Урок русского языка в 6 классе № 53 19.11.19
Тема урока: Повторение темы «Лексика»
Планируемые результаты:
Предметные: Уметь определять уровень сформированности умений и навыков
Познавательные: развитие умения классифицировать явления
Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу
Коммуникативные: построение фраз с использованием лингвистических терминов
Личностные: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Оборудование: учебник, презентация.
Ход урока
1. Орг. момент. Подготовка класса к уроку.
2. Мотивация.
Этап 1. Актуализация
Лексика – это
Лексикология – это
Однозначные и многозначные слова – это
Прямое и переносное значение слов – это
Заимствованные слова – это
Синонимы, антонимы – это
Лексическое и грамматическое значение слова
Диалектизмы – это
Новые и устаревшие слова – это
Этап 2. Выпишите слова, употребленные в прямом значении
Строить дом, строить планы
Зерно пшеницы, зерно истины
Рой пчел, рой мыслей
Убить время, убить зверя
Острый нож, острый взгляд
Мягкий стул, мягкий климат
Этап 2. Выпишите слова, употребленные в прямом значении
Строить дом, строить планы
Зерно пшеницы, зерно истины
Рой пчел, рой мыслей
Убить время, убить зверя
Острый нож, острый взгляд
Мягкий стул, мягкий климат
Этап 2. Выпишите диалектизмы
Пояс – кушак, опереться – обопнуться, говорить – гуторить, лук – цибуля, петух – певень, горшок – махотка, рогач – ухват, двор – калда.
Физ. минутка
Этап 2. Выпишите диалектизмы
Пояс – кушак, опереться – обопнуться, говорить – гуторить, лук – цибуля, петух – певень, горшок – махотка, рогач – ухват, двор – калда.
Этап 3. Подберите к одному из слов антоним и запишите словосочетание
Тупой карандаш
Звонкий голос
Длинные волосы
Грустная история
Страшная маска
Включить свет
Строить дом
Закадычный враг
Говорить правду
Этап 3. Запишите ряды словосочетаний, доказывающие многозначность выделенного слова
Лист железа
Крыло самолета
Кисть винограда
Накопить опыт
Иглы сосны
Нос лодки
Хвост поезда
Птичья клетка
Звезда экрана
Ручка ребенка
Этап 4. Распределите слова на две группы: 1) новые слова; 2) устаревшие слова
Новые слова | Устаревшие слова |
Интернет, спутник, металлургия, тюнинг, процессор, атмосфера, парламент,, фейсбук, бизнес. | Перст, урядник, смерд, почтмейстер, шелом, ветрило, карета, треуголка, кольчуга. |
Этап 5. Выпишите слова, к которым можно подобрать синонимы и запишите вместе с ними.
Огнестрельное оружие потому так и называется, что в незапамятные времена действительно все начиналось с огненных стрел. Слово «стрелять» пошло от той огненной стрелы, которую с горящей паклей на наконечнике запускали вороги в град при его осаде.
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе