Просмотр содержимого документа
«Урок 11. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. 9 класс.»
Урок 11. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.
Основное содержание урока
Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.
Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Н. М. Карамзина. Выразительное чтение фрагментов повести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета и героев повести, её идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «сентиментализм».
I. Слово о писателе
Актуализация имеющихся знаний о Н. М. Карамзине:
— Какой большой исторический труд принадлежит Карамзину?
— При изучении каких литературных произведений на историческую тему вам приходилось обращаться к этому труду Карамзина?
II. Конспектирование лекции учителя с включением сообщений учащихся:
1. Рождение, детство и юность будущего писателя.
2. Сближение с масонами.
3. Повесть «Евгений и Юлия» (сообщение учащегося).
4. Заграничное путешествие Н. М. Карамзина. «Письма русского путешественника» (сообщение учащегося).
5. Реформа Карамзина в области литературного языка.
6. Журналистская деятельность Карамзина.
7. Повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница».
8. Карамзин — официальный историограф и создатель «Истории государства Российского» (сообщение учащегося).
9. Заслуги Карамзина перед Россией (Приложение 1):
— реформатор прозы, создавший жанр психологической повести;
— реформатор русского литературного языка;
— издатель альманахов и толстых журналов;
— автор великого труда по истории России;
— литератор, показавший пример благородного общественного поведения писателя;
— основоположник сентиментализма в России, сказавший «новое слово» в литературе повестью «Бедная Лиза».
10. Увековечение памяти Карамзина в России.
III. Памятник Карамзину в Симбирске (сообщение учащегося).
IV. Понятие о сентиментализме
Сообщение учителя об английском и французском сентиментализме (Л. Стерн, С. Ричардсон, Ж.-Ж. Руссо).
Чтение статьи учебника «Сентиментализм» и выявление основных черт этого литературного направления в России. (Приложение 2)
— главенствующая особенность «человеческой природы» — чувство;
— герой литературы сентиментализма индивидуализирован, он из демократических слоёв, имеет богатый духовный мир;
— произведения сентиментализма выражают просветительские идеи;
— русские сентименталисты совершенствовали литературный язык, обращаясь к разговорным формам и даже просторечиям.
V. «Бедная Лиза»: сюжет и герои
— Перескажите кратко сюжет повести «Бедная Лиза».
Какие важные особенности повести исчезли при кратком пересказе?
Групповая работа:
Группа 1.
Фрагмент повести с начала до слов «…она поцеловала мать свою».
Прочитайте выразительно начало повести до слов «…и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби»
(чтение может сопровождаться показом старинных иллюстраций с изображениями Симонова монастыря, Данилова монастыря, Воробьёвых гор, дворца в селе Коломенском.
Какие черты описания Москвы указывают, что это произведение сентиментализма?
Перескажите историю Лизиной семьи.
Люди каких социальных слоёв стали героями литературы? Почему?
Прочитайте по ролям эпизод первой встречи Лизы и Эраста
(со слов «Прошло года два после смерти отца Лизы…» до конца фрагмента).
Сделайте вывод о демократизации русского литературного языка.
Озаглавьте фрагмент и определите его место в сюжете.
Группа 2.
Фрагмент повести со слов «На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей…» до слов «Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!».
Перескажите отрывок о знакомстве с Лизой и её матерью от лица Эраста.
Какое впечатление произвёл Эраст на Лизу и её мать?
Прочитайте по ролям диалог Лизы и Эраста со слов «Они сидели на траве…» до слов «…смотрел вслед за нею».
Какие черты сентиментализма отразились в диалоге?
Найдите элементы пейзажа и объясните их смысловую роль.
Озаглавьте фрагмент и определите его место в сюжете.
Группа 3.
Фрагмент повести со слов «После сего Эраст и Лиза…» до слов «…надлежало быть последнему свиданию».
Расскажите об отношениях Лизы и Эраста.
Какие соотношения разума и чувства автор считает идеальными?
Как изменились отношения Лизы и Эраста, когда их чувства победили рассудок?
Какую роль играет описание грозы?
Прочитайте по ролям диалог Лизы и Эраста со слов «Наконец пять дней сряду она не видела его…» до конца фрагмента.
Охарактеризуйте язык диалога и найдите в нём черты сентиментализма.
Озаглавьте фрагмент и определите его место в сюжете.
Группа 4.
Фрагмент со слов «Эраст хотел проститься и с Лизиной матерью…» до конца повести.
Перескажите кратко сцену прощания героев и их последнюю встречу.
Какие особенности текста исчезают при кратком пересказе?
Какую роль в повести играет мотив денег?
Каково авторское отношение?
Какое значение во фрагменте играет пейзаж?
Прочитайте выразительно три последних абзаца повести.
Какие чувства она может вызвать: грусть, скорбь, иронию и др.? Обоснуйте свой ответ.
Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героев повести.
Заполнение цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА План сравнительной характеристики героев повести "Бедная Лиза" |
Пункты плана | Лиза | Эраст |
1. Происхождение и социальное положение героев | | |
2. Воспитание героев | | |
3. Смысл имени героев | | |
4. Первое упоминание о героях в повести | | |
5. Портрет; авторская оценка внешности | | |
6. Пейзажи, времена года, природные явления, связанные с героями, их душевным состоянием | | |
7. Предметы, характеризующие героев | | |
8. Поступки, раскрывающие их характеры | | |
9. Отношение героев к труду, своим близким, любви, друг к другу | | |
10. Характерные художественные детали | | |
11. Герои в оценке других персонажей и автора | | |
12. Выводы | | |
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
Итоговые вопросы:
Каковы основные черты сентиментализма?
Как они отразились в композиции повести «Бедная Лиза»?
Домашнее задание
Составить краткий конспект статьи учебника «Николай Михайлович Карамзин».
Устно ответить на вопросы 1, 2, 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Завершить заполнение цитатной таблицы и составить письменную сравнительную характеристику Лизы и Эраста.
Индивидуальные задания.
Выполнить задание 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и задание 1 из раздела учебника «Развиваем дар слова».
Приложение 1
В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Н. М. Карамзина
Значение Карамзина в истории России, в ее литературе, культуре и общественной мысли неоценимо. Он явился реформатором прозы, создав жанр психологической повести, реформатором литературного языка, открывшим дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину. Ему принадлежит честь издания альманахов и образцов «толстых» журналов, от литературно-критического до литературно-политического. Он создал великий исторический труд, возвысив ценность исторического документа и продемонстрировав глубокие принципы историзма. Как литератор, он дал пример благородного общественного поведения писателя, независимого в своих суждениях. Неподкупный и сохраняющий собственное достоинство перед лицом сильных мира сего, Карамзин презирал суету и не менял своих взглядов под действием выгодных или модных соображений.
В «Истории...» Карамзин ставил перед собой не только исторические, но и художественные задачи. В ней возник образ эпического повествователя — им стал историк, подобный древнему простодушному летописцу, с высокой ответственностью и гражданским мужеством относившийся к своему труду. В стиле повествования угадываются как черты древнего летописца, так и современного историка-гражданина: «важная простота», величавое течение речи, подчеркнутое архаизмами, афористическая точность и сдержанная эмоциональность. Недаром Пушкин ориентировался в образе Пимена из «Бориса Годунова» не только на образ древнего летописца, но и на образ эпического повествователя в сочинении Карамзина. «Последний летописец» и «первый историк» — таковы проницательные характеристики, данные Пушкиным Карамзину.
«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере».
Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а норок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.
(По Сиповскому В. В. Очерки по истории русского романа.)
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
Приложение 2
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Сентиментализм (фр. sentimentslisme от англ, sentimental — чувствительный, фр. sentiment — чувство) — течение в европейской литературе и искусстве 2-й половины XVIII века. Наиболее законченное выражение получило в Англии. Главенствующей особенностью «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство.
Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, по происхождению он из демократических слоев, часто простолюдин, у него богатый духовный мир. Сентименталистские мотивы прозвучали в романах С. Ричардсона, Л. Стерна. В Германии и особенно в предреволюционной Франции демократические тенденции сентиментализма получили наиболее полное выражение у Ж.-Ж. Руссо, в России — в произведениях Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»), молодого В. А. Жуковского. В условиях России важнее оказались просветительские тенденции сентиментализма (А. Радищев, Н. Карамзин). Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным формам, вводили просторечие.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2017.