СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения и развития речи: Л.Н.Толстой "После бала"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: расширить знания учащихся о биографии писателя; познакомить учащихся с историей созданаия рассказа и его особенностями; воспитывать гуманизм, человечность

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения и развития речи: Л.Н.Толстой "После бала"»

Урок чтения и развития речи

Подготовила и провела: Гладких М.П.

Тема урока: Л. Н. Толстой «После бала»

Цели урока:

- Расширить знания о биографии писателя;

- Познакомить учащихся с историей создания рассказа и его особенностями;

- Воспитывать гуманизм, человечность через прочтение художественного

текста.

Ход урока


  1. Орг. Момент

  2. Проверка домашнего задания

- Что мы знаем о Л.Н.Толстом?

(Презентации о биографии Л. Н. Толстого, заранее подготовленные учащимися.)

  1. Определение темы и цели урока

- Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему писатель остановился на названии «После бала»?

- Оправдан ли такой выбор?

  1. Изучение темы:

- Что такое рассказ?

(Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.)

- Сколько сюжетных линий в рассказе? (Как правило, одна сюжетная линия)

Докажите, что «После бала» - это рассказ. (Ответы учащихся)

- Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Толстой?

(О сороковых годах 19 века, о времени правления Николая 1.)

- В каком году вступил на престол Николай 1, (с каким событием российской истории это связано)?

- Расскажите об истории создания рассказа «После бала».

- Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?

- Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»

- Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?

- (Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.)


5. Работа с текстом (детали, изобразительные средства)

- Назовите день, когда происходило событие. (Последний день Масленицы)

- Что вы знаете об этом празднике? Как называют последний день Масленицы и последующий за ним? (Прощеное воскресенье и Чистый понедельник)

- Найдите в тексте описание бала.

- Определите смысловой рисунок бала (детали, которые используются для описания бала). Найдите изобразительные средства, при помощи которых автор создает этот смысловой рисунок. - Найдите описание Вареники и её отца.

- Определите хронотоп (время и пространство рассказа)

- Описание танца генерала с дочерью. Как ведут себя герои эпизода?

- Как меняется настроение рассказа утром?

- Найдите ключевые слова эпизода.

- Как меняется полковник утром?

- Работа над понятием «антитеза».

- Найдите в эпизоде описание полковника и наказываемого татарина.

- Как помогает антитеза предать характер и настроение героев рассказа?

- Найдите речевые характеристики героев.

- Что нарушает толстовскую структуру текста? «Братцы, помилосердуйте!»

- В рассказе показаны два закона: Божий (начинается Великий пост, всепрощение, милосердие) и закон человеческий. Какой закон главный? (Божий. Он вечен).

6. Итог урока

- Какие события описаны в рассказе?

- Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? (Подтвердите свои слова цитатами из текста.)

- Какие социально-нравственные проблемы хотел донести Л.Н. Толстой до своего читателя?

7. Домашнее задание

- Подготовьте характеристику героев рассказа «после бала».

- Ответьте на вопросы учебника (1 - 7)