К уроку по литературе 6 класс
Урок 63. Тема: Стихотворение Хамид. Алимжана (наизусть)
Цель урока: познакомить учащихся с отдельными эпизодами из жизни Х. Алимжана, назвать основные темы произведений писателя, раскрыть мысль о творческом подъеме узбекского писателя.
Оборудование.
1. Портрет Хамид.Алимжана.
Фотография: Х.Алимжана с узбекскими писателями.
Презентация: «Х.Алимжана и Зульфия».
Воспоминания друзей (магнитофонная запись).
Книги стихов Х.Алимжана.
Ход урока.
Вступительное слово учителя о писателе. (Рассказ сопровождается введением новых слов и демонстрацией портрета писателя.)
По улице в г. Ташкенте стоит прямо у дороги дом-музей, где жил Хамид.Алимжан. В его комнате на стене имеется запись, написанная его рукой: «В этом доме у меня было много друзей».
Далее учитель говорит о содержательной духовной жизни Х.Алимжана, о плодотворной работе в этот период пребывания в Узбекистане и о том, что Х.Алимжан известен как поэт, писатель, драматург, публицист, что он тесно связал свою жизнь с нашим солнечным краем.
Учителю рекомендуется по возможности устроить встречу учащихся с узбекскими писателями, близко знавшими, работавшими бок о бок Х.Алимжана — это поэтесса Зульфия, Иззат Султан и другие.
Можно также (в г. Ташкенте) организовать экскурсию в дом, где жил Х.Алимжан, Если встреча с И. Султаном не состоится, учитель зачитывает текст из его воспоминаний о Х.Алимжане: «По природе был он мягким, добрым, отзывчивым. Чужую боль он воспринимал, как свою собственную. Он высоко ценил гостеприимство узбекского народа, его трудолюбие. Он говорил, что узбекская земля — благодатный край для творческой работы, что узбекский народ совершил подвиг как на боевом фронте, так и на трудовом. С одним он не смирился до конца своего пребывания на узбекской земле: с тяжелым трудом женщины на хлопковом поле, под палящим солнцем. Он особо отметил красоту узбекской женщины, которую нужно беречь».
Затем учитель зачитывает текст «Х.Алимжан» и раскрывает смысл его очерка «Люди с характером».
Проводится словарная работа по тексту «Х.Алимжан» путем перевода, словотолкования, закрепляется его содержание.
Задание на дом: прочитать статью «Х.Алимжан»; составить план; составить словосочетания с новыми словами; ответить на вопросы, данные после текста наизусть (с. 28).
Урок64 . Тема: Чтение и анализ стихотворения Х.Алимджана «Детство», «Обновление»
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием стихотворения «Детство», «Обновление» ввести новые слова, раскрыть художественные особенности произведения, воспитать чувство любви к Родине.
Оборудование: 1 Картинка учебника, репродукции картин «Уголок Узбекистана», «Березовая роща» и другие. (Подбирает учитель.) 2. Портрет Х. Алимджана.
Ход урока.
I. Опрос по заданной теме.
Словарная пятиминутка (активизируются слова, введенные на первом уроке).
Вопросно-ответная беседа по теме « Х.Алимджан в Узбекистане».
Учащиеся читают планы к статье, составленные дома. Отмечается удачный вариант. Составляется краткий пересказ по плану.
II. Подача нового материала.
Объяснение учителя: Находясь в Узбекистане, Х.Алимжан скучал по своей родине, по той, где он родился. Свои чувства, переживания, тоску по «малой» родине
Первичное восприятие текста.
Анализ отрывков.
Характеристика героев.
подведение итогов.
Домашнее задание.
Урок №_65
Дата проведения урока______________
Тема: Контрольная работа. Стихотворение Хамида Олимжана наизусть.
Цель: - познакомить шестиклассников с произведением отечественной литературы;
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; особенности сюжета и композиции, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи;
- формировать умение давать нравственную оценку деятельности человека.
Ход урока
1. Орг. момент. Проверка домашнего задания.
2. Вступительное слово учителя.
3. Первичное восприятие текста.
4. Анализ отрывков.
5. Характеристика героев.
6. подведение итогов.
7. Домашнее задание.