СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 15. Тезис и доказательства

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Повторить  композицию текста-рассуждения
  2. Научить  строить текст-рассуждение, научить находить тезис, доказательства, вывод, включать в рассуждение специальные слова
  3. Развивать  умение сравнивать, обобщать; развивать монологическую речь учащихся, умение работать в паре, коллективно

Просмотр содержимого документа
«Карточка - помощник»

Карточка – помощник для подбора аргументов

Живое существо требует от человека внимания и заботы.

Животное станет частью твоей жизни не на один день.

За тепло и заботу оно отблагодарит тебя доверием и принесет много радости.

Каждое домашнее животное приносит в нашу жизнь радость.

Животные поднимают настроение, заряжают позитивом и даже лечат. 

Собака охраняет человека и хозяйство, охотничья собака помогает человеку добывать пищу.

Кошки ловят мышей и крыс и этим служат человеку

Животные - это счастье, если вы их, конечно, в принципе любите. Если нет, то даже самое "полезное" животное станет для вас обузой.

С их появлением в жизни появляются новые обязанности, что с животными связаны разные проблемы по воспитанию, содержанию и лечению.

Как написал А. Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Уезжая в командировку или на отдых, владельцы кошек, собак начинают искать среди знакомых людей, которые смогли бы присмотреть и покормить питомцев. 

Карточка – помощник для подбора аргументов

Живое существо требует от человека внимания и заботы.

Животное станет частью твоей жизни не на один день.

За тепло и заботу оно отблагодарит тебя доверием и принесет много радости.

Каждое домашнее животное приносит в нашу жизнь радость.

Животные поднимают настроение, заряжают позитивом и даже лечат. 

Собака охраняет человека и хозяйство, охотничья собака помогает человеку добывать пищу.

Кошки ловят мышей и крыс и этим служат человеку

Животные - это счастье, если вы их, конечно, в принципе любите. Если нет, то даже самое "полезное" животное станет для вас обузой.

С их появлением в жизни появляются новые обязанности, что с животными связаны разные проблемы по воспитанию, содержанию и лечению.

Как написал А. Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Уезжая в командировку или на отдых, владельцы кошек, собак начинают искать среди знакомых людей, которые смогли бы присмотреть и покормить питомцев. 

Карточка – помощник для подбора аргументов

Живое существо требует от человека внимания и заботы.

Животное станет частью твоей жизни не на один день.

За тепло и заботу оно отблагодарит тебя доверием и принесет много радости.

Каждое домашнее животное приносит в нашу жизнь радость.

Животные поднимают настроение, заряжают позитивом и даже лечат. 

Собака охраняет человека и хозяйство, охотничья собака помогает человеку добывать пищу.

Кошки ловят мышей и крыс и этим служат человеку

Животные - это счастье, если вы их, конечно, в принципе любите. Если нет, то даже самое "полезное" животное станет для вас обузой.

С их появлением в жизни появляются новые обязанности, что с животными связаны разные проблемы по воспитанию, содержанию и лечению.

Как написал А. Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Уезжая в командировку или на отдых, владельцы кошек, собак начинают искать среди знакомых людей, которые смогли бы присмотреть и покормить питомцев. 

Карточка – помощник для подбора аргументов

Живое существо требует от человека внимания и заботы.

Животное станет частью твоей жизни не на один день.

За тепло и заботу оно отблагодарит тебя доверием и принесет много радости.

Каждое домашнее животное приносит в нашу жизнь радость.

Животные поднимают настроение, заряжают позитивом и даже лечат. 

Собака охраняет человека и хозяйство, охотничья собака помогает человеку добывать пищу.

Кошки ловят мышей и крыс и этим служат человеку

Животные - это счастье, если вы их, конечно, в принципе любите. Если нет, то даже самое "полезное" животное станет для вас обузой.

С их появлением в жизни появляются новые обязанности, что с животными связаны разные проблемы по воспитанию, содержанию и лечению.

Как написал А. Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Уезжая в командировку или на отдых, владельцы кошек, собак начинают искать среди знакомых людей, которые смогли бы присмотреть и покормить питомцев. 


Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист ученика»

Оценочный лист ученика(цы) 5 « » класса__________________________________





Вид проверки


Этап урока

Перевод баллов в оценку

14-15 баллов- «5»

12-13 баллов- «4»

10-11баллов - «3»

Задавал вопрос\ отвечал на вопрос. Самооценка

Проверочная работа Самопроверка

Редактировал текст -рассуждение Самопроверка

Составил текст - рассуждение по модели Взаимопроверка

Составил собственный текст - рассуждение Самопроверка

Участвовал в подведении итога урока Самооценка

Критерии оценки

1 балл

0 ошибок –«5»

1-2ошибки– «4»

3-4ошибки –«3»

справился – 1 б. не справился–0 б.

три  аргумента  3б

два аргумента   2б.

один аргумент  1б.

 вывод  2б.

все элементы 3 б.

нет одного элемента -2 б.

1балл


Балл








Оценочный лист ученика(цы) 5 « » класса__________________________________





Вид проверки


Этап урока

Перевод баллов в оценку

14-15 баллов- «5»

12-13 баллов- «4»

10-11баллов - «3»

Задавал вопрос\ отвечал на вопрос. Самооценка

Проверочная работа Самопроверка

Редактировал текст -рассуждение Самопроверка

Составил текст - рассуждение по модели Взаимопроверка

Составил собственный текст - рассуждение Самопроверка

Участвовал в подведении итога урока Самооценка

Критерии оценки

1 балл

0 ошибок –«5»

1-2ошибки– «4»

3-4ошибки –«3»

справился – 1 б. не справился–0 б.

три  аргумента  3б

два аргумента   2б.

один аргумент  1б.

 вывод  2б.

все элементы 3 б.

нет одного элемента -2 б.

1балл


Балл








Оценочный лист ученика(цы) 5 « » класса__________________________________





Вид проверки


Этап урока

Перевод баллов в оценку

14-15 баллов- «5»

12-13 баллов- «4»

10-11баллов - «3»

Задавал вопрос\ отвечал на вопрос. Самооценка

Проверочная работа Самопроверка

Редактировал текст -рассуждение Самопроверка

Составил текст - рассуждение по модели Взаимопроверка

Составил собственный текст - рассуждение Самопроверка

Участвовал в подведении итога урока Самооценка

Критерии оценки

1 балл

0 ошибок –«5»

1-2ошибки– «4»

3-4ошибки –«3»

справился – 1 б. не справился–0 б.

три  аргумента  3б

два аргумента   2б.

один аргумент  1б.

 вывод  2б.

все элементы 3 б.

нет одного элемента -2 б.

1балл


Балл








Оценочный лист ученика(цы) 5 « » класса__________________________________





Вид проверки


Этап урока

Перевод баллов в оценку

14-15 баллов- «5»

12-13 баллов- «4»

10-11баллов - «3»

Задавал вопрос\ отвечал на вопрос. Самооценка

Проверочная работа Самопроверка

Редактировал текст -рассуждение Самопроверка

Составил текст - рассуждение по модели Взаимопроверка

Составил собственный текст - рассуждение Самопроверка

Участвовал в подведении итога урока Самооценка

Критерии оценки

1 балл

0 ошибок –«5»

1-2ошибки– «4»

3-4ошибки –«3»

справился – 1 б. не справился–0 б.

три  аргумента  3б

два аргумента   2б.

один аргумент  1б.

 вывод  2б.

все элементы 3 б.

нет одного элемента -2 б.

1балл


Балл








Оценочный лист ученика(цы) 5 « » класса__________________________________





Вид проверки


Этап урока

Перевод баллов в оценку

14-15 баллов- «5»

12-13 баллов- «4»

10-11баллов - «3»

Задавал вопрос\ отвечал на вопрос. Самооценка

Проверочная работа Самопроверка

Редактировал текст -рассуждение Самопроверка

Составил текст - рассуждение по модели Взаимопроверка

Составил собственный текст - рассуждение Самопроверка

Участвовал в подведении итога урока Самооценка

Критерии оценки

1 балл

0 ошибок –«5»

1-2ошибки– «4»

3-4ошибки –«3»

справился – 1 б. не справился–0 б.

три  аргумента  3б

два аргумента   2б.

один аргумент  1б.

 вывод  2б.

все элементы 3 б.

нет одного элемента -2 б.

1балл


Балл








Оценочный лист ученика(цы) 5 « » класса__________________________________





Вид проверки


Этап урока

Перевод баллов в оценку

14-15 баллов- «5»

12-13 баллов- «4»

10-11баллов - «3»

Задавал вопрос\ отвечал на вопрос. Самооценка

Проверочная работа Самопроверка

Редактировал текст -рассуждение Самопроверка

Составил текст - рассуждение по модели Взаимопроверка

Составил собственный текст - рассуждение Самопроверка

Участвовал в подведении итога урока Самооценка

Критерии оценки

1 балл

0 ошибок –«5»

1-2ошибки– «4»

3-4ошибки –«3»

справился – 1 б. не справился–0 б.

три  аргумента  3б

два аргумента   2б.

один аргумент  1б.

 вывод  2б.

все элементы 3 б.

нет одного элемента -2 б.

1балл


Балл










Просмотр содержимого документа
«РМ»

  1. Проверочная работа «Типы речи»

Задание 3. Расположите номера предложения в правильной последовательности

Тезис (основная мысль):

Аргументы (доказательства):

Вывод:



  1. Весну нельзя не любить!

  2. Все цветет и ликует!

  3. Просыпается земля, пробуждается природа.

  4. Самое лучшее время года - весна.

  5. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо.

  1. Редактирование текста - рассуждения

История – мой самый любимый предмет.

Я люблю его потому, что он мне легко даётся, и занимаюсь без помощи родителей. Ирина Викторовна ведёт урок увлечённо, хорошо объясняет. Наш класс так и цветёт. Ирина Викторовна очень любит цветы. И мы превратили под её руководством класс в настоящий сад. По истории у меня только пятёрки.

Папа с детства приучил меня работать за письменным столом, и я научилась трудиться. Вот почему у меня хорошие результаты в изучении истории!

  1. Составление текста – рассуждения по модели

Представьте  себе, что  вам  предложили  закончить  сказку  «Курочка  Ряба».

Заданиепрочитайте  сказку;  опираясь  на предложенную  модель, допишите её, приведя  доказательство  того, что  простое  яйцо  тоже  полезно, как  и   золотое.

Модель  ответа:  

 Ещё  громче  заплакала  баба: « _____________________________________». Отвечает  ей  дед: «Ну, баба, не  скажи. 

Во-первых,  _________________________  ;

во-вторых, ____________________________  ;

в-третьих, ____________________________».

   Значит, _____________________________.

  Обрадовалась баба  и  плакать  перестала.


  1. Проверочная работа «Типы речи»

Задание 3. Расположите номера предложения в правильной последовательности

Тезис (основная мысль):

Аргументы (доказательства):

Вывод:



  1. Весну нельзя не любить!

  2. Все цветет и ликует!

  3. Просыпается земля, пробуждается природа.

  4. Самое лучшее время года - весна.

  5. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо.

  1. Редактирование текста - рассуждения

История – мой самый любимый предмет.

Я люблю его потому, что он мне легко даётся, и занимаюсь без помощи родителей. Ирина Викторовна ведёт урок увлечённо, хорошо объясняет. Наш класс так и цветёт. Ирина Викторовна очень любит цветы. И мы превратили под её руководством класс в настоящий сад. По истории у меня только пятёрки.

Папа с детства приучил меня работать за письменным столом, и я научилась трудиться. Вот почему у меня хорошие результаты в изучении истории!

  1. Составление текста – рассуждения по модели

Представьте  себе, что  вам  предложили  закончить  сказку  «Курочка  Ряба».

Заданиепрочитайте  сказку;  опираясь  на предложенную  модель, допишите её, приведя  доказательство  того, что  простое  яйцо  тоже  полезно, как  и   золотое.

Модель  ответа:  

 Ещё  громче  заплакала  баба: « _____________________________________». Отвечает  ей  дед: «Ну, баба, не  скажи. 

Во-первых,  _________________________  ;

во-вторых, ____________________________  ;

в-третьих, ____________________________».

   Значит, _____________________________.

  Обрадовалась баба  и  плакать  перестала.


Просмотр содержимого документа
«Урок № 15. Тезис и доказательство»

4


5 класс

Урок 15.

Тезис и доказательство.

Цели:

  1. Повторить композицию текста-рассуждения

  2. Научить строить текст-рассуждение, научить находить тезис, доказательства, вывод, включать в рассуждение специальные слова

  3. Развивать умение сравнивать, обобщать; развивать монологическую речь учащихся, умение работать в паре, коллективно

Ожидаемые результаты:

  1. Знают структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении

  2. Умеют анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, составлять текст-рассуждение

  3. Могут увидеть и оценить результаты своих действий.

  4. Умеют слушать и слышать друг друга.

Оборудование:

учебник "Русский язык" для 5 класса, под ред. М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, рабочие тетради, схемы, карточки самооценивания

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Стратегия «Здравствуйте те, кто...»

  • Здравствуйте те, кто ел на завтрак кашу

  • Здравствуйте те, кто утром гулял с собакой

  • Здравствуйте те, кого в школу родители привезли на машине

  • Здравствуйте те, кого утром будили родители три раза

  • Здравствуйте те, кто не сделал домашнее задание по русскому языку

  • Здравствуйте те, кто любит учиться

  • Здравствуйте те, у кто хочет сегодня на уроке отличиться

Отвечают на приветствие и садятся те, кто считает, что поздоровались с ним


Те, с кем «не поздоровались», придумывают свою особенность и произносят: «Здравствуй я, который сегодня...»

  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.

Опираясь на опорные слова, определите цели нашего урока:

-ВСПОМНИТЬ…(признаки типа речи - рассуждения)

-УМЕТЬ…(определять тип речи - рассуждение)

-НАУЧИТЬСЯ…(создавать тексты - рассуждение)

Определяют задачи урока

  1. Реализация до-

машнего задания. Актуализация знаний.

  1. «Перестрелка вопросами»





  1. Проверочная работа «Типы речи»

Задание 1.Терминологический диктант. Запишите названия типов речи.

1) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.

2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.

3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.

Задание 2. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.

а) 1) Моя собака.

2) Зачем мне нужна собака?

3) Как мы однажды с собакой…

б) 1) Зачем нужно ходить в школу?

2) Мой счастливый школьный день.

3) Как я прогулял уроки.

в) 1) как я играл в футбол.

2) Моя любимая игрушка.

3) Почему я люблю играть в футбол?

Задание 3. Расположите предложения в правильной последовательности

Тезис (основная мысль):

Аргументы (доказательства):

Вывод:

  1. Весну нельзя не любить!

  2. Все цветет и ликует!

  3. Просыпается земля, пробуждается природа.

  4. Самое лучшее время года - весна.

  5. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо.

Ученики составляют «толстые» вопросы по теме «Типы речи», задают их, адресуя конкретному ученику. Если ответом не удовлетворены, отвечают сами. Выставляют 1 балл, если задавали вопрос или отвечали.

Выполняют задание индивидуально, оценивают себя по эталону

Задание 1. 1)О 2)Р 3)П

Задание 2.

А

Б

В

  1. О

  2. Р  

  3. П

  1. Р

  2. О  

  3. П

  1. П    

  2. О        

  3. Р

Задание 3.

Тезис: 4.Самое лучшее время года - весна.

Аргументы:

5.Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо.

3.Просыпается земля, пробуждается природа.

2.Все цветет и ликует!

Вывод: 1.Весну нельзя не любить!



Критерии оценивания:

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки –«3»

Выставляют оценку в оценочный лист

  1. Практическая

работа с попутным повторением.





Физминутка:  найдите  глазами, спрятанные  в  классе  слова:

яичница, омлет, всмятку, вкрутую, яйцо, цыплёнок, курица.


  1. Редактирование текста

История – мой самый любимый предмет.

Я люблю его потому, что он мне легко даётся, и занимаюсь без помощи родителей. Ирина Викторовна ведёт урок увлечённо, хорошо объясняет. Наш класс так и цветёт. Ирина Викторовна очень любит цветы. И мы превратили под её руководством класс в настоящий сад. По истории у меня только пятёрки.

Папа с детства приучил меня работать за письменным столом, и я научилась трудиться. Вот почему у меня хорошие результаты в изучении истории!


  1. Составление текста – рассуждения по модели

Представьте  себе, что  вам  предложили  закончить  сказку  «Курочка  Ряба».

Заданиепрочитайте  сказку;  опираясь  на предложенную  модель, допишите её, приведя  доказательство  того, что  простое  яйцо  тоже  полезно, как  и   золотое.

Курочка Ряба

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.

Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.

Дед бил - не разбил.

Баба била - не разбила.

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:

- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Модель  ответа:  

 Ещё  громче  заплакала  баба: « _____________________________________». Отвечает  ей  дед: «Ну, баба, не  скажи. 

Во-первых,  _________________________  ;

во-вторых, ____________________________  ;

в-третьих, ____________________________».

   Значит, _____________________________.

  Обрадовалась баба  и  плакать  перестала.


  1. Составление собственного текста – рассуждения «Животное в доме –

это радость и ответственность»



Работают в парах. Редактируют текст, записывая исправленный вариант в тетрадь.

Несколько вариантов зачитывают, комментируют недочеты и исправления, определяют наиболее удачный.

Оценивают свою работу по соответствию самому удачному.

Критерии оценки: справился – 1 балл - не справился – 0 баллов

Выставляют балл в оценочный лист






Модель  ответа:

 Ещё  громче  заплакала  баба: 
«Зачем  мне  простое, какой  от  него  толк?». Отвечает  ей  дед: «Ну, баба, не  скажи.  Во-первых, можно  яичко  поджарить  или  приготовить  омлет; во-вторых, курица  может  выпарить  цыплёнка  из  яйца; в-третьих, скормить  скорлупу  курочке, и  она  будет  лучше  нестись».

  Значит, простое  яйцо  не  менее  полезно, чем   золотое.

Обрадовалась баба  и  плакать  перестала.

Критерии оценки:

Привёл  три  аргумента                      3б

               два  аргумента                       2б.

               один  аргумент                      1б.

Сделал  вывод                                       2б.


Работают в паре. Получают «Подсказки» для аргументации. Взаимопроверка с соседней парой

Критерии оценки:

Наличие всех элементов рассуждения – 3 балла; нет одного элемента -2 балла


  1. Подведение ито-

гов.

Стратегия «Выбери утверждение»

Выбери утверждение:

всё понял, могу помочь другим;

всё понял;

могу, но нужна помощь;

ничего не понял;

интересный;

хороший;

отличный;

запомню надолго;

однообразный;

неинтересный;

скучный.

Ощущал себя:

хорошо;

уверенно;

смело;

гордо;

комфортно;

глупо;

неуверенно;

испуганно;

сердито;

грустно.


Подсчитывают баллы в оценочных листах

Перевод баллов в оценку

14-15 баллов- «5»

12-13 баллов- «4»

10-11баллов - «3»

Несколько учеников рефлексируют, выбирая утверждение

Домашнее задание.


Сочинение - рассуждение «Царевна – лягушка» - волшебная сказка