СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6- понятие о системе

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок 6- понятие о системе»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


ФИО (полностью)

Чухлов Андрей Анатольевич

Место работы

МОУ «Титовская ООШ»

Должность

Учитель

Предмет

Информатики и ИКТ

Класс

8 (базовый уровень)

Тема и номер урока в теме

Урок 6. Информационная картина мира

Базовый учебник

Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 8 класса, М.:Бином, 2009


Урок 6. Понятие о системе

Цель урока: объяснить, что такое система, среда существования системы; рассказать о связях и отношениях внутри системы, о целостности системы.


Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

II. Объяснение учителя.

1. Система.

Практически у любого объекта можно выделить составные части, которые взаимодействуют между собой. В этом случае объект называют системой. Весь окружающий нас мир состоит из огромного числа систем и сам является системой.

При изучении системы необходимо определить степень ее дробления на составляющие элементы. Например, при рассмотрении аквариума мы видим, что он является системой, состоящей из стеклянной емкости, воды, водорослей, рыбок, песка и др. Это дробление нас устраивает, хотя любой объект практически любой системы можно разбить на молекулы и атомы.

Так же как и объекты, системы могут быть как естественными, то есть появившимися без участия человека, так и искусственными, то есть созданными человеком с определенной целью.

В любой системе между ее составными частями есть связи и отношения. В качестве примера можно рассмотреть систему «семья».

Между родителями и детьми, братьями и сестрами, являю-щимися объектами системы «семья», существуют разнообразные отношения:

  • пространственные (проживание в одном доме);

  • социальные (взаимоотношение детей и родителей);

  • временные (режим труда, учебы и отдыха) и т.д.

Семью характеризуют различные связи:

  • генетические (дети внешностью и характером похожи на родителей);

  • материальные (родители кормят, одевают детей, заботятся о своих родителях).

2. Система и среда.

Любая система существует в определенной среде, испытывая на себе ее воздействие и влияя на нее. Например, можно сказать, что для системы «семья» средой является государство. В государстве создаются условия для развития и процветания семьи. С другой стороны, в дружной семье растут умные, духовно богатые дети, которые в дальнейшем становятся опорой государства.

3. Целостность системы.

О целостности системы говорит тот факт, что она как единое целое приобретает новые свойства и действия, которыми не обладают ее элементы – объекты, входящие в ее состав. Но действия, которые выполняют отдельные элементы, обеспечивают работоспособность всей системы. При этом для работы системы важен порядок производимых действий. Рассмотрим примеры, подтверждающие все выше сказанное.

1) Пироги выпекаются из теста и начинки, при этом новый объект – готовый пирог – приобрел после тепловой обработки новую форму и вкусовые качества, то есть новые свойства. Это говорит о целостности системы.

2) Рассмотрим систему ЧЕЛОВЕК-СВЕТОФОР-АВТОМОБИЛЬ. Это система, обеспечивающая безопасность на перекрестке. В каждый момент времени она состоит из пешеходов и машин, находящихся в районе перекрестка и реагирующих на сигналы светофора. Безопасный переход и проезд через перекресток были бы невозможны, если бы элементы системы не подчинялись общим правилам выполнения действий. Эти правила должны быть известны каждому:

  • автомобили и пешеходы имеют право движения по зеленому сигналу светофора;

  • автомобили, поворачивающие направо и налево по тому же сигналу светофора, обязаны пропустить пешеходов;

  • по красному сигналу светофора автомобили и пешеходы должны остановиться.

III. Домашнее задание. Прочитать пункт 8.3 на стр. 77-81 учеб-ника. Выполнить упражнения 12 и 13 на стр. 89 учебника.