СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 12. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы. 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока. Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Просмотр содержимого документа
«Урок 12. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы. 9 класс.»

Урок 12. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы.

Основное содержание урока.

Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Основные виды деятельности.
Анализ повести с учётом идейно-эстетических особенностей сентиментализма. Устный или письменный ответ на вопрос. Выявление характерных для произведений сентиментализма тем, образов и приёмов изображения человека.

I. Утверждение общечеловеческих ценностей.
Внимание писателя к внутреннему миру героини

Вступительная беседа:


— Почему на смену литературе классицизма пришла литература сентиментализма? В чём её новизна: цели и задачи, сюжеты и герои, язык?

— Какие отношения людей отражала литература сентиментализма?

— Какие нравственные ценности провозглашали сентименталисты?

— Какие ценности, по Карамзину, можно назвать общечеловеческими?

— Докажите, что в повести «Бедная Лиза» отражены просветительские идеи.

Групповая работа:

Группа 1. Психологи.

Найдите в повести «Бедная Лиза» цитаты, показывающие, как проявляются чувства героев (названы прямо, передаются через жесты, интонации, речь и др.).
Какими способами показаны чувства автора по отношению к героям?
Что интересует писателя во внутреннем мире Лизы?

Как в оценке поступков Эраста используется психологизм?

Группа 2. Социологи.
В чём заключается демократический характер повести?

Выпишите имена всех героев повести и распределите их по социальным группам.
Какими способами показано душевное богатство и нравственная чистота простолюдинов?
В чём новаторство Карамзина в изображении героев низшего сословия?
Какая цитата из повести, показывающая духовное богатство людей низкого происхождения, стала крылатой и почему?

Группа 3. Пейзажисты.

Какую роль играет пейзаж в произведениях сентиментализма?
Найдите важные для понимания повести пейзажи (описания Симонова монастыря, утра на Москве-реке, природы во время вечерних свиданий Лизы и Эраста, грозы, леса после отъезда Эраста, могилы Лизы и опустевшей хижины).
Какие настроения они вызывают?
Проследите их динамику и определите связь с изображением чувств героев.
Какие детали пейзажа являются ключевыми в характеристике героев?

Группа 4. Языковеды.
Что нового внёс Н. М. Карамзин в язык повести?
Чем различаются лексика, синтаксис, интонации в повести и в одах М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина?
Есть ли в повести слова высокого штиля? Обоснуйте свой ответ.
Найдите разговорные формы речи и просторечия и объясните их роль в повести.
Выполните задание 2 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

II. Новые черты русской литературы

Практическая работа.


Составление таблицы «Черты сентиментализма в повести „Бедная Лиза“».

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Черты сентиментализма в повести „Бедная Лиза“»

Черты сентиментализма

Примеры

1. Изображение чувства — главной черты «человеческой природы»

               

2. Наличие у героев индивидуальных внешних черт и внутренних качеств

               

3. Главные герои — люди низшего сословия

               

4. Богатство внутреннего мира героев-простолюдинов

          

5. Наличие в повести просветительских тенденций

               

6. Изображение картин природы, созвучных чувствам героев

               

7. Отсутствие слов и оборотов высокого штиля и включение разговорных форм и просторечий

               

8. Эмоциональные авторские отступления и оценки

               



Заполнение таблицы примерами может быть завершено дома.

Познакомьтесь с ироническими оценками современников повести «Бедная Лиза».

Чем, по-вашему, были вызваны подобные оценки?
Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, — Топитесь, девушки, в пруду довольно места! (Неизвестный автор)
Ну, можно ль поступить безбожнее и хуже: Влюбиться в сорванца и утопиться в луже? (Анонимная эпиграмма)

Итоговый вопрос:

Почему повесть «Бедная Лиза» — это произведение сентиментализма?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблицы.
Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Индивидуальные задания.

Выполнить задание учебника из раздела «Читаем самостоятельно» и подготовить сообщения об указанных в нём произведениях Н. М. Карамзина.

Прочитать фрагменты исторического труда Карамзина «История государства Российского» (глава о Смутном времени и др.).

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…»: раздел о Карамзине (по выбору учителя).


Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2017.