СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражняем язычок. Рекомендации логопеда по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Просмотр содержимого документа
«Упражняем язычок. Рекомендации логопеда по проведению упражнений артикуляционной гимнастики»

УПРАЖНЯЕМ ЯЗЫЧОК.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ПО ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Младенова Людмила Ивановна, логопед Республиканского специализированного дома ребёнка города Донецка Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.


  1. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.


  1. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).


  1. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.


  1. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.


  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.


  1. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.


  1. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.


КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  • "ПТЕНЧИКИ". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

  • "ЛОПАТОЧКА". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  • "ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  • "ИГОЛОЧКА". Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

  • "ГОРКА", "КИСКА СЕРДИТСЯ". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  • "ТРУБОЧКА". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

  • "ГРИБОК". Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

  • "ЧАСИКИ" Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

  • "КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  • "ФУТБОЛ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

  • "ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

  • "ЛОШАДКА". Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

  • "ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

  • "МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

  • "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

  • "ОБЛИЖЕМ ГУБКИ". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

  • Упражнения для губ

  • "УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

  • "ЗАБОРЧИК". Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

  • "ТРУБОЧКА". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

  • "ХОБОТОК". Вытягивание сомкнутых губ вперед.

  • "БУБЛИК", "РУПОР". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

  • "ГЛУПАЯ ОБЕЗЬЯНКА". Открыть рот, высунуть широкий язык и сильно на него подуть, так, чтобы он задрожал.

  • "ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК". Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.