Урок 26
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Й, й
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Й, й; научить выполнять звуковой анализ слов «чайка», «гайка»; создать условия для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву й; умеют различать звуки речи, обозначать на письме звук й’, выполнять звуковой анализ слов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; составление предложений к иллюстрации; логические – словообразование (изменение слова путем замены одной буквы).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
УЕЗЖАЮ
До свидания, друзья.
Еду, еду, еду я –
Не в метро и не в трамвае,
Не в вагоне электрички,
А в коробке из-под чая –
Или нет – верхом на спичке,
На соломинке скачу,
На пушинке я лечу.
Не в Рязань, не в Казань,
не в Ростов, не в Тамбов,
Не в Африку, не в Азию,
А в страну Фантазию!
Г. Сапгир
– Хотите поехать со мной? С собой в дорогу мы возьмём внимание, воображение, сообразительность.
– Начинаем фантазировать…
II. Постановка учебной задачи.
– Отгадайте загадку:
Спозаранку за окошком –
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
Добегают до окраин,
А потом бегут назад.
Впереди сидит хозяин
И ногою бьёт в набат.
Поворачивает ловко
Рукоять перед окном.
Там, где надпись «Остановка»,
Останавливает дом.
То и дело на площадку
Входит с улицы народ,
А хозяйка по порядку
Всем билетики дает.
(Трамвай.)
– Произнесите слово-отгадку, выделяя интонационно последний звук. Назовите этот звук. (й’.)
– Что вы про него знаете? (Гласные е, ё, ю, я в особых случаях обозначают два звука, один из которых й’.)
На доске:
– Какими буквами обозначается этот звук? От чего зависит выбор буквы?
– Вы правы. Звук й’ обозначается буквами е, ё, ю, я, но есть и буква й.
III. Открытие нового знания.
1. Сказка про Й.
Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И – тонкий, короткий, букве У – трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно И краткое ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, – размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. – Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».
Спохватились гласные, что И краткому никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать?
– Знаешь что? – говорят ему. – Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.
Подумало И краткое, зевнуло. Потом ещё зевнуло и ещё подумало.
– А мне, – говорит, – эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит.
– Как же ты будешь жить без звука? – недоумевали гласные.
– А что, разве нельзя?
– Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты всё-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется.
Поколебалось И краткое, поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:
– Я согласный!
– Какой тебе звук? – спрашивают у него согласные.
Стоит И краткое, раздумывает: звонкий взять – голова будет болеть от звона, шипящий взять – будешь шипеть, наживёшь врагов; нет, лучше уж ничего не брать.
Так И краткое решило и сказало:
– Все эти звуки мне ни к чему.
– До свидания, – говорят согласные, – ищи себе работу по нраву.
Без работы в алфавите не проживешь.
Ходит И краткое, ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмёт! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определённой профессии.
С трудом перебивается И краткое на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб что-нибудь самостоятельно – этого нет. Трудно И краткому, хоть криком кричи. Может, оно и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него. (А. Шибаев.)
– Пока слушали сказку, наш трамвай вёз нас по рельсам фантазии, а теперь… стой! Первая остановка – «Звукобуквенные схемы».
2. Звукобуквенный анализ слов «чайка», «гайка».
– Рассмотрите схему слов.
– Составьте звукобуквенную модель слов «чайка», «гайка», используя фишки и изученные буквы.
– Какой буквой можно обозначить й’ в этих словах?
– Буква й – это наш водитель трамвая – вагоновожатый. Давайте познакомимся с ним поближе.
3. Знакомство с буквой Й, й.
Эта буква не простая, голос краток и сердит,
Потому что запятая на её плечах сидит.
– Рассмотрите букву й.
– Замените в схемах слов фишки, обозначающие третьи звуки буквами.
– Сравните слова «чайка», «гайка». Объясните, чем они похожи и чем различаются.
– Продолжите ряд слов. (Чайка, гайка, майка, зайка, лайка, байка, сайка, шайка и т. п.)
Напишите букву эту,
Как идёт она по свету.
Где она – там вечный бой.
Всюду крики: «Ой-ой-ой!»
Но зато с ней дружат чайки,
Без неё не сделать гайки,
Без неё не сваришь чай…
Что за буква, отвечай!
4. Дифференцированная работа.
1) Заучивание двустишья со слов учителя (нечитающие учащиеся).
Наверху у Й – кавычка,
Словно маленькая птичка!
Т. Синицына
– Подчеркните слова, которые можете прочитать. (и, на, ей, у, неё.)
2) Работа по учебнику. Чтение четверостишья Н. Кудыкиной (читающие учащиеся).
– Едем дальше!
– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –
Я, мой друг, совсем больной!
– Ты пойди-ка, погуляй!
Все пройдёт! – сказал Ай-ай.
– Давайте и мы «погуляем» по странице «Букваря».
3) Чтение слов и предложений.
– Прочитайте слова по столбикам. Как их прочитал бы Ой? А Ай? Прочитайте.
– Прочитайте предложения. Какое предложение подходит к иллюстрации? Сколько предложений?
– Какие предложения связаны между собой? Прочитайте.
– А вот и остановка!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Словарно-лексическая работа.
– Наш удивительный трамвай продолжает двигаться вперёд. Впереди – тоннель (показ иллюстрации). Что такое тоннель? (Сквозной коридор, проезд, прорытый под землей, в горах.)
– Ребята, закройте глаза, пофантазируйте. (Учитель выдерживает паузу.) Что представили?
С темнотой плохие шутки,
У неё характер жуткий,
Ей бы только колдовать
И проходу не давать.
В темноте любой сучок
Превращается в крючок,
А засушенный стручок
Превращается в сачок.
П. Синявский
6. Работа в группах.
– Буква й тоже умеет колдовать. Не верите?
На лужайке были маки – стали майки.
У барона были баки – стали байки.
Это всё особа Йот колдовство свое ведёт.
Всё на пальцы дует и колдует…
– А теперь попробуйте вы.
Человек колдует, в чашку с чаем дует.
И совсем случайно вспомнит тайну:
Как можно из чая превратиться в чайку?
– У каких слов наблюдается такое «превращение»? (Майка – лайка.)
– Тоннель кончается, но выход из него преградила решётка. Чтобы её открыть, надо заполнить таблицу, меняя одну букву.
л | е | й |
л | а | й |
м | а | й |
м | о | й |
р | о | й |
– Прочитайте новые слова.
7. Игра «Превращения слов».
– Посмотрите, к нам в трамвай просятся новые пассажиры. Но мы не можем их принять. У них в именах-названиях нет буквы й. Что же делать? (Превращать: заяц – зайка, змея – змейка, семья – семейка.)
– Никто не остался на остановке. Всё в порядке, можно ехать!
8. Определение лексических значений многозначных слов (омонимов) «рой», «мой».
– У нас в трамвае есть интересные пассажиры – слова-близнецы. Давайте познакомимся с ними поближе.
– Прочитайте слова.
– Попробуйте догадаться, почему от каждой записи идёт по две стрелочки. (Эти слова одинаково читаются, а значения у них разные.)
– Докажите, составьте словосочетания с данными словами.
– А вы можете привести примеры таких слов? (Ручка, кран, ключ и др.)
IV. Первичное закрепление.
1. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
1) Закрепление зрительного образа буквы й.
– Закрасьте зелёным карандашом те части рисунка, в которые вписана буква й.
– Объясните, почему был выбран зелёный цвет. (Эта буква обозначает всегда мягкий согласный звук.)
2) Задание «Соедини».
– Соедините картинки со словами, которые даны на страничке.
2. Составление предложений к иллюстрации.
– Продолжаем фантазировать. Ой, ребята, тише!
КОШКИН СОН
Вот кошка дремлет на окошке,
Мурлычет – просто благодать.
А что сегодня снится кошке –
Лишь мышка может отгадать.
М. Пляцковский
«А вот и не угадали», – проснувшись, кошка сказала.
– Прочитайте слова, записанные на доске: рой, улей, ой-ой-ой. Придумайте свой кошкин сон, используя рисунок и данные слова.
3. Работа по карточкам.
– Мы уже читали, писали, сочиняли, а сейчас будем… рисовать.
Задание для читающих учеников:
– Откройте все буквы, которые изучили. (Е, й, ё, л, и, н, р, а.)
Задание для нечитающих учеников:
– Соберите всё, что необходимо для рисования.
4. Чтение рассказа В. Голявкина «Четыре цвета».
Учитель читает стихотворение «Краски».
Если, кроме чёрной,
Нет в запасе красок,
То не нарисуешь
Ни чудес, ни сказок.
Если, кроме чёрной,
Есть другие краски,
То рисуй картинку
Смело, без опаски.
М. Пляцковский
– Ребята, вы любите рисовать? Что вы обычно рисуете, какие цвета выбираете?
– Наш трамвай привёз нас в гости к первокласснику Алику, о котором написал В. Голявкин в рассказе «Четыре цвета».
1) Задания: для читающих учеников – самостоятельное чтение текста; для нечитающих учеников – подчёркивание знакомых букв, слов, которые могут прочитать.
2) Повторное чтение рассказа В. Голявкина (читающими учениками).
– Каких животных нарисовал Алик?
– Что сказал папа, когда увидел рисунок?
– Что Алик нарисовал потом?
– Какие краски (цветные карандаши) есть у вас? (Белая, красная, синяя, жёлтая.)
– Что бы вы нарисовали каждой краской?
5. Работа по учебнику. Конечная остановка «Алгоритм».
– Чтобы не ошибиться при записи слов со звуком й’, следует двигаться шаг за шагом:
послушать слово, выделить в нём звук й’;
определить позицию звука й’ в слове;
найти эту позицию на схемах обозначения звука й’;
обозначить звук й’ в соответствии с его позицией в слове.
– Пользуйтесь данным правилом. Иначе…
Задание для читающих учеников: прочитать четверостишие С. Маршака.
Задание для нечитающих учеников: прочитать выделенные слова, сравнить их. (Зайка – заика.)
– С помощью фишек выложите звукобуквенные модели слов.
– В каком слове гласных звуков больше?
– Ответьте на вопрос С. Маршака.
V. Рефлексия деятельности.
– Подходит к концу наше путешествие. Вспомните сказку про й. Удалось ли букве й остаться без работы?
– Какую работу выполняет эта буква?
Букву Й нигде в начале
Русских слов мы не встречали.
Идеал её внимания –
Середина, окончание.
Т. Синицына
Рубрика «Это интересно!».
Буква й официально была введена в азбуку, как и буква э, в 1735 году, хотя её начали употреблять гораздо раньше.
Почему эта буква называется и краткое? Потому что составлена она была из буквы и, над которой писали значок, называемый кратка – и с краткой. А потом, не понимая, что это за кратка, люди стали говорить и краткое.