Просмотр содержимого документа
«Урок 35. А.С. Пушкин. Главные мужские образы в романе "Евгений Онегин". 9 класс.»
Урок 35. А. С. Пушкин. Главные мужские образы в романе «Евгений Онегин».
Основное содержание урока
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение фрагментов романа в стихах. Соотнесение содержания романа в стихах с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
I. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского
Вступительная беседа:
— Почему Онегин охладел к жизни? Какие шаги на пути выхода из кризиса он предпринимает?
— Какова роль образа Ленского в реалистическом романе? С какой целью Пушкин вводит в роман этого героя?
— Прокомментируйте слова Г. А. Гуковского: «Развитие, эволюция Онегина протекает через три этапа, претерпевает три испытания… преступление, познание реальной родины и любовь».
Приведите примеры из романа, подтверждающие высказывание литературоведа.
— Как эти испытания изменили героя?
II. Выборочное чтение фрагментов главы I и II.
III. Сообщение об образе жизни Онегина, его образовании и воспитании, пристрастиях, занятиях в течение дня
(сообщение «День Онегина»).
Аналитическая беседа:
— *Почему роман начинается не с рождения Онегина, а со смерти его дяди и вступления героя в наследство (гл. I, строфы I-II)?
— Зачем автор сообщает нам о происхождении, образовании, воспитании и образе жизни Онегина? Каков авторский пафос рассказа об Онегине?
— Каково отношение героя к театру (гл. I, строфы XVII-XXII)?
— Как характеризует его убранство кабинета (гл. I, строфы XXIII-XXVIII)?
— Что не нравилось герою в петербургской жизни? Почему он не принимает светской морали? В чём причина его «русской хандры»?
— Что и зачем изменил Онегин в своей деревне? Как это его характеризует? Почему деревня не спасла Онегина от скуки?
— Докажите, что Онегин задуман автором как национально-исторический тип.
— Чем отличается изображение жизни в главе I и в романтических поэмах?
— Почему Ленский воспринимает жизнь, руководствуясь условно-книжными идеалами? Подтвердите свой ответ примерами. Почему автор-персонаж пишет о его стихах с иронией?
— Какова композиционная роль Ленского в системе образов романа?
— Что в образах Онегина и Ленского типично, а что индивидуально?
IV. Групповая практическая работа.
Выявление общего и различного в образах Онегина и автора-персонажа, Онегина и Ленского.
Подбор цитат на тему «Сопоставление Онегина и автора-персонажа» (гл. I, стр. XLIII-XLVI), «Сопоставление Онегина и Ленского» (гл. II, стр. VI-XIX).
Варианты составления цитатных таблиц:
ТАБЛИЦА Онегин и автор-персонаж |
Группа 1. Общее | Группа 2. Различное |
Взаимоотношения: Онегин и автор-персонаж — приятели, Онегин родился «на брегах Невы», а автор «там некогда гулял» | Возраст: Автор-персонаж старше Онегина, так как он «уж давно… не грешит», ему «памятно другое время» |
Образование: И Онегин, и автор-персонаж «учились понемногу» | Отношение к труду: Онегин «пробовал писать — / Но труд упорный ему был тошен»; автор-персонаж принадлежит к «задорному цеху» писателей |
Отношение к удовольствиям света: Онегин, как и автор-персонаж в своё время, был «от балов без ума» | Стремление к деревенской жизни: Онегин увидел, «что и в деревне скука та же»; автор-персонаж «был рождён… для деревенской тишины» |
Отношение к любви, светской праздности и пустоте: Игру страстей мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердца жар угас… | Оценка автором-персонажем различия между собой и Онегиным: Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной… |
Обобщающий вопрос: Почему в строфе XXXVI автор-персонаж спрашивает: «Но был ли счастлив мой Евгений?»
ТАБЛИЦА Онегин и Ленский |
Группа 3. Общее | Группа 4. Различное |
Непохожесть на соседей: Оба подвергались «строгому разбору» соседей | Образование: Онегин «учился понемногу»; Ленский окончил Геттингенский университет |
Оба — женихи: Соседи видели в них женихов для своих дочек | Влияние светской жизни: Онегину «наскучил света шум»; Ленский «от хладного разврата света… увянуть» не успел |
Интеллектуальная жизнь: Они находили общие темы для обсуждения: «Всё подвергалось их суду» | Отношение к любви и к женщинам: Для Онегина «красавицы недолго были / Предмет его привычных дум»; Ленский верил, «что душа родная / Соединиться с ним должна» |
Отрицание пошлости поместного дворянства: Обоим не нравились сельские пиры, беседы «о сенокосе, о вине…» | Отношение к дружбе: Онегину «друзья и дружба надоели»; Ленский «верил, что друзья готовы / За честь его приять оковы» |
Общность интересов: «Чаще занимали страсти / Умы пустынников моих» | Способность к поэтическому труду: У Онегина «ничего не вышло из пера», а Ленский «с лирой странствовал на свете» |
Взаимоуважение: Ленский тянулся к Онегину как к старшему другу; Онегин был снисходителен и великодушен к Ленскому | Множество различий, обусловленных возрастом и жизненным опытом: «Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой» |
Случайная дружба: «От делать нечего друзья» | Разность во взглядах и оценках: «Меж ними всё рождало споры…» |
Обобщающая беседа:
Вопросы 8—9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи учебника «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).
Почему автор назвал Онегина и Ленского «от делать нечего друзья»?
V. Составление плана сравнительной характеристики
Онегина и Ленского, Онегина и автора-персонажа.
Работа может быть завершена дома.
Сообщение учащегося о сопоставлении Алеко и Онегина, чертах романтического и реалистического стилей в южной поэме и романе в стихах.
VI. Трагические итоги жизненного пути героев
Итоги жизненного пути Ленского:
— Используя «Примерный план анализа эпизода», составьте план анализа сцены дуэли (гл. VI, стр. XXIV-XXXV).
— Что побудило Онегина принять вызов Ленского (стр. IX-XII, XXVIII, XXX—XXXI)?
— Проанализируйте лексику строф XXX—XXXI. Почему в строфе XXXI так много слов, характерных для романтического стиля?
— Какова авторская оценка дуэли и поведения Онегина и Ленского (стр. XXXIII—XXXIV, XXXVI)?
— Почему автор не ведёт Ленского ни по одному из предполагаемых путей, а рисует его гибель (стр. XXXVII—XXXIX)?
— В чём трагизм жизненного пути Ленского? Итоги жизненного пути Онегина:
— Используя «Примерный план анализа эпизода», составьте план анализа главы «Путешествие Онегина».
— Проанализируйте состояние Онегина в период путешествия по России.
— Как он чувствует себя на кавказских водах?
— Что изменила дуэль в его мировоззрении и жизненном опыте?
— В чём трагизм его положения в финале романа?
Итоговые вопросы:
Какова роль образов Онегина и Ленского в создании собирательного образа героя пушкинского времени?
Чем близок Онегин автору-персонажу и чем от него отличается?
Домашнее задание
Изучить статьи учебника «Ленский» и «Онегин» и подготовить письменную сравнительную характеристику героев или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).
Перечитать и обдумать главы II, III, V, VII.
Индивидуальное задание.
Составить карту-схему «Путешествия Онегина».
Сопоставить путь героя с реальными путешествиями А. С. Пушкина.
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.