Описание работы.
1. Название работы: урок анализа стихотворения М Цветаевой « Мне нравится, что вы больны не мной..» Тема: «Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд»
2. Предметная область: литература
3. Участники: 9 - 11 класс. 14 - 18 лет
4. Цели и задачи: вызвать интерес к творчеству и жизни Марины Цветаевой через постижение идейно-художественного содержания стихотворения; развитие литературоведческих навыков анализа стихотворения через привлечение внимания школьников на поэтические тонкости и секреты, ритмику и синтаксис стихотворения.
5. Аннотация: Урок может использоваться в рамках программы 8. 9. 11 класса школы на уроках литературы и элективных курсах. В 9 классе по программе под редакцией Коровиной на изучение творчества М.Цветаевой отводится 1 урок и ставится задача перед учителем: «Слово о поэте. Особенности поэтики». Взяв в качестве визитной карточки известную песню, строя урок вокруг нежно-исповедального стихотворения, стараюсь вызвать интерес к судьбе поэта и приобщить к творчеству М.Цветаевой, стараюсь раскрыть если не целое, то центральное через часть. Рассматривая одно стихотворение, даю список названий еще 51 стихотворения, положенных на музыку и исполняемых современными певцами, тем самым доказывая, что ее стихам «как драгоценным винам, Настанет свой черёд». Анализ стихотворения учащиеся проводят, работая в группах. Деление на группы проводится согласно высказанному мнению учеников, о чем данное стихотворение: о любви, не-любви (болезнь), о том, что «нравится». Последнюю точку зрения высказала Анастасия Цветаева, жена Маврикия Минца, которому посвящено данное стихотворение. Методисты и учителя чаще всего пишут, что стихотворение о любви. Композитор М. Таривердиев, объяснял Алле Пугачевой, как надо петь и понимать М. Цветаеву: «... Алла, тебе же не нравится, что вы больны не мной, у Цветаевой именно этот смысл. А ты сейчас поешь, что тебе нравится. Она – то хочет, чтобы были больны ею, а говорит другое – и возникает глубина». Кто же прав? О чем данное стихотворение? Путем подбора цитат, построчного анализа учащиеся постигают смысл и красоту стихотворения, глубину души поэта, знакомятся с фактами жизни М. Цветаевой. Урок сопровождается презентацией с демонстрацией фотографий Марины Цветаевой и членов ее семьи; используется фрагмент фильма «Ирония судьбы», где исполняется песня в исполнении А. Пугачевой.
6. Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: видеофильм «М.Цветаева» с диска «Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон. Литература 5-11классы», Презентация Microsoft office Power Point 97-2003;
Презентация к уроку Microsoft office Power Point 97-2003, 25 слайдов;
Песня в исполнении А.Пугачевой. Кадры из фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром». KMP – MP 4 audio/video File. проигрыватель Windows media или Winamp.
7. Ключевые слова: любовь, не-любовь, нравится, болезнь.
8. Автор: Куликова Ирина Михайловна учитель русского языка и литературы
9. Место работы: Республика Хакасия, Бейский район, село Сабинка, ул. Ленина 40. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сабинская основная школа. МБОУ Сабинская ООШ.
План-конспект урока анализа стихотворения М Цветаевой « Мне нравится, что вы больны не мной..»
«Мои стихи-дневник»
М Цветаева.
Урок начинается с демонстрации кадров из кинофильма «Ирония судьбы», где героиня (голосом Пугачевой А) исполняет песню «Мне нравится, что вы больны не мной»
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!
Учитель: Знакома ли вам эта песня? Как называется фильм? Кто исполняет песню? Кто автор музыки? (Таривердиев) Кто автор стихотворения?
После того как учитель выслушает ответы детей, сообщает:
Одно из самых знаменитых стихотворений Марины Ивановны «Мне нравится, что Вы больны не мной» было написано 3 мая 1915 года. Широкую известность стихотворение получило после выхода к/ф «Ирония судьбы, или c лёгким паром!», где песню на стихи Цветаевой исполнила Алла Борисовна Пугачева.
Постановка целей и задач урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Марины Цветаевой; проанализируем лишь одно ее стихотворение и попытаемся понять, о чем оно. Марина говорила: «Мои стихи - дневник», надеюсь, что читая ее стихи, вы сможете понять душу и судьбу поэта.(она не называла себя поэтесса)
3.Демонстрация слайдов 3-8. Рассказ о Марине и Анастасии.
4.Прочтите стихотворение. О чем стихотворение?
- О любви
-О нелюбви
- О том, что нравится кто-то
Учитель: кто-то - это Маврикий Минц (впоследствии муж сестры Марины Цветаевой - Анастасии).
Демонстрация слайдов 10.11.12
Учитель: Итак, ваши мнения разделились: одни считают, что стихотворение о любви, другие – о нелюбви, третьи, что кто-то ей нравится. Для того чтобы разобраться и дойти до сути, разделимся на 3 группы: любовь, не-любовь, нравится – и выпишем цитаты, подкрепляющие вашу точку зрения. (Дети пересаживаются, согласно выбранной группе). Но прежде я вас познакомлю с разными точками зрения на это стихотворение:
Слайд 13. А вот, что рассказывала Анастасия Цветаева об истории этого прекрасного стихотворения Инне Галант. (Инна Галант - всю жизнь была увлечена театром, книгами, высокой поэзией. Её можно назвать не только пушкиноведом но и ведом ещё очень многих известных поэтов. Её интересовало всё: жизнь поэтов, почему и зачем написано данное стихотворение и при каких обстоятельствах, что питало в тот момент душу поэта, кого любил и кем был любим во время написания этих строк. Чтобы лучше это понять она общалась с сестрой Марины Цветаевой- Анастасией, Белой Ахмадулиной, дочерью Вероники Тушновой, внуками Анастасии Цветаевой, Виктором Боковым и другими, читала письма поэтов).
Слайд 14. -Анастасия Ивановна, а есть на фотографии Минц Маврикий Александрович, которому Марина посвятила стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной»?
- Конечно, есть. Это же мой муж. Видите на фотографии – маленький рыжий еврей, Маврикий Александрович. На снимке (г. Александров 1915г.) - Марина с Алей, я с Андреем и за нами – Сергей Эфрон и Маврикий, ему и посвятила Марина стихотворение.
слад 15. Мое чтение не понравилось Анастасии Ивановне. Я не понимала смысла этого стихотворения, и это чувствовалось при чтении.
«Многие не понимают этого стихотворения, ищут подтекст, второй смысл. А никакого второго смысла нет. Мне было 20 лет, я рассталась со своим первым мужем. На моих руках – 2-х летний сын Андрюша. Когда Маврикий Александрович впервые переступил порог моего дома (выполнял просьбу друга), мы проговорили целый день. Он был поражен, что я уже автор романа «Королевские размышления» и пишу второй роман. Я свободно владела иностранными языками, живопись, музыка – все, что мы с Мариной унаследовали от матери. Маврикий Александрович сделал мне предложение. Я стала его женой». А Цветаева
Слайд 16. «Но когда Маврикий Александрович познакомился с Мариной – он ахнул! Марине 22 года, и она уже автор двух поэтических сборников, у нее прекрасный муж и 2-х летняя дочь. Марина в те счастливые годы была хороша собой, белоснежная кожа с легким румянцем, красивые вьющиеся волосы. Маврикий Александрович любовался Мариной, она это чувствовала и ... краснела. Марина была благодарна Маврикию Александровичу, что я не одинока, что меня любят... Вот об этом стихотворение. Марине «нравилось» и никакого второго смысла в нем нет. Оказывается, «другой», которую спокойно обнимал Маврикий, была ее сестра Асенька, с которой Марина не разлучалась все детство, юность.»
Слайд 17. «Нет, Марине нравилось, что любят ее сестру, Асеньку...
Маврикий Александрович оказался таким родным, заботливым, надежным. Когда родился сын Алеша, в г. Александрове, где жили Анастасия Ивановна с детьми, с Маврикием, в доме случился пожар. И Маврикий первого вынес Андрея, а только потом Алешеньку, которому было всего 11 месяцев. Анастасия Ивановна с двумя малышами уехала в Феодосию, Маврикий Александрович – в Москву. И вдруг телеграмма от Марины: у Маврикия гнойный аппендицит. Анастасия Ивановна, оставив детей, выехала в Москву, но опоздала. Маврикия похоронили, он умер по вине врачей. Ему был 31 год. Через два месяца в Коктебеле от дизентерии умирает младший сын Алеша.»
Слайд 18. «Но смысла стихотворения не понимала не только я, пишет И.Галант, - Не понимал его и композитор М. Таривердиев, который написал музыку на это стихотворение, и оно стало популярным после выхода фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром». Героиня фильма исполнила романс ... голосом Аллы Пугачевой. В книге М. Таривердиева «Я просто живу» (в серии 20 й век) я прочла о том, как он объяснял Алле Пугачевой, как надо петь и понимать М. Цветаеву: «... Алла, тебе же не нравится, что вы больны не мной, у Цветаевой именно этот смысл. А ты сейчас поешь, что тебе нравится. Она – то хочет, чтобы были больны ею, а говорит другое – и возникает глубина».
Слайд 19. Марина Цветаева писала: «Женщина. Любовь. Страстью Женщина, с начала веков, умела петь только о любви и страсти. Единственная страсть женщины – любовь. Каждая любовь женщины – это страсть. Вне любви женщина, в творчестве, ничто…»
Учитель: В пособии, дополняющем учебник литературы для 9 класса. Фонохрестоматия. ВЯ. Коровина. Читаем задание: »Сначала ощущается игривое притворство: «мне нравится…» звучит как легкая насмешка, но игры хватает ненадолго и вскоре в словах «мне нравится…» слышится грусть, досада, боль…» Стихотворение демонстрирует удивительную поэтическую дерзость поэта. В нем говорится о женщине, готовой любить. Раскрывается душа, жаждущая любви»
Физкультминутка.
Я подобрала строчки стихотворений, в которых есть действия, которые мы с вами воспроизвёдём, творчество М.Цветаевой нам поможет.
О, люди - встаньте!
Под глубокий вздох
Вы руки к небу поднимите.
Глазами тучу поищите.
Себе под ноги посмотрите.
Кругом просторы оглядите.
Руками пепел разотрите.
Дав отдохнуть своим силам от споров,
Снова вернемся к разговору.
Учитель: как видите, разделились не только ваши мнения на это стихотворение. Для того чтобы разобраться о чем же стихотворения обратимся к его строкам и поработаем в группах. Работа в группах. Подбор цитат. Оформление таблицы. Слайд 20
Выступление групп: 1. Нравится. Свои чувства поэтесса обозначает словом «нравится», которое настойчиво повторяет 4 раза.
что вы при мне
Спокойно обнимаете другую
Теперь мы знаем, «другой», которую спокойно обнимал Маврикий, была ее сестра Асенька.
2 группа: Нелюбовь. Болезнь.
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Можно просто любить, а можно болеть человеком. Она указывает, что «болезнь» предполагает несвободу. А героине, свободной от каких-либо обязательств и правил, можно: «...быть смешной - распущенной - и не играть словами...». При общении с этим человеком не возникнет неловкости:
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
В этом стихотворении слово «любовь» вообще не звучит. Любовь-болезнь – устойчивый образ, известный еще со времен Пушкина А.С.:
…Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей (Пушкин)
Учитель: Любовь или нелюбовь? Прочтите стихотворение еще раз, убрав отрицания: Мне нравится, что вы больны… мной,
Мне нравится, что я больна …вами,
Что …. тяжелый шар земной
… уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и …играть словами,
И … краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
… прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я … вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, …
Упоминаете … днем, … ночью - всуе...
Что… в церковной тишине
… пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - … зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши …гулянья под луной,
За солнце, … у нас над головами,-
За то, что вы больны ….мной,
За то, что я больна … вами!
Получается, что Цветаева дала определение любви. Любовь – это быть больными друг другом, это ощущение зыбкости под ногами, это умение быть смешной, играть словами, краснеть удушливой волной, гулянья под луной, солнце, … над головами…
3 группа. Любовь. Героиня благодарит за любовь:
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня - не зная сами!-
Так любите...
Героиня не лишена нежности к тому, кому адресовано послание, называя его «мой нежный». Это стихотворение о любви, в которой и герой, и героиня боятся признаться. Проще не дать воли чувствам, чем страдать от неразделенности или от угрызений совести и греховности, ведь Марина замужем и он не одинок:
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Но все мысли заняты им, и он любит, но заставляет себя молчать:
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите:
В первых строках Цветаева пишет о покое
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Она говорит спасибо за ночной покой, за редкость встреч и не-гулянья так настойчиво, будто убеждает себя и нас, что так правильнее. Хотя искреннее сожаление и даже боль звучат в последних строках:
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!
Какая сила чувства в этом мучительном и печальном вздохе сожаления увы! Да, Цветаева не называет своего чувства прямо, но напряженность, страстность, драматизм в стихотворении присутствует из-за несовместимости, невозможности желаемого и действительного. Анафора (единоначалие) в начале стихотворения и в последних двух строках – это символ безысходности. Эмоции прошли по кругу, круг замкнулся. Круговая композиция – это замкнутость, а повтор «за то» - это почти обвинение в бегстве от истинного чувства:
За мой ночной покой
За редкость встреч
За не-гулье
За солнце, не у нас над головами..
Цветаева употребляет и прием контраста: покой-огонь. «Покой-это состояние тишины, бездеятельности, отсутствие беспокойства»(С.Ожегов) Огонь употребляется в сочетании со словом «адовый»-огонь, пожирающий грешные души.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Имя героини – не имя грешницы. Говорят, имя Бога не упоминай всуе. А герой ее имя не упоминает всуе, значит она не грешница. Взволнованность, недосказанность передаются ритмикой стиха: паузы, тире, многоточия:
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!
8.Учитель: Каждая группа пыталась убедить остальных в своем правильном понимании стихотворения. Может быть, кто-то изменил свое мнение и пожелает перейти в другую группу? Объясните, почему? После выслушивания ответов детей, формулируется вывод:
Слайд 20.«Наверняка, вся ценность стихотворения и заключается в его смысловой запутанности, как бы паутине чувств. Трудно разобрать, что в действительности чувствует героиня. Она, вероятно, и сама этого не понимает. Она ощущает одновременно и радость, и грусть. Ведь, начиная свой благодарственный монолог с насмешливых нот, она заканчивает его уже словами «Увы!». И тогда предшествующие строчки нам перестают казаться достаточно оптимистичными. Многогранность чувств свойственна стихам Цветаевой, и благодаря этому качеству ее поэзия передает сущность всей человеческой жизни. Ведь мы все часто мучимся в сомнениях, не можем понять, что же испытываем, чего хотим на самом деле, что чувствуем. Вот и героиня стихотворения благодарит за нелюбовь, но делает это со слезами в голосе.» (Stavcur.ru http://stavcur.ru/stihi/analizy/Cvetaeva/4.ht...)
Казалось бы, неторопливый, размеренный, исповедальной тон, а сколько чувств и эмоций. Читая стихотворение, слушая песню, наполняешься светлой грустью, любовной тоской и в конце стихотворения чувствами порыва, безудержности стремления души к движению, ибо страсть вырывается в последнем восклицании:
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!
Слайд 20. Марина писала:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
– Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Учитель: Видимо, черед настал. Стихи Марины Цветаевой любят, читают и поют. Мы сегодня познакомились лишь с одной из них. Перед вами список песен и их исполнителей на стихи Марины Цветаевой.
Федор Борковский
В маленькой деревенской гостинице
В огромном городе моем — ночь
Ваш нежный рот
Вы столь забывчивы
Диккенсова ночь
Любви старинные туманы
Марина
Молодость моя
Откуда такая нежность
Александр Матюхин
Ваш нежный рот — сплошное целованье
Вчера еще в глаза глядел
Кавалер де Грие, напрасно
Кто создан из камня
Молодую рощу, шумную
Новый год я встретила одна
О путях твоих пытать не буду
Овраг
Письмо
По холмам — круглым и смуглым
Пусть не помнят юные
Раковина
Рано еще не быть
Рябину рубили зорькою
Соперница, а я к тебе приду
Тамара Гвердцители
Молитва
Сильней любите (Посвящение женщине)
Элеонора Крыжаева
Психея
Петр Кошелев
Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе...
Светлана Ветрова
Расчесочка (Чтобы помнил не часочек, не годок)
Эльмира Галеева
Все перемелется, будет мукой
Вот опять окно, где опять не спят
Кабы нас с тобой, да судьба свела
Милый друг, ушедший дальше чем за море
Я тебя отвоюю у всех земель
Алла Пугачева
Мне нравится, что вы больны не мной
Уж сколько их упало в эту бездну
Хочу у зеркала, где муть
Елена Фролова
А девы — не надо...
Але (Когда-нибудь, прелестное созданье...)
Бузина (Бузина цельный сад залила...)
В день Благовещенья руки раскрещены...
Зимы приметы
И ангел и лев...
Из лепрозория лжи и зла...
Лебединый стан (Об ушедших, отошедших...)
Нежно-нежно, тонко-тонко...
О путях твоих пытать не буду...
Охватила голову и стою...
Простите любви — она нищая...
Сад (За этот ад, за этот бред...)
Скифская колыбельная (Как по синей по степи...)
Учитель: 51 песня на стихи Марины Цветаевой. «Мои стихи-дневник»,- писала М Цветаева. И это действительно так. Творческое наследие М.Цветаевой огромно: последнее собрание сочинений составили семь томов. Мы познакомились со стихотворением, относящимся к раннему творчеству Марины Цветаевой. Конечно же, она менялась (вновь демонстрируются слайды 3-12). Менялся внешний облик: пухлое миловидное личико девушки, невесты, молодой счастливой жены и матери не совмещается с заострившимися чертами лица матери, потерявшего ребенка, постаревшей женщины, потерявшей радость и смысл жизни. Счастливое детство и юность, талант и радость творчества вначале и развязка – самоубийство! Менялся и ритм стихов: от размеренного, спокойного, нежно-исповедального, печально-элегического до клокочущего, перекипающего через край. Творчество и жизнь Марины слиты воедино. Читая ее стихи, вы поймете ее душу. Стихи для Цветаевой - единство значения и звучания, поэт – «равенство дара души и глагола»
Список литературы:
М. Таривердиев «Я просто живу» (в серии 20 й век)
В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И Коровин «Пособие, дополняющее учебник литературы для 9 класса. Фонохрестоматия.» Просвещение. Ст. 20
Инна Галант
Интернет. Stavcur.ru http://stavcur.ru/stihi/analizy/Cvetaeva/4.ht...
8