Урок по биологии в 7 классе
Тема: Строение и разнообразие цветков.
Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
изучить особенности строения цветка,
показать связь строения цветка с выполняемой функцией,
сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.
Воспитательные:
умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
прививать бережное отношение к природе,
воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Развивающие:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: табл. «Строение цветка», «Строение цветов растений», , модели цветков, Цветущие комнатные растения»
Ход урока
План
Организационная часть (2 мин.).
Проверка домашнего задания (8 мин.).
Актуализация изучения материала (2 мин.).
Новая тема (20 мин.).
Обобщение и закрепление изученного материала (10 мин.).
Подведение итогов урока (2 мин.).
Задание на дом (1 мин.).
Организационная часть.
- Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие, фиксация отсутствующих.
- Организация внимания.
Проверка домашнего задания по теме «Видоизменения подземных побегов».
2.1 Фронтальный опрос.
- Какие черты сходства знаете между типичными побегами и видоизмененными побегами?
- Какое строение имеет клубень картофеля?
- Что доказывает, что луковица- побег?
- Какие растения имеют видоизмененные побеги- корневища?
- Какие человек использует видоизмененные побеги?
2.2 Тест.
- Клубень картофеля представляет собой:
А) корень;
Б) корневище;
В) стебель;
Г) видоизмененный подземный побег;
Д) видоизмененный корень.
- Донце луковицы - это;
А) укороченный стебель;
Б) видоизмененный лист;
В) видоизмененный корень.
- Луковица лука представляет собой:
А) корень;
Б) корневище;
В) стебель;
Г) видоизмененный подземный побег;
Д) видоизмененный корень.
- Корневище – это видоизменённый:
А) боковой корень;
Б) лист;
В) побег
3. Актуализация знаний
Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.
4. Изучение нового материала.
(Беседа с учащимися с демонстрацией органов цветка на таблицах)
- Какая наука занимается изучением растений?
Ботаника – это наука о растениях и растительном покрове.
(На партах учащихся лежат гербарии растений)
- Покажите органы цветкового растения? (Корень, стебель, лист, цветок)
- Цветок служит для семенного размножения растений.
- Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Подумайте, у всех ли растений они образуются? (Дети говорят). Цветки образуются только у цветковых растений. Наиболее яркое и значительное явление в растительном мире – цветение. Цветки самой разнообразной формы и окраски привлекают внимание человека. Ранней весной ветер далеко разносит их желтую пыльцу. К первым барашкам ивы, которые начинают зеленеть и желтеть летят первые пчелы. На пригретых солнцем склонах появляются ярко-желтые цветки мать-и-мачехи. Они развиваются на толстых подземных стеблях за счет питательных веществ прошлого года. Цветки отцветают, а уж потом появляются большие листья. Так каждый год начинается цветение растительного мира. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, есть и те, что цветут поздней осенью. Например, безвременник. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но всеони имеют единый план строения. Давайте познакомимся со строением отдельных частей цветка.
- Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложе, а чашка, венчик, тычинка и пестик – это видоизмененные листья. (Учащиеся слушают учителя, зарисовывают схему в тетрадь)
- Цветки очень различны по своей форме, окраске и размерам.
- Определение записываем в тетрадь: Цветок – это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению.
- Определение записываем в тетрадь: Осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем. Оно может быть выпуклым (лютик), плоским (пион), вогнутым (манжетка).
- Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Самая яркая часть цветка – это околоцветник. Он может быть простой и двойной.
- Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным.
- Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета.
- Ребята, рассмотрите представленные на рисунке различные виды цветков и определите, какие у них по строению чашечки?
- Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если все его лепестки срастаются, то он называется сростнолепестным.
- Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков.
- Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик.
Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором нельзя выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым.
- В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые.
- Рассмотрите рисунки цветков. Определите, какие у них околоцветники.
- Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки.
- Главные части цветка: тычинки и пестик. Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка. Цветок – генеративный орган растения, а значит его основная функция – образование плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в размножении и образовании семян не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и пестик.
- Записываем в тетрадь: Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца.
В биологии тычинка обозначается символом “марса” – внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно.
- Внутри пыльника созревают пыльцевые зерна. По размеру – это одна клетка. Снаружи пыльцевые зерна покрыты плотной оболочкой, имеют шипики, зубчики, бугорки и бороздки. По форме пылинки можно определить растение, которому она принадлежит. У насекомоопыляемых цветков пыльца крупная и клейкая, у ветроопыляемых – мелкая и сухая.
- Записываем в тетрадь: Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль – удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где расположены одна или несколько семяпочек.
В биологии пестик обозначается символом “зеркало Венеры” – .
Для того чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика на определенную высоту. А из завязи образуется плод. Различные виды пестиков.
- Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики.
Записываем в тетрадь: Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только тычинки – это мужской цветок.
Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка на даче мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит: “Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах”. Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одном растении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, а плодов не образуют. Поэтому ваша мама и называет их “пустоцветами”.
Примеры однополого однодомного цветка.
- Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на “ершики для мытья посуды”. Это женские цветки. Два растения: на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения “пылят” расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках. Еще один пример двудомного растения.
Цветок расположен на цветоножке, которая является продолжением побега. Цветки, не имеющие цветоножек, называют сидячими.
Формула цветка
Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:
Ч – чашечка,
Л – лепестки,
Т – тычинка,
П – пестик,
1 – неправильный цветок,
* - правильный цветок,
- пестичные (женские) цветки,
- тычиночные (мужские) цветки,
- обоеполые цветки,
( ) – сросшиеся части цветка,
цифры – количество частей цветка,
- число частей цветка больше 12.
Зная, условные обозначения, давайте попробуем составить формулы цветков вишни: цветок обоеполый, правильный, лепестков – 5, чашелистиков – 5 сросшихся, тычинок много, пестик – 1; василька: цветок обоеполый, правильный, чашелистиков – 5, лепестков – 5 сросшихся, тычинок – 5, пестик – 1.
5.Закрепление:
- Итак, давайте выполним лабораторную работу “Строение цветка”.
1. Рассмотрение под лупой тычинок и пестика.
Внешнее строение цветка (на партах лупы, коллекция растений).
Какую форму имеют лепестки?
Какие размеры?
Какие бывают лепестки?
Какие бывают чашелистики?
2. Дети зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.
6.Подведение итогов.
Выставление оценок за урок.
7. Задание на дом:
Параграф 27, записи в тетради, вопросы в конце параграфа.