II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами | Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Какие ткани называют натуральными? Почему? – О каких видах тканей можно сказать «рубашка в поле выросла»? – Какие животные дают человеку сырье для шерстяных ниток, пряжи и тканей? – Из чего изготавливают синтетические нитки и ткани? – Отгадайте загадки про одежду. Назовите ткани, из которых ее шьют. – Современные технологии коснулись всех сфер человеческой жизнедеятельности. Текстильная промышленность – самый яркий пример науки, поставленной на службу бытовой повседневности. Благодаря химическому синтезу человек научился получать волокна с заданными свойствами. Следует различать ткани искусственные и синтетические. Сырьем для синтетических тканей служат нефтепродукты, природный газ или каменный уголь. – Из синтетических тканей с особыми свойствами изготавливают спецодежду, защитную одежду для экстремальных условий, спортивную форму. Искусственные волокна производят путем физической обработки сырья. Наиболее известным примером такой ткани является вискоза, получаемая из целлюлозы (древесины). – Рассмотрите рисунки в учебнике. Люди каких опасных и трудных профессий на них изображены? Какими свойствами обладают синтетические материалы, из которых изготовлены костюмы? – Ткани из синтетических волокон обладают рядом преимуществ и недостатков по сравнению с натуральными материалами. – К достоинствам синтетических тканей относятся следующие качества: имеют повышенную износостойкость, не подвержены гниению, порче вредителями и плесневыми грибками. Одежда из синтетики весит намного меньше, чем ее натуральные аналоги. Большинство синтетических волокон не впитывают влагу или имеют водоотталкивающие свойства, и поэтому быстро сохнут. Благодаря масштабному промышленному производству и дешевизне исходного сырья большинство синтетических тканей имеют низкую стоимость. – Недостатки обусловливаются тем фактором, что искусственный материал может плохо влиять на живой организм. Синтетика накапливает статическое электричество (электризуется). Возможно возникновение аллергии. Большинство синтетических тканей плохо впитывают влагу – соответственно, не впитывают пот и обладают низкими гигиеническими свойствами. Не пропускают воздух – это также имеет значение для производства одежды и белья. Некоторые свойства синтетических тканей могут иметь как положительный, так и отрицательный смысл в зависимости от того, как применяется материал. Например, если ткань не пропускает воздух, это негигиенично для повседневной одежды. Но верхняя спецодежда из такого материала будет весьма уместна для защиты от неблагоприятных погодных условий. – А как выглядит современная одежда школьников? В какой одежде вы ходите в школу? – Знаете ли вы историю школьной формы? Где ее изготавливают? – Как вы думаете, какие требования предъявляются к современной школьной форме? Какая она должна быть? – Есть ли в нашей школе единая форма? Какая она? – Нравится ли вам ходить в школу в форме, которая отличает вас от школьников других школ? – Что бы вы хотели изменить в школьной форме? | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. Отгадывают загадки, записанные на карточках: • Ношу на голове поля, но это вовсе не Земля. Это шляпа. Шьют из фетра, вяжут из пряжи. • По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. Это штаны. Шьют из натуральных и синтетических тканей. • Днем обручем, ночью змеей. Это пояс. Изготавливают из натуральной кожи, искусственной кожи, ткани. • Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом – под столом, а ночью под кроватью. Это ботинки. Изготавливают из натуральной или искусственной кожи. • Разошлись мальчики в темные чуланчики. Каждый мальчик – в свой чуланчик. Это перчатки. Шьют из натуральных и синтетических тканей. • Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. Это шарф. Изготавливают из натуральной или синтетической пряжи. • Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился. Это варежки. Вяжут из натуральной шерсти или синтетических нитей. • Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. Это шуба. Шьют из натурального или искусственного меха. – Костюмы из синтетических тканей водонепроницаемы, огнеустойчивы и сохраняют тепло. Работают в парах, выполняют практическую работу, заполняют таблицу: Достоинства синтетических тканей | Долговечность | Легкость | Быстро сохнут | Низкая стоимость | Работают в парах, выполняют практическую работу, заполняют таблицу: Недостатки синтетических тканей | Электризуются | Не впитывают влагу | Не пропускают воздух | Вызывают аллергию | Работают в парах, выполняют практическую работу, определяют свойства натуральных и синтетических тканей, заполняют таблицу: Название волокна | Прочность | При растяжении | При горении | При скручивании | Гигроскопичность | Капрон | Очень высокая | Упругое | Плавится, образуя черный дым и наплыв, спекаясь в комок | Не сминается | Воду практически не пропускает | Хлопок | Низкая | Неупругое | Горит быстро, ярким пламенем с последующим свечением и с небольшим количеством белого дыма | Сминается | Впитывает воду | | Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Строить рабочие отношения, работая в коллективе. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций |