Урок 6. Контрольная работа по творчеству И.А. Гончарова
Цели урока: подведение итогов; учёт и контроль знаний; развитие аналитических способностей обучающихся.
Методика проведения: письменная работа по готовым карточкам с творческими заданиями.
Вариант I
1. Д. И. Писарев говорил, что содержание и сюжет романа «Обломов» может быть рассказано в двух-трех строчках.
— Кратко передайте сюжет романа.
— Какие главные события лежат в основе каждой из четырех частей романа?
— Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов — Ольга, Штольц — Ольга. Другие говорили о едином сюжете — превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?
2. Вспомните начало романа «Обломов».
— В чем необычность этого начала?
— Чем обусловлен выбор места действия?
— Почему героем писатель сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста — лет тридцати двух-трех от роду?
— Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?
3. Попробуйте представить себе характер Обломова и мир, который его окружает.
— Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями (гостями) во II— IV главах первой части романа?
— Чем Обломов выше своих гостей?
— Почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?
4. Критик Ю. Елагин писал в 1892 г.: «Гончаров, с точки зрения своей доктрины, просто хотел обличить помещичью лень, но, как всегда, увлекшись своим талантом рисовальщика, создал ряд картин, которые свидетельствуют не о русской лени и праздности, а о лучших, благороднейших чертах русского характера».
— Какие черты Обломова подчеркивает автор в первую очередь?
— О каких «лучших, благороднейших» чертах пишет критик?
5. Критик А. В. Дружинин заметил: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить».
— Действительно ли Обломов «мучит своего Захара»?
— Каково отношение Захара к своему барину?
— Правда ли, что автор делит героя «на двух» Обломовых, между которыми «лежит целая пропасть»?
— Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?
6. Покажите условность картин главы IХ первой части романа: черты идиллии ушедшего «золотого века», чуждые современной жизни, четкие картины, лишенные неопределенности и фантастических связей реального сна, и т. д.
Вариант II
1. Автор, рисуя детство Обломова лирически любуется жизнью героя, а с другой стороны, резко критикует ее, доходя до сатиры, отмечая отсутствие духовной жизни у обломовцев, которую им заменял мир сказки, легенды, мифа.
— Чем можно объяснить эту двойственность Гончарова по от ношению к Обломовке?
2. Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы V— VI первой части).
— Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные еще в детстве?
— Почему Обломов порвал со службой и с обществом?
— О каких мечтах и «внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца» говорит писатель? Как они связываются у Обломова с жизнью?
3. Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга (в виде таблицы). Покажите, что иногда он не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте одну-две сцены, в которых автор живописует любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине.
4. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное, к хозяину дома (глава VIII первой части), другое— к Ольге (глава Х второй части).
— Почему во втором письме — свободная речь, образность, мысль, чувство?
— Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (глава IV четвертой части)? Можно ли согласиться их оценками?
5. «У Штольца идея собственного благополучия неотделима от мысли о труде. Желание отвоевать достойное место в жизни, пользоваться уважением, получить доступ в высший социальный слой — достаточный импульс, чтобы пробудить его к действию. Вместе с тем существование без труда и борьбы кажется ему неинтересным» (Ю. М. Лотман).
— Действительно ли «существование без труда и борьбы» кажется Штольцу неинтересным?
— Какие побудительные мотивы героя к действию остались не перечислены критиком?
6. Проанализируйте два-три эпизода, в которых сказались страх Обломова перед жизнью, неумение и нежелание, трудиться, надежды на «авось», «может быть», атрофия воли, инертность, барская спесь и т. д.
— Как сочетаются в Обломове вспышки страсти с пассивностью и даже эгоизмом?
— Каков его идеал любви, семейной жизни, человеческой жизни вообще?
— Сказалось ли на Ольге общение с Обломовым? Как?
Вариант III
1. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Прочел Обломова и, по правде сказать, обломал об него все свои умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только день первый и что таким образом можно проспать 365 дней... Что за избитость форм и приемов!».
— Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова. Похожи ли они на те, о которых пишет писатель?
— Чем можно объяснить такое растянутое повествование о первом дне героя? Оправдано ли оно?
— В чем увидел Салтыков-Щедрин «избитость форм и приемов»? Можете ли вы ему возразить?
2. «... Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине» (А. В. Дружинин).
— Как показывает Гончаров «прелесть», «слабость» и «грустный комизм» Обломова?
— Как все эти и другие черты характера героя раскрываются «именно через любовь к женщине»?
— В чем трагедия жизни героя романа?
3. Обломов окружен обломовцами большими, чем он сам. «Да я ли один? — говорит он Штольцу.— Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов... не пересчитаешь: наше имя легион!».
— Подтвердите фактами эти слова Обломова, указан черты обломовщины в его знакомых, в частности в Тарантьеве.
— Можно ли рассмотреть Обломова как национальный и больше — как общечеловеческий тип?
4. Представьте черты реально существующего социального типа, верно схваченные писателем и положенные в основу образа Штольца.
— Типичен ли образ Штольца?
— Есть ли в Штольце черты обломовщины. Отметьте их. Каковы их биографические и общественные истоки?
— Почему цель жизни Штольца не удовлетворяет Обломова?
5. Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной? В чем сходство? В чем различие? Чем вы объясните это различие?
(Имя Ольга восходит к варяжскому имени Хельга, что значит «светлая, сияющая, святая».)
6. «Между Обломовым и Ольгою развертывается роман бурный и предельно духовный. Вместо «обытовления» человека, столь характерного для первой части романа, совершается «одухотворение» быта, в своих обычных приметах он исчезает на время любви...» (Е. Л. Краснощекова).
— Почему роман Ольгой и Обломова — «бурный и предельно духовный»?
— Что означает «обытовление» главного героя? Как этот процесс обрисован писателем?
— Происходит ли «на время любви» «одухотворение» быта?