СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения на развитие координации у школьников в процессе игры в баскетбол

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие координации у школьников в процессе игры в баскетбол»

Упражнения на развитие координации у школьников в процессе игры в баскетбол


Для оценивания динамики развития КС и физической подготовленности юных баскетболистов для всех групп и этапов подготовки, современными требованиями Федерального стандарта и составленными на их основе образовательных программ внутри образовательных учреждений, при проведении мониторинга в структуре ОФП рекомендуется проведение ряда, наиболее информативных тестов.

Спринт 20 метров.

Цель: определение скоростных возможностей.

Процедура: исходное положение: встать перед линией старта. По сигналу тренера сделать максимальное ускорение 20 метров.

Прыжок в длину с места.

Цель: определение скоростно-силовых возможностей.

Процедура: исходное положение: встать около черты, ноги слегка на ширине плеч, стопы поставить параллельно, руки вдоль туловища. Перед толчком следует поднять руки вперед-вверх и встать на носки ног, затем присесть, сгибая ноги в коленях, при этом опираясь на всю ступню, корпус наклонить слегка вперед, опуская руки вперед-вниз-назад, выполнить сильный и резкий толчок вперед двумя ногами.

Во время полета ноги сначала сгибаются, подтягиваясь к груди, а затем выносятся вперед. При приземлении, вынесенные вперед ноги ставятся на пятки. Для сохранения равновесия руки нужно поднять вперед, а туловище наклонить вперед-книзу. Оценивается длина прыжка, при этом засчитывается лучшая из двух попыток.

Прыжок в высоту с места с взмахом рук.

Цель: измерение высоты прыжка с места толчком двумя ногами с взмахом рук и касанием, максимально высокой планки устройства для измерения высоты прыжка с разметкой.

Процедура: исходное положение: стоя перед чертой, ноги на ширине плеч. По сигналу тренера игрок, сгибая ноги, делает взмах руками, выполняя максимальный прыжок вверх, стараясь коснуться наиболее высокой планки устройства. Оценивается высота прыжка, засчитывается лучшая из двух попыток.

Тест на маневренность

Цель: маневренность, с минимальной потерей времени при изменении направления движения дает спортсменам преимущество во многих видах спорта, она базируется на их способности сохранять равновесие при резких изменениях направления движения. Предлагаемый тест оценивает эту способность при ускорениях, торможениях, изменениях направления и в значительной мере требует динамической гибкости. Результаты теста являются одним из критериев оценивания успешности физической подготовки юных баскетболистов.

Процедура: сделайте отметку в пяти метрах по обе стороны от центральной линии баскетбольной площадки. Игрок располагается в центре, в параллельной стойке, стопы - по обе стороны от центральной линии, одна рука касается этой линии.


Линия №2

Линия №1

Линия №3


с тарт



Финиш



Рис.3 Челнок 5-10- 5

По сигналу испытуемый выполняет ускорение к любой из 5-метровых отметок, касается ее рукой, выполняет поворот и обратное ускорение до другой 5-метровой отметки, касается ее рукой, вновь поворот и ускорение к центральной линии, которая является линией финиша. Секундомер включается по стартовому сигналу и выключается, при пересечении тела игрока центральной линии, учитывается лучшее время из трех попыток.

Иллинойский тест на маневренность

Цель: определение маневренности с минимальной потерей времени при изменении направления движения.

Процедура: на десятиметровом отрезке расставляются четыре препятствия (пластиковые конуса) на равном расстоянии друг от друга. Первый конус - в двух метрах от линии старта. Игрок лежит на груди за линией старта.

По сигналу игрок вскакивает, выполняет рывок вперед к дальнему препятствию, змейкой обегает препятствия в одну и другую сторону и выполняет финишный рывок к линии старта.

Примечание: Упражнение может использоваться в качестве теста на маневренность и как упражнение для ее развития.

«Челнок» 40 секунд

Цель: определение уровня скоростной выносливости спортсмена.

Процедура: дистанция «челнока» - 28 метров (стандартная длинна баскетбольной площадки). По сигналу тренера спортсмен в максимально возможном темпе начинает бег «челноком» по дистанции. По истечении 40 секунд замеряется суммарное расстояние, преодоленное спортсменом, в метрах. Во время прохождения дистанции при разворотах, игрок должен заступать за лицевые линии разметки. Развороты при смене направления движения должны выполняются лицом к месту, где находится тренер с секундомером.

Бег 600 метров.

Цель: определение уровня выносливости спортсмена.

Процедура: исходное положение: встать перед линией старта. По сигналу тренера начать бег на дистанцию 600 метров.




Тест «Восьмерка»

Цель: определение способности к ориентированию и маневренности с минимальной потерей времени при изменении направления движения.

Процедура: для проведения этого теста потребуется 8 конусов и секундомер. Первый конус определяет место старта. Второй конус необходимо установить точно напротив первого, на расстоянии 10 метров, он служит точкой смены направления движения. С этой же целью и на таком же расстоянии, должен быть установлен конус напротив места финиша. Расстояние между конусами, обозначающими «Старт» и «Финиш» равно 5 метрам. По центру, между конусами, обозначающими «Старт» и «Финиш», на одной линии по вертикали, с интервалом 3.3 метра, устанавливаем ещё 4 конуса. Маршрут движения спортсмена от старта до финиша указан на прилагаемом рисунке.






10м










старт

Финиш


5 м


Рис. 4 Тест «Восьмерка»



Тест «Зигзаг»

Цель: определение способности к маневренности с минимальной потерей времени при изменении направления движения.

Процедура: по сигналу участник начинает движение змейкой. Пройдя последний, шестой конус, участник возвращается по прямой линии вниз площадки. Расположение конусов и маршрут движения участника показаны на прилагаемой схеме.




980см


Финиш

Старт










800см










540см










180см

720см

360см


180 см


Рис. 5 Тест «Зигзаг»

Задача участника пройти на высокой скорости всю дистанцию и показать максимально возможный результат. Время фиксируется с помощью секундомера.

Внутренними правилами этого тестирования предусмотрены штрафные санкции в случае:

  • если участник во время своего движения, по каким-либо причинам пропустит один из конусов;

  • если участник во время движения заденет один из стоящих конусов;

  • за каждое допущенное нарушение участнику добавляется по 1 секунде к показанному им времени.

Все нарушения вносятся в протокол и суммируются, затем всё это умножается на 3 секунды и полученный результат приплюсовывается к результату, зафиксированному на секундомере, на финише. Полученное время вносится в протокол как суммарное время спортсмена.

Примеры упражнений для развития координации у баскетболистов


Напомним, что различия в упражнениях для развития ловкости и координации движений обусловлены лишь степенью неожиданности изменения обстановки в ходе его выполнения. Регулируя этот фактор, тренер может использовать одно и то же упражнение для достижения как той, так и другой цели.

Шестиугольник

Цель: упражнение может использоваться как для развития, так и оценивания координации у баскетболистов. Поскольку координация - это способность «синхронизировать все компоненты общей и специальной физической подготовленности для успешного решения двигательных задач», любое такое упражнение оценивает умение сочетать скорость, мощность, ловкость и динамическое равновесие (умение восстанавливать равновесие во время движения) [Brittenham G., 1996].

Процедура: используя лейкопластырь, на площадке обозначается равносторонний шестиугольник (размер сторон 60см.). Игрок в стойке ноги вместе в середине шестиугольника. На протяжении выполнения всего упражнения он располагается лицом к условно названной «передней» стороне шестиугольника.

По сигналу игрок перепрыгивает «переднюю» сторону вперед и назад, затем перепрыгивает следующую сторону и т.д. Упражнение заканчивается, когда игрок выполнит три полных вращения вокруг шестиугольника. Он может выполнять упражнение как в одну, так и в другую сторону, сравнивая результаты.

Примечание: Секундомер останавливается, когда ноги игрока касаются пола внутри шестиугольника по завершении выполнения упражнения фиксируется время лучшей из двух попыток. Игрок штрафуется на 0,5 секунды за каждое касание ногами линии шестиугольника или нарушение последовательности перепрыгивания его сторон.

Остановки и повороты

Цель: Это упражнение - из батареи тестов Вернона Кокса, описанное в книге Дж. Банна [Bunn J.W., 1961]. Оно полезно как для развития координации баскетболистов, так и для ее оценивания.

Процедура: В трех метрах от стены проводится линия старта. Далее, на расстоянии 1,2 метра от линии старта по осевой линии площадки и в 90 см вправо от нее ставится препятствие (пластиковый конус). Далее, на расстоянии еще 1,2 м по осевой линии и в 90 см влево ставится еще одно препятствие. Далее, на том же расстоянии и снова вправо от осевой линии ставится третье препятствие. И, наконец, еще дальше на том же расстоянии и влево от осевой линии ставится последнее, четвертое препятствие. Далее, на расстоянии 1,2 м па осевой линии лежит мяч, а еще дальше, в трех метрах от мяча, проводится линия финиша.

Игрок располагается на линии старта, лицом в глубину площадки. По сигналу он поворачивается, бежит к стене и касается ее рукой. Снова поворачивается, бежит к первому препятствию справа и выполняет остановку, наступив левой ногой на маленький круг, нарисованный возле препятствия, и приставив правую ногу (параллельная стойка). Отталкивается правой ногой, выполняет поворот назад и бежит к следующему препятствию слева, выполняет остановку, наступив правой ногой на маленький круг, нарисованный возле препятствия, и приставив левую ногу (параллельная стойка). Отталкивается левой ногой, выполняет поворот назад и бежит к следующему препятствию справа, выполняет остановку, наступив левой ногой на маленький круг, нарисованный возле препятствия, и приставив правую ногу (параллельная стойка). Отталкивается правой ногой, выполняет поворот назад и бежит к последнему препятствию слева, выполняет остановку, наступив правой ногой на маленький круг, нарисованный возле препятствия, и приставив левую ногу (параллельная стойка). Отталкивается левой ногой, выполняет поворот назад, бежит к мячу, подхватывает его и ведет вперед, стараясь быстрее пересечь линию финиша.

Примечание: В исходном положении игрок занимает позицию - согнувшись, опираясь ладонями о колени.

Рывки и броски

Цель: Развитие координации баскетболистов. В зависимости от задаваемой продолжительности выполнения упражнения (от 30-90 секунд до 120-180 секунд) можно смещать акценты на те составляющие физической подготовки, которые соответствуют текущему тренировочному периоду.

Процедура: В исходном положении игрок с мячом располагается на вершине трапеции, лицом к корзине. Второй игрок (подающий) располагается прямо под корзиной.

По сигналу игрок выполняет бросок в прыжке и делает рывок вдоль линии штрафного броска к боковой линии. Коснувшись боковой линии, игрок выполняет поворот и рывок к ближней вершине трапеции. На вершине он получает мяч от подающего, выполняет бросок в прыжке и рывок вдоль линии штрафного броска к другой боковой линии и т.д.

Примечание: Упражнение можно выполнять в течение заданного периода времени или до завершения выполнения заданного числа бросков (или попаданий).

Если упражнение выполняется в начале подготовительного периода, его длительность может составлять от 120 до 180 секунд и потребовать двух повторений с пятью штрафными бросками между повторениями.

Если упражнение выполняется ближе к окончанию подготовительного периода, его длительность может составлять от 30 до 90 секунд, после чего необходимо отвести 30 секунд на упражнение для мышц брюшного пресса.

Упражнение можно выполнять в качестве игры «плюс один, минус два». Играют до 10 очков. За результативный бросок игрок получает одно очко; при промахе из его результата вычитаются два очка. Новички должны играть «плюс один, минус один», иначе игра грозит никогда не кончиться.

Передвижения, броски в прыжке и в движении

Цель: Развитие координации баскетболистов. В зависимости от задаваемой продолжительности выполнения упражнения (от 65-80 секунд до 120-140 секунд) можно смещать акценты на те составляющие физической подготовки, которые соответствуют текущему тренировочному периоду.

Процедура: В исходном положении игрок с мячом располагается на левом верхнем углу трапеции, лицом к корзине. Второй игрок (подающий) располагается прямо под корзиной.

По сигналу игрок выполняет бросок в корзину и быстро смещается спиной вперед до центральной линии площадки.

Коснувшись центральной линии, игрок перемещается вдоль нее влево, до касания места пересечения центральной и боковой линии.

После касания игрок выполняет рывок к корзине, получает мяч на левом верхнем углу трапеции, ведет его к корзине и «заколачивает» мяч в корзину сверху (или выполняет обычный бросок в движении).

После этого игрок выполняет передвижение мощными приставными шагами вправо вдоль лицевой линии, оставаясь лицом к ней.

Коснувшись боковой линии, игрок быстро смещается вдоль нее спиной вперед до центральной линии площадки.

Коснувшись места пересечения центральной и боковой линии, игрок выполняет рывок к правому верхнему углу трапеции, получает мяч и выполняет бросок в прыжке.

После броска игрок быстро смещается спиной вперед до центральной линии площадки.

Коснувшись центральной линии, игрок перемещается вдоль нее вправо, до касания места пересечения центральной и боковой линии.

После касания игрок выполняет рывок к корзине, получает мяч на правом верхнем углу трапеции, ведет его к корзине и «заколачивает» мяч в корзину сверху (или выполняет обычный бросок в движении).

После этого игрок выполняет передвижение мощными приставными шагами влево вдоль лицевой линии, оставаясь лицом к ней.