Просмотр содержимого документа
«Урок 45. Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова. 9 класс.»
Урок 45. Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова.
Основное содержание урока
Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия М. Ю. Лермонтова в критике В. Г. Белинского. Стихотворения в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика лирического героя.
I. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума».
Стихотворения в актёрском исполнении
Поэтическая «пятиминутка» из стихотворений М. Ю. Лермонтова о Родине,
изученных ранее и прочитанных самостоятельно:
«Жалобы турка», «Прощай, немытая Россия…», «Тучи», «Новгород» и др. (по выбору учителя).
Литературовед А. М. Гуревич так написал о М. Ю. Лермонтове:
«Его творчество равно поражает беспощадностью отрицания и могучим полётом мечты, причём эти начала теснейшим образом взаимосвязаны. Глубина и сила разочарования выступают как прямое следствие повышенной требовательности к людям, миру, к самому себе».
Возможно ли соединить любовь к Родине с «беспощадностью отрицания» и «повышенной требовательностью к миру»? Обоснуйте свой ответ.
II. Слово учителя о связях между революционными настроениями в Париже и положением в России летом 1830 года
с включением сообщения учащегося об истории создания стихотворения «Предсказание» (Приложение 1).
III. Групповая работа:
Группа 1. «Предсказание»
Прослушайте стихотворение в актёрском исполнении.
Ответьте на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Какое настроение вызывает это стихотворение?
В каких образах и картинах рисуется состояние России?
Каким автор рисует «мощного человека»? Станет ли он спасителем России?
Можно ли считать автора стихотворения провидцем, поэтом-пророком? Докажите свою точку зрения.
Какой смысл выявляется в том, что весь текст — это одна сложная синтаксическая конструкция?
Как помогают понять смысл стихотворения цветовые образы?
IV. Сообщение учителя о жанре стихотворения «Дума»:
— «Если под сатирою должно разуметь… громы негодования, грозу духа, оскорблённого позором общества, то „Дума“ Лермонтова есть сатира…» (В. Г. Белинский).
— «Что это здесь за ужасная эпитафия всему молодому поколению?» (С. П. Шевырёв).
— «„Дума“ — своеобразная социальная элегия… непохожая на элегии сентиментально-романтической литературы…» (У. Р. Фохт).
Вспомните жанровые черты сатиры, эпитафии и элегии.
Есть ли в стихотворении «Дума» черты жанра думы? Обоснуйте своё мнение.
Почему черты таких разных жанров обнаружены в одном и том же стихотворении?
Группа 2. «Дума»
Какие чувства вызывает это стихотворение: гнев, иронию, горечь, грусть, скорбь? Обоснуйте свой ответ.
Задание из раздела учебника «Развиваем дар слова». На какие логические части делится стихотворение?
Проанализируйте видо-временные особенности глаголов. Какой смысл при этом выявляется?
Почему в финале поэт называет своё поколение толпой?
Как соотнесены образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит им автор?
Как эти роли меняются в последнем четверостишии?
В чём богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?
Группа 3. «Дума».
В чём упрекает автор своё поколение?
Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение я, а далее мы?
Вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Дума»).
Какой характер придаёт стихотворению его длинный стих (5—6-стопный ямб)?
Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается?
(Много определений-эпитетов, замедляющих ритм, цезура в середине каждой строки.)
Почему моральная позиция лирического я отличается чрезвычайно высокими требованиями к духовной жизни человека?
Тема России и её своеобразие
Группа 4. «Родина»
Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении.
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Задание из раздела учебника «Развиваем дар слова».
На какие логические части делит стихотворение автор?
(1—6-й стихи — первая часть; 7—14-й стихи — вторая часть; 15—26-й стихи — третья часть. Части различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций.)
Почему поэт называет свою любовь к Отчизне странной?
Какую мысль выражает инверсия в первом стихе?
Какова роль анафоры в первой строфе?
Какие художественные средства создают интонации задумчивости, неторопливого размышления?
Какой образ Родины создаёт автор?
Какие изменения происходят в поэтическом пространстве второй части?
Почему, когда речь идёт о путешествии в телеге, стих становится длинным, шестистопным?
Какой смысл имеет цветовая гамма третьей части?
Как меняется в ней поэтическое пространство?
Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?
Какие чувства связаны у него с образом Родины?
V. Групповая практическая работа.
Выявление изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции:
ТАБЛИЦА Выявление изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции |
Группы | Эпитеты | Метафоры | Сравнения | Антитеза | Анафора |
1. «Предсказание» | | | | | |
2. «Дума» | | | | | |
3. «Дума» | | | | | |
4. «Родина» | | | | | |
Выводы. Функции изобразительно-выразительных средств | | | | | |
VI. Характер лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова.
Поэзия Лермонтова в критике В. Г. Белинского
Обобщающая беседа:
Докажите, что лирический герой М. Ю. Лермонтова похож на романтических героев.
Как лирический герой хочет освободиться от мира лжи и обмана?
(Свобода от мира-маскарада, по Лермонтову, не в смерти, а в поисках заветного слова, чистого звука, которые возрождают душу. Естественный человек с его простотой, искренностью, лишённый злого влияния света, — вот духовный идеал поэта.)
Изучите фрагменты статьи В. Г. Белинского «Стихотворения Лермонтова» (по выбору учителя).
Какие оценки образа Родины в стихах Лермонтова актуальны и сегодня?
Итоговый вопрос:
В чём своеобразие стихов Лермонтова о Родине?
Домашнее задание
Выучить наизусть и письменно проанализировать одно из стихотворений Лермонтова о Родине.
Подготовить сообщение на тему «Странная любовь к Родине в поэзии М. Ю. Лермонтова»
или мини-эссе на тему «Облик лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова» (по выбору учащихся).
Ответить на вопросы и выполнить задания из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Я жить хочу! хочу печали…»).
Индивидуальные задания.
Выполнить одно из «Творческих заданий» учебника и задание из раздела «Опыт литературоведческого исследования» (после статей о романе «Герой нашего времени»).
Подготовить устное высказывание на тему «Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова».
Выписать ключевые цитаты о стихах о Родине из статьи Белинского «Стихотворения Лермонтова».
Приложение 1
«ПРЕДСКАЗАНИЕ» — первое из серии политических стихотворений Лермонтова (1830).
Лето 1830, насыщенное политич. событиями — восстание в Польше, революция во Франции, обострило внимание Л. к политич. проблемам. Отношение к ним поэта не было однозначным. Он с сочувствием отнесся к польскому восстанию [«10 июля (1830)»], но с негодованием отверг попытку иностр. вмешательства в польские дела («Опять народные витии»). Л. приветствовал революцию и свержение тиранич. режима во Франции [«30 июля — (Париж) 1830»], не оставив сомнения в том, что таково же его отношение к тирании вообще («Новгород», «Пир Асмодея»); вместе с тем его тревожила мысль о том, что падение традиц. форм власти может привести к анархии. Именно этот мотив лежит в основе «Предсказания», где развернута апокалиптич. картина социального хаоса, беззакония и убийства. Нарочито сдержанный, без эмоционального нажима тон, каким перечисляются грядущие беды, эффектно контрастирует с содержат. стороной создаваемых поэтом образов. Лексико-интонац. суровость подкреплена живописными средствами — мрачной гаммой черно-белых тонов с отсветом «зарева» и «крови» (черный цвет и, в частности, выражение «черный год» здесь очень многозначительны: так нередко называли тогда Крест. войну под предводительством Е. И. Пугачева).
На настроении, в к-ром создавалось стих., лежит отпечаток т. н. «холерных бунтов», прокатившихся в то лето по южным — юго-вост. р-нам России, и прежде всего весть о том, что 3 июня 1830 во время одного из таких бунтов был убит родной брат бабушки Л. — губернатор Севастополя Н. А. Столыпин. Однако политич. мотивировка стих. имеет и более глубокие корни: Л. явно проецирует на Россию опыт Франц. революции (1789—94), к-рая в соответствии с господств. представлениями той поры (воспринятыми, очевидно, через политич. стихи А. С. Пушкина — «Вольность», «Андрей Шенье») рисовалась Л. по схеме: низвержение законной власти — анархия и кровавый террор — узурпация власти воен. диктатором (Наполеоном). Именно так и развиваются события в «Предсказании»: вслед за падением «короны» наступит период анархии («Когда детей, когда невинных жен / Низвергнутый не защитит закон»), эпидемий («Когда чума... / Начнет бродить среди печальных сел...»), голода («И станет глад сей бедный край терзать...») и гражд. войны («И зарево окрасит волны рек...»). Полагая, что народ обладает достаточной силой, чтобы свергнуть самодержавие, Л. сомневался в устойчивости народовластия; по мысли поэта, в конечном счете восторжествует диктатура «сильной личности», к-рой в стих. придано портретное сходство с Наполеоном: «И будет все ужасно, мрачно в нем, / Как плащ его с возвышенным челом» (ср. в стих. «Наполеон», 1830: «Сей острый взгляд с возвышенным челом»). Ту же схему Л. развернет позже в поэме «Сашка» («И кровь с тех пор рекою потекла, / И загремела жадная секира...»; «Меж тем как в тайне взор Наполеона / Уж зрел ступени будущего трона...», строфы 77—80) и в несколько завуалированной форме в «Последнем новоселье». В автографе позднейшая приписка Л.: «(это мечта)», что в словоупотреблении того времени могло означать «видение», «фантазия».
Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые — без двух последних стихов, с искажениями — в «Стихотворениях М. Ю. Лермонтова, не вошедших в последнее издание его сочинений» (Берлин, 1862, с. 19). Датируется по положению в тетради.
Источник: Статья Л. М. Аринштейна. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." — М.: Сов. Энцикл., 1981.
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.