пресная вода






Солёная вода







Архимедова сила в воде, действующая на тела разного объёма, но одной плотности


Оборудование: сосуд с водой, динамометр, малый и большой железные бруски.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.

  2. Сравните объёмы тел и архимедовы силы, действующие на тела.

  3. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объёма тел.


Бруски

Вес тела в воздухе

P1

Вес тела в воде

P2

Выталкивающая сила

FA = P1 - P2

Малый




Большой









Архимедова сила, действующая на тело в пресной воде


Оборудование: сосуд с водой, динамометр, брусок.

  1. Определите вес данного тела в воздухе

  2. Определите вес данного тела в воде.

  3. Определите архимедову силу (выталкивающую), действующую на тело.

  4. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.


Брусок

Вес тела в воздухе

P1

Вес тела в воде

P2

Выталкивающая сила

FA = P1 - P2






Архимедова сила, действующая на тело в пресной воде на разных уровнях


Оборудование: сосуд с водой, динамометр, брусок.

  1. Определите вес данного тела в воздухе

  2. Определите вес данного тела в воде на разных уровнях.

  3. Определите архимедову силу (выталкивающую), действующую на тело.

  4. Сравните результаты измерений и сделайте вывод.


Брусок

Вес тела в воздухе

P1

Вес тела в воде

P2

Выталкивающая сила

FA = P1 - P2

1 уровень




2 уровень





Самостоятельная работа

Вариант 1

  1. 1.В сосуд с жидкостью погружен параллелепипед. Каковы силы, действующие на верхнюю и нижнюю грани параллелепипеда?


А. На верхнюю грань действует большая сила, чем на нижнюю.

Б. На нижнюю действует большая, чем на верхнюю.

В. На нижнюю и верхнюю грани действуют одинаковые силы.


2. На тело, находящееся в газе, действует...


А. Только сила тяжести.

Б. Сила тяжести и сила, выталкивающая это тело из газа.

В. Только сила, выталкивающая это тело из газа.


3. На весах уравновешены два шарика, 1 и 2. Нарушится ли равновесие весов, если убрать сосуд с жидкостью?


А. Шарик 2 перевесит шарик 1.

Б. Шарик 1 перевесит шарик 2.

В. Равновесие не нарушится.



 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -


Самостоятельная работа

Вариант 2

1. В газе находится параллелепипед. Каковы силы, действующие на правую и левую грани параллелепипеда?


А. На правую грань действует сила большая, чем на левую.

Б. На правую действует сила меньшая, чем на левую.

В. На правую и левую грани действуют одинаковые силы.


2. На тело, находящееся в жидкости действует...


А. Только сила тяжести.

Б. Сила тяжести и сила, выталкивающая это тело из жидкости.

В. Только сила, выталкивающая это тело из жидкости.


3. На весах уравновешены два шарика, 1 и 2. Нарушится ли равновесие весов, если шарик 1 опустить в сосуд с жидкостью?


А. Шарик 2 перевесит шарик 1.

Б. Шарик 1 перевесит шарик 2

В. Равновесие не нарушится.