Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о зоне арктических пустынь.
Результаты:
- личностные: развитие у учеников уважения и бережного отношения к природе, осознание необходимости её защиты;
- предметные: знать и называть климатические условия зоны арктических пустынь, знать и называть растения и животных данной зоны; понимать, как животные и растения приспособились к природным условиям; знать и понимать влияние человека на зону арктических пустынь;
- метапредметные:
— регулятивные: формирование умения планировать свои действия в рамках выполнения заданий по теме, самостоятельно находить и использовать информацию для изучения арктических пустынь;
— коммуникативные: вести дискуссии, аргументированно выражать и отстаивать свою точку зрения;
— познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать информацию о природных зонах, проявлять интерес к изучению природных явлений и процессов.
4 класс
Самоопределение к деятельности
Учитель настраивает учащихся на урок. Учитель напоминает о правильной посадке за партой, как правильно держать ручку и карандаш при письме.
Актуализация
— Ребята, рассмотрите фотографии. Что вы на них видите?
— Чем отличаются все эти фотографии?
— Как вы думаете, одинаковые ли природные условия в этих местах? Почему?
— Как вы считаете, чем отличается природа и животный мир этих мест?
Целеполагание
— Рассмотрите карту.
— Как вы думаете, карта какой страны перед нами?
— А какая именно это карта? Что на ней изображено?
— Как вы думаете, что обозначают цвета на карте? (Температуру, природную зону.)
Целеполагание
— Сегодня мы с вами начнём наше увлекательное путешествие по России. Но не просто путешествие, а исследование.
— Наша задача — узнать о природе России как можно больше.
— Рассмотрите карту, каким цветом отмечена зона, в которую мы отправимся?
— Где она находится? (На севере.)
— Как вы думаете, где начинается наше путешествие?
— Какая тема урока сегодня? Какие цели поставим перед собой на урок?
Зона арктических пустынь
Узнаем, что такое природные зоны и сколько их в России
Познакомимся с зоной арктических пустынь
Познакомимся с растительным и животным миром Арктики
Узнаем, как человек влияет на зону арктических пустынь
Целеполагание
После обсуждения версий ребят учитель помогает сформулировать тему и цели урока.
Открытие нового знаний
— Прежде чем отправиться в путешествие, давайте узнаем, что такое «природная зона».
— Как вы думаете, что это такое?
— Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос.
— Знаете ли вы, что такое климат? (Это многолетний режим погоды.)
Открытие нового знаний
— Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос.
Открытие нового знаний
— Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос.
Открытие нового знаний
— Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос.
Открытие нового знаний
— Какой можно сделать вывод? Что такое природная зона?
Открытие нового знаний
— Природные зоны формируются в зависимости от климата. Эти условия определяют, какие растения могут там расти, какие животные будут там жить.
Открытие нового знаний
— Рассмотрите иллюстрацию.
— Сколько природных зон в России?
— В России расположено несколько природных зон: арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни.
— На карте природные зоны выделены разными цветами для удобства.
— Сегодня мы с вами отправимся в самую холодную зону России. Как вы думаете, почему там холодно?
Зона арктических пустынь
Узнаем, что такое природные зоны и сколько их в России
Познакомимся с зоной арктических пустынь
Познакомимся с растительным и животным миром Арктики
Узнаем, как человек влияет на зону арктических пустынь
Сверяемся с целями
— Какой цели уже достигли?
Открытие нового знаний
— Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней показано?
— Как вы думаете, какая часть планеты получает наименьшее количество солнечных лучей? А наибольшее?
— Где находится зона арктических пустынь?
Открытие нового знаний
— В зону арктических пустынь попадает меньше всего солнечных лучей.
— Какой вывод из этого можно сделать?
— Арктическая пустыня — это зона, которая расположена в полярных районах, вокруг Северного полюса. Эти места покрыты льдом и снегом большую часть года, и там очень холодно.
Зона арктических пустынь расположена на островах Арктики
Открытие нового знаний
— Зона арктических пустынь расположена на островах Арктики.
— Каким цветом они показаны на карте?
— Чаще всего зону арктических пустынь показывают серым или синим цветом на карте.
Открытие нового знаний
— Рассмотрите иллюстрации. В какой зоне солнце ниже всего?
— Конечно, в зоне арктических пустынь.
— Так как сюда попадает очень мало солнечных лучей, солнце никогда не поднимается высоко.
Зона арктических пустынь = ледяная зона
Открытие нового знаний
— Из-за чего образуется много льдов, которые никогда не тают.
— Так как в этой зоне больше всего снегов и льдов, её ещё называют ледяной зоной.
Открытие нового знаний
— Рассмотрите фотографии Арктики в разные месяцы, но в одно и тоже время.
— Что интересного заметили?
— Сколько времени показывают часы? (12 часов дня.)
— Знаете ли вы, как называется такое явление?
Зимой в ледяной зоне полярная ночь . Несколько месяцев солнце совсем не поднимается из-за горизонта. В это время дуют сильные ветра и бушует пурга. Температура воздуха может опускаться ниже 60 градусов мороза.
Открытие нового знаний
— Зимой в ледяной зоне — полярная ночь. Несколько месяцев солнце совсем не поднимается из-за горизонта. В это время дуют сильные ветра и бушует пурга. Температура воздуха может опускаться ниже 60 градусов мороза.
— Во время полярной ночи на одном из полюсов Земли полностью темно 24 часа в сутки. Полярная ночь на Северном полюсе длится с конца сентября до конца марта, а на Южном — с конца марта до конца сентября.
Открытие нового знаний
— Рассмотрите фотографии Арктики в разные месяцы, но в одно и тоже время.
— Что интересного заметили?
— Сколько времени показывают часы? (8 часов вечера.)
— Знаете ли вы, как называется такое явление?
Летом в ледяной зоне полярный день . Несколько месяцев солнце не опускается за горизонт. Круглые сутки светло, но не тепло. Температура воздуха лишь немного выше 0 градусов.
Открытие нового знаний
— Летом в ледяной зоне — полярный день. Несколько месяцев солнце не опускается за горизонт. Круглые сутки светло, но не тепло. Температура воздуха лишь немного выше 0 градусов.
— На Северном полюсе полярный день длится с конца марта до конца сентября, а на Южном — с конца сентября до конца марта.
— Полярный день и полярная ночь — уникальные явления, которые показывают, как разнообразна наша планета.
Открытие нового знаний
— Как вы думаете, что изображено на картинке?
Полярное сияние — это удивительное световое шоу на небе, которое можно увидеть в полярных регионах нашей планеты. Существуют северное сияние и южное сияние.
Открытие нового знаний
— Полярное сияние — это удивительное световое шоу на небе, которое можно увидеть в полярных регионах нашей планеты. Существуют северное сияние и южное сияние.
— Полярное сияние возникает, когда заряженные частицы из космоса, которые выбрасывает Солнце, сталкиваются с магнитным полем Земли. Когда эти частицы взаимодействуют с газами в атмосфере Земли, они начинают светиться, создавая потрясающее световое представление. Разные газы светятся разными цветами: кислород может светиться зелёным или красным цветом, а азот — синим или фиолетовым.
— Помимо своей красоты, полярное сияние помогает учёным изучать, как солнечный ветер взаимодействует с магнитным полем Земли, что важно для понимания многих процессов на нашей планете, включая изменения климата и воздействие на спутниковую связь.
Первичное применение
— Какое слово пропущено?
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне» из сервиса «Подготовка к уроку» .
Первичное применение
— Какое слово пропущено?
Зона арктических пустынь
Узнаем, что такое природные зоны и сколько их в России
Познакомимся с зоной арктических пустынь
Познакомимся с растительным и животным миром Арктики
Узнаем, как человек влияет на зону арктических пустынь
Сверяемся с целями
— Какой цели достигли?
Физкультминутка
Физкультминутка
— Давайте теперь разомнёмся.
— Дотроньтесь правой рукой до носа.
— Дотроньтесь левой рукой до правого уха.
— Положите ладонь левой руки на голову.
— Дотроньтесь правой рукой до подбородка.
— Положите ладонь правой руки на живот.
— Положите ладонь левой руки на правое плечо.
— Дотроньтесь левой рукой до носа.
— Дотроньтесь правой рукой до левого уха.
Открытие нового знаний
— Рассмотрите иллюстрации растений в полярной зоне.
— Что вы можете о них сказать?
— В арктических пустынях климат очень суровый: здесь холодно, ветрено, а почва часто замёрзшая. Из-за таких условий здесь не растут высокие деревья, а большая часть растений — это мхи, лишайники и низкорослые кустарники. Эти растения очень устойчивы к холоду и способны выживать в условиях, где мало питательных веществ.
Источник фото Flickr,
Автор Andrey Zharkikh
Открытие нового знаний
— Мхи и лишайники — это настоящие чемпионы выживания. Они не имеют корней, как большинство других растений, и впитывают влагу и питательные вещества прямо через свои листья. Это позволяет им жить на скалах и других твёрдых поверхностях. Лишайники также могут выживать в очень холодных температурах и даже восстанавливаться после полного высыхания.
— Несмотря на холод, в арктических пустынях также можно встретить некоторые виды кустарников и трав. Они обычно очень низкие, чтобы защититься от холодного ветра, и имеют глубокие корни, которые помогают им достать воду из-под замёрзшей земли. Полярный мак может цвести яркими цветами даже при температуре около нуля.
— А знаете ли вы животных, которые обитают в зоне арктических пустынь?
— Несмотря на суровый климат, в этой местности обитает множество удивительных животных, которые приспособились к жизни в экстремальных условиях. Давайте познакомимся с некоторыми из них!
Открытие нового знаний
— Рассмотрите животных, которые обитают в Арктике. Кто из них вам знаком?
— Один из самых известных жителей Арктики — белый медведь. Эти могучие хищники прекрасно приспособлены к холоду благодаря своей толстой шерсти и слою жира, который помогает им сохранять тепло. Белые медведи — отличные пловцы, которые могут преодолевать большие расстояния в поисках пищи, в основном охотясь на тюленей.
— Песец — ещё одно животное, хорошо адаптированное к жизни в холоде. Он меняет свою шубку с летней серой на зимнюю белую, чтобы лучше маскироваться среди снегов. Эти маленькие хищники питаются мелкими грызунами, птицами и даже падалью.
— Морж — это большой морской млекопитающий, который известен своими огромными клыками. Моржи в основном используют их для того, чтобы вытягивать своё массивное тело на лёд или землю, а также для того, чтобы выкапывать из морского дна пищу. Моржи проводят большую часть времени в холодных морях, питаясь морскими моллюсками. Они могут задерживать дыхание под водой до 30 минут.
— Косатка — это самый крупный представитель семейства дельфиновых. Эти мощные хищники известны своей черно-белой окраской и впечатляющими охотничьими навыками.
— Тюлени — это морские млекопитающие, которые проводят большую часть времени в воде, но приходят на сушу или лёд для отдыха, линьки и размножения. Они известны своими усами, которые помогают им чувствовать движение рыбы в воде.
— Белухи известны своим белым цветом и удивительной способностью издавать разнообразные звуки, за что их иногда называют «морскими канарейками».
Открытие нового знаний
— Рассмотрим птиц, которые обитают в Арктике. Кто их них вам знаком?
— Кайра — это маленькая морская птица, которая великолепно приспособлена к жизни в холодных водах. Она отлично плавает и ныряет, чтобы ловить рыбу. Какое оперение у кайры? (У кайры тёмное оперение.) Как вы думаете, для чего? (Это помогает ей оставаться незаметной в морских глубинах.)
— Гагарка — это ещё одна морская птица, живущая в Арктике. Она известна своей способностью плавать под водой с помощью крыльев. Гагарки часто встречаются в арктических водах, где они охотятся на мелкую рыбу и морских беспозвоночных.
— Одной из самых загадочных птиц Арктики является белая арктическая сова. Эта крупная птица с белым оперением отлично маскируется среди снега. Совы охотятся преимущественно на леммингов и других мелких грызунов, используя своё острое зрение и слух.
— Белый журавль, или сибирский журавль, — красивая птица с длинными ногами и шеей. Журавли мигрируют на большие расстояния.
— Тупик — это морская птица, которая известна своим красочным клювом, особенно ярким в брачный период. Тупики гнездятся на скалистых утёсах и питаются мелкой рыбой, которую они ловят, ныряя с большой высоты.
— Чайки — это всем знакомые морские птицы, которые часто встречаются в арктических пустынях. Они питаются всем, что могут найти, включая рыбу, морские отходы и даже птенцов других птиц. Чайки известны своей находчивостью и способностью приспосабливаться к разным условиям.
— Как же все эти животные выживают в таком холодном климате?
Открытие нового знаний
— Чем похожи все животные?
— Как вы думаете, почему у всех белых окрас? Для чего он нужен?
— Животные Арктики приспособлены к экстремальным сезонным изменениям. Многие из них, например, белые куропатки или арктические зайцы, меняют цвет своего меха с летнего на зимний, становясь совершенно белыми, что помогает им оставаться незаметными на фоне снега.
Открытие нового знаний
— Что помогает животным в Арктике охотиться?
— В Арктике мало пищи, и животные должны быть настоящими мастерами охоты, чтобы выживать. Многие животные добывают себе пищу в холодных водах океана.
— А что помогает им не замерзать в холодной воде?
— Одна из самых важных проблем для животных в Арктике — это холод. Чтобы справляться с низкими температурами, многие животные, такие как полярные медведи, моржи и тюлени, имеют толстый слой жира, который действует как изоляция, сохраняя тепло тела. У них также есть густой и водонепроницаемый мех, который защищает их от ветра и мороза.
Открытие нового знаний
— Рассмотрите две иллюстрации. Что на них изображено?
— Где спит белый медведь? На кого он охотится?
— Какие природные связи здесь показаны? (Живой и неживой природы, живой и живой природы.)
— Лёд — ключевой элемент арктической экосистемы, который влияет на жизнь многих животных. Тюлени, например, используют лёд для отдыха и размножения, а полярные медведи — для охоты. Изменения в ледяном покрове могут серьезно повлиять на способность этих животных искать пищу и выживать.
Открытие нового знаний
— Как вы считаете, почему связи в живой природе очень важны для Арктики?
— Рассмотрите пищевую цепь. Что произойдёт, если исчезнут белые медведи?
— Один из самых важных аспектов природных связей в Арктике — это пищевые цепи. Они начинаются с микроскопических организмов, называемых планктоном, который служит пищей для более крупных морских животных, таких как рыбы, крабы и креветки. Эти мелкие животные, в свою очередь, становятся добычей для более крупных хищников, таких как морские птицы, тюлени и киты.
Первичное применение
— Какие слова пропущены?
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне» из сервиса «Подготовка к уроку» .
Зона арктических пустынь
Узнаем, что такое природные зоны и сколько их в России
Познакомимся с зоной арктических пустынь
Познакомимся с растительным и животным миром Арктики
Узнаем, как человек влияет на зону арктических пустынь
Сверяемся с целями
— Какой цели достигли?
Открытие нового знания
— Рассмотрите иллюстрации и попробуйте рассказать о том, как человек влияет на зону арктических пустынь.
— Деятельность человека наносит вред природе Арктике. С различных судов в воду попадает мусор. На некоторых северных островах люди устроили свалки опасных отходов.
— Как это вредит животным?
— Животные могут застревать в отходах или принимать их за пищу, что чревато тяжёлыми последствиями.
— Какая ещё деятельность людей вредит животным Арктики?
Открытие нового знания
— Долгое время люди охотились на белых медведей, моржей и тюленей, что привело к угрозе исчезновения этих животных. На данный момент эти животные занесены в Красную книгу России.
— Что такое Красная книга? Для чего люди её создали?
— Но люди занимались в Арктике не только охотой, но и рыбалкой. Как это может навредить?
Открытие нового знания
— Прочитайте предложение. Как вы думаете, какие слова пропущены?
Открытие нового знания
— Из-за чрезмерного рыболовства рыбы в море становится всё меньше и меньше, это может привести к исчезновению некоторых видов рыб, а также к нарушению пищевых цепочек.
Открытие нового знания
— Как вы считаете, нужно ли бороться со всеми проблемами в Арктике?
— Если этого не делать, что может произойти?
— Как вы думаете, что люди делают для охраны Арктики?
Открытие нового знания
— На редких животных запрещена охота, защищаются места гнездования морских птиц, чтобы поддерживать их численность, также ограничена рыбная ловля.
— Также для защиты Арктики важно строго контролировать промышленную деятельность, особенно добычу нефти и газа. Многие правительства ввели правила, которые ограничивают эти виды деятельности или запрещают их в самых уязвимых регионах. Такие меры помогают уменьшить риск разливов нефти и других экологических катастроф.
— Научные исследования играют ключевую роль в охране Арктики. Учёные изучают всё: от миграции животных до изменений климата. Эта информация помогает правительствам и международным организациям принимать решения о том, как лучше защитить арктическую среду.
Открытие нового знания
— Один из способов, которым люди помогают сохранить арктическую природу, — это создание заповедников и национальных парков. В этих охраняемых зонах запрещена любая деятельность, которая может навредить местным животным или растениям. Например, в России есть заповедник Остров Врангеля.
— Попробуйте найти его на карте.
— Заповедник «Остров Врангеля». Основная задача заповедника — изучение и сохранение животного мира Арктики. Одно из животных, проживающих в зоне заповедника, — овцебык. С 2004 года заповедник включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
— Вспомните, что такое Список Всемирного наследия?
Открытие нового знания
— Белые медведи живут в арктических регионах, где они охотятся на тюленей и других морских животных. Но из-за глобального потепления их дом — ледяные просторы Арктики — начинает таять. Это означает, что медведям становится всё труднее находить пищу и передвигаться в привычной среде. Кроме того, из-за промышленного развития и добычи полезных ископаемых увеличивается количество столкновений медведей с людьми, что опасно как для людей, так и для самих медведей.
— Для защиты белых медведей была создана программа «Белый медведь». Учёные наблюдают за популяцией белых медведей, изучают их поведение, места обитания и пути миграции. Это помогает понять, как изменения климата и человеческая деятельность влияют на медведей.
— Также люди создают защищённые зоны, где добыча ресурсов ограничена или запрещена, чтобы медведи могли безопасно охотиться и размножаться.
Физкультминутка
— Двигаем взглядом по направлению стрелок: сначала в одну сторону, потом в другую.
Действие можно выполнить 3–4 раза.
*скрин рабочего листа во всю белую область*
Закрепление (базовый уровень)
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне» из сервиса «Подготовка к уроку» .
*скрин с ответом рабочего листа во всю белую область*
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:
— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента и отметить их двумя звёздочками. Один момент, который нужно доработать, отметьте знаком вопроса.
— Вы должны пояснить, почему вы так считаете.
*скрин рабочего листа во всю белую область*
Закрепление (базовый уровень)
*скрин с ответом рабочего листа во всю белую область*
Проверка
*скрин рабочего листа во всю белую область*
Закрепление (повышенный уровень)
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне» из сервиса «Подготовка к уроку» .
*скрин с ответом рабочего листа во всю белую область*
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:
— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента и отметить их двумя звёздочками. Один момент, который нужно доработать, отметьте знаком вопроса.
— Вы должны пояснить, почему вы так считаете.
*скрин рабочего листа во всю белую область*
Закрепление (повышенный уровень)
Зона арктических пустынь
Узнаем, что такое природные зоны и сколько их в России
Познакомимся с зоной арктических пустынь
Познакомимся с растительным и животным миром Арктики
Узнаем, как человек влияет на зону арктических пустынь
Рефлексия. Подведение итогов
— Всех ли целей удалось достичь?
— Что вы узнали о зоне арктических пустынь?
— Какие животные там обитают? Как люди защищают животных Арктики?
Заметка: перед проведением рефлексии вы можете провести проверку знаний, распечатав задания, или провести интерактивно, загрузив материалы из этапа «Проверка знаний» в уроке « Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне » из сервиса «Подготовка к уроку» .
Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей
Учитель предлагает детям сравнить свою работу на уроке с тучкой или солнышком и показать на пальцах.
« Солнышко » — всё получилось (один палец).
« Солнце с тучкой » — не всё удалось на уроке (два пальца).
« Тучка » — ничего не получилось (три пальца).
Рекомендации для занятий дома — В личном кабинете нажмите на квадрат «Задания от учителя». До заданной даты решите все карточки.