СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 19. В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Развитие представлений о фольклоризме литературы.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 19. В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. 9 класс.»

Урок 19. В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини.

Основное содержание урока.
Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Развитие представлений о фольклоризме литературы.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Характеристика героини. Устный или письменный ответ на вопрос. Составление плана. Определение роли фольклорных мотивов, образов, поэтических средств.

I. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры

Индивидуальные сообщения учащихся:


— Жанр баллады в творчестве Жуковского (по балладе «Светлана»).

— Новаторство поэтического языка Жуковского.

— Прототип Светланы из одноимённой баллады Жуковского.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «„Светлана“ (1808—1812)»:

1. Какие мотивы традиционных баллад Жуковский окрашивает русским колоритом?
(Мотив ожидания суженого, мотив дороги, зимний русский пейзаж, мотивы дня и ночи, мотивы яви и сна.)

2. Какими чертами национального характера наделена Светлана? Приведите примеры её верности, сердечности, кротости, доброты, нежности.

3. Что спасает Светлану от гибели? Чем её поведение не похоже на поведение традиционных балладных героинь?

4. Как автор относится к неотступной вере героини в помощь Бога? Почему в балладе торжествуют народно-религиозные начала?

5. Почему героиню Жуковского ждёт счастливый финал?

6. В чём проявилось новаторство поэта в изображении человека?

III. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам

Составление плана характеристики Светланы
:

ТАБЛИЦА
План характеристики Светланы

Средства характеристики героини

Цитаты

1. Смысл имени героини

    ‎    

2. Роль первого появления героини в балладе

    ‎    

3. Черты портрета героини; авторская оценка её внешности

    ‎    

4. Пейзажи, время года и суток, связанные с героиней

    ‎    

5. Предметы и ритуалы, характеризующие героиню

    ‎    

6. Черты характера героини

    ‎    

7. Поступки, раскрывающие её внутреннюю сущность

    ‎    

8. Отношение героини к любви, жениху, подругам

    ‎    

9. Характерные для героини художественные детали

    ‎    

10. Героиня в авторской оценке

    ‎    



Заполнение таблицы цитатами может быть завершено дома.

IV. Развитие представлений о фольклоризме литературы

Групповая практическая работа.


Подбор цитат на тему «Черты фольклора в балладе „Светлана“:

ТАБЛИЦА
«Черты фольклора в балладе „Светлана“

Черты фольклора

Цитаты

Группа 1. Фольклорный сюжет о предстоящем замужестве

    ‎    

Группа 2. Народные гадания и подблюдные песни

    ‎    

Группа 3. Мистические предметы и существа (кольцо, зеркало, гроб, голубь, ворон)

    ‎    

Группа 4. Мотив вещего сна. Вера в Бога и его защиту

    ‎    

Группа 5. Фольклорный пейзаж (вьюга, луна, ночь и др.)

    ‎    

Группа 6. Фольклорный язык (постоянные эпитеты и сравнения, краткие прилагательные и др.)

    ‎    

Выводы

    ‎    


Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Выполнение задания из раздела учебника «Развиваем дар слова».

V. Чтение и обсуждение статей учебника «Сюжеты баллад» и «В творческой лаборатории В. А. Жуковского»:

— Где В. А. Жуковский находил сюжеты для своих баллад?

— Прокомментируйте формулу Жуковского: «Жизнь и поэзия — одно».

— В чём заслуга Жуковского перед русской поэзией?

Итоговые вопросы:

Какой характер придают балладе элементы русского фольклора?

Какие особенности поэзии русского романтизма (на уровне композиции, языка, образа времени и пространства, образа романтического героя) проявились в балладе «Светлана»?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или выполнить одно из заданий повышенной сложности из разделов учебника «Творческое задание» и «Опыт литературоведческого исследования» (по выбору учащихся).

Прочитать комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». 


Индивидуальные задания.

Сопоставить баллады В. А. Жуковского «Людмила» и «Светлана» (сюжет, изображение героев, авторская позиция, ритмическая организация).

Подобрать материалы об интересных фактах жизни и творчества А.С. Грибоедова, его портретах и памятниках писателю, истории создания комедии «Горе от ума», прототипах её героев с использованием практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета (см. следующий урок).

Подготовить сообщения о биографии А. С. Грибоедова:
1. Грибоедов и 1812 год.
2. Грибоедов и декабристы.
3. Герои комедии и их прототипы.
4. Любовь Нины Чавчавадзе.


Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2017.