Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Сегодня на уроке потребуются ваше внимание, поддержка и помощь. Пожелайте друг другу удачи! – Послушайте внимательно выступление победителя конкурса «Колыбельной песни». – Как вы думаете, почему я начала наш урок этим выступлением? | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу |
II. Актуализация знаний | Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! | Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. А. Плещеев | – Какому времени года поэт посвятил это стихотворение? – Весна – это прекрасное время года. Время – когда природа пробуждается от долгой зимней спячки. И приходу весны рады все и растения, и животные, и птицы, и конечно люди | Слушают стихотворение. Отвечают на вопрос | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
III. Постановка учебной задачи | – Назовите тему раздела. – Тема урока – «Народная песня «Весна, весна красная!». Весна – это время пробуждения природы. Время надежд. О весне написано много стихов, песен, пословиц, сказок и рассказов. С давних пор в народе слагались песни-заклички. Весну кликали, звали закличками-веснянками. Эти песни пели в хороводе. – Какие цели и задачи вы поставите? | – Весна. – Познакомиться с народной песней «Весна, весна красная!» |
IV. Работа по теме урока. 1. Чтение произведения | Читает текст песни «Весна, весна красная!». – Главный девиз для работы в парах: «Работая вместе, помогаем друг другу!». – Представитель от каждого ряда должен смоделировать обложку для данной песни, а в дальнейшем она послужит первым листочком для самодельной книжки-малышки под названием «Весна». | Внимательно слушают. Выбирают условные обозначения для модели обложки из памятки в конце тетради по литературному чтению, составляют модели обложек и защищают их |
2. Разучивание народных песенок- веснянок. 1) Закликание весны | Рассказывает, как на Руси закликали весну. (См. ресурсный материал.) – Давайте и мы позовем весну! Ау-ау-аукаем, Весну приаукиваем. Март, март, солнцу рад. Апрель, апрель, открой нам дверь. Май, май, сколько хошь гуляй. Ау-ау-аукаем | Внимательно слушают. Самостоятельно работают с текстом народной песни в парах |
Физкультминутка | А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в стороны, согнули, Вверх подняли и махнули. Спрятали за спину, Оглянулись | Через правое плечо, Через левое еще,. Дружно присели, Пяточки задели. На носочки поднялись, Руки вверх и руки вниз | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
2) Встреча весны | Рассказывает, как на Руси встречали весну | Внимательно слушают. Поют в группах, парах | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
3) Беседа по содержанию произведений | – Каких птиц зазывают дети? – Какие птицы прилетают первыми? – Поделитесь впечатлениями от прослушанной песни. – Что значит народная песня? Давайте закончим наш урок русской народной песней. Весна-Красна да по Заречью шла, О-ой ли, ой, люли, да по Заречью шла! Да по Заречью шла, что ж ты нам несла, О-ой ли, ой, люли, что ж ты нам несла? А я вам несла ой да три вестушки, О-ой ли, ой, люли, да три вестушки: Первая вестушка – Ясно Солнышко, О-ой ли, ой, люли, Ясно Солнышко; Другая ввестушка – тепло летечко, О-ой ли, ой, люли, тепло летечко; Третья вестушка – соловей поет, О-ой ли, ой, люли, да с перепелкою! | Отвечают на вопросы |
V. Итог урока. Рефлексия | – Какую цель мы ставили в начале урока? – При помощи каких задач мы реализовали нашу цель? – Вы довольны своей работой на уроке? – Продолжите предложения: • Мне было интересно узнать... • Урок заставил меня задуматься… – Я надеюсь, что все вы будете: любознательными, наблюдательными, активными читателями, любящими и берегущими землю, на которой мы живем, уважающими народные традиции | – Познакомиться с народной песней «Весна, весна красная!». – 1. Узнали, как описывается приход весны в народном творчестве и в авторском произведении. 2. Определили какое значение имеет в природе весна | Осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, самооценку. Проявляют осознанность в учении. Адекватно реагируют на трудности |
Домашнее задание | Выразительно читать произведения | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |
На Руси всегда очень серьезно относились ко времени, предшествующему лету, – красавице весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Люди отмечают «Масленицу» – проводы зимы, обычно это гулянье проходит рядом по календарю с христианским православным праздником «Сретенье Господне».
22 марта на Руси издавна отмечали день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется и начинается настоящая весна. Были народные приметы в чести. Сороки теплые – сорок дней будут теплыми и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников. Проверяла – и сейчас эти приметы действуют! По традиции, к началу этого праздника, отмечаемого в день весеннего равноденствия, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птички должны были быть аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой. Что же делали с этими птичками? Забирались на крыши домов, подбрасывали их вверх и пели песни-веснянки. Дети залезали на стога прошлогодней соломы, выкладывали там всех печеных птичек, плясали и припевали. Не зря же март в народе величают весновеем, протальником, грачевником. После веселых песен и танцев всех печеных жаворонков съедали, головки приносили матерям. Была примета: как высоко жаворонок летал – таким высоким в этом году будет лен. Какова голова у птички – таким головастым будет лен.