СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения на развитие соматогнозиса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие соматогнозиса»

Упражнения на развитие соматогенеза

Наименование

Ход

«Поза»


Ребенок всем телом повторяет за педагогом какую-либо позу (затем по 2, 3, 4 позы).

То же с позами, где участвуют только отдельные части тела или их совокупность. Например: позы рук, позы ног, лицевые мимические маски, руки -ноги, руки — лицо и пр.


«Дотронься»


Психолог дотрагивается до какой-нибудь части тела ребенка, который без опоры на зрение показывает и называет ее.

Дотронуться можно по-разному: сильно и слабо, погладить или ущипнуть, потереть сухим или мокрым полотенцем и пр. При этом ребенок должен отразить в своем ответе это свойство, признак или название предмета, которым его касались. Например: «Вы дотронулись до моего левого локтя мехом».

Желательно отработать задание сидя, стоя, лежа на животе и на спине, т.е. в разных плоскостях.

Можно проводить игру с закрытыми глазами, отрабатывать не только крупные части тела, но и минимальные области (т.е. дотрагиваться пальцем/ ногтем до брови, пупка, подбородка, точки на стопе, спине и пр.).

Можно использовать игрушки (куклу, мишку и др.) и показывать части тела на них.

Усложненные варианты:

Коснитесь своего тела и попросите ребенка показать этот участок на себе, назвать его.

Дотроньтесь до нескольких частей своего тела спереди и попросите ребенка показать их на вашем же теле с другой стороны.


«Откликнись»


Психолог дотрагивается (надавливает ладонью, сжимает кистью, тычет пальцем) до ребенка. А тот должен почувствовать это место, назвать его и попробовать откликнуться этой частью тела (т.е. напрячь данный участок, выполнить им действие). При этом ребенок лежит на спине или на животе.

Сначала выполняется с открытыми, а потом с закрытыми глазами.


«Левый — правый»


Просите ребенка дотрагиваться правой рукой до правых частей тела, затем левой до левых, потом правой рукой до левых частей тела и наоборот. Например, правой рукой до правого уха; левой рукой до правого колена и т.п.


«Предметы»


Сначала нужно рассмотреть и потрогать разные предметы (шерстяная варежка, резиновая перчатка, пробковая полоска, бархатная бумага, кусок вельвета, железная пластинка и пр.). Затем дотрагиваться ими до спины и других частей тела ребенка, который должен узнавать и называть их.


«Ритмы»


Вариант 1. Взрослый отстукивает ритмы разными частями тела (пятка, локоть, колено, бедро и пр.) по различным поверхностям (пол, стул, ковер, стена и пр.), ребенок повторяет за ним.

Вариант 2. Отстукивать ритм одной частью тела по другой. Например: кулаком по колену, ладонью по животу, пяткой правой ноги по носку левой и т.д.

Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами — не по инструкции педагога, а по его прикосновениям. Например: взрослый дотрагивается до кисти и живота — значит, кисть отстукивает ритм по животу и т.д.


«Ежик»


Катать по телу ребенка мячик с шипами, описывая свои действия и задавая вопросы. Например: «Ежик по спинке катается-катается. Где ежик катается? А теперь ежик покатился по правой ручке, покатился-покатился и к локтю прикатился. Где он остановился? Куда ежик дальше покатится?» — и т.д. и так со всеми частями тела.


«Поверхность»


Рассмотрите и потрогайте вместе с ребенком предметы разной фактуры (гладкие, шершавые, сухие, мокрые, твердые, мягкие, ребристые, колючие и др.). Предложите ему с закрытыми глазами ощупывать и называть их.


«Волшебный мешок»


Положите вместе с ребенком в мешочек небольшие предметы (ключ, кольцо, монету, орех, камень, игрушечку и пр.). Ребенок на ощупь должен определить и назвать каждую вещь. Вытаскивать предметы нужно то правой рукой, то левой.

Можно просить ребенка найти такой же предмет во втором мешочке.

По мере развития тактильных ощущений педагог может заранее прятать в мешочек знакомые ребенку предметы.