ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ.
ТКАНИ ИЗ ВОЛОКОН РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
Цель урока:
ознакомить учащихся с особенностями конструкционных материалов из волокон растительного происхождения, их свойствами, их влиянии на организм человека, развивать аналитические способности, умение распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, воспитывать внимание, бережливость, эстетический вкус.
Оборудование
Коллекции «Хлопок», «Лен», «Виды волокон», образцы х/б и льняных тканей, емкость с водой, увеличительное стекло.
Основные понятия
Хлопок-сырец, лен-долгунец, волокно, пряжа, нити, суровая ткань, отбеливание, окраска.
Тип урока
Комбинированный
ХОД УРОКА.
1 Организационный момент.
2 Актуализация опорных знаний.
Викторина.
1Как называется процесс изготовления тканей?
2 Как называются переплетающиеся в ткани нити?/вдоль и поперек ткани/
3Как называется уплотненный край ткани, идущий вдоль длины ?
4 Как определить направление нити основы?
5 На образцах покажите гладко-крашеные ткани, с ворсом, с рисунком.
За правильные ответы жетоны-лоскутки.
3 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
3.1 На прошлом уроке мы знакомились с процессом изготовления тканей на ткацких станках на ткацких фабриках. Вы уже знаете, как переплетаются нити основы и утка, как их определить и как это поможет в процессе изготовления изделия. Но вот у вас в руках различные лоскутки – жетоны и те, что я вам передала.
Отличаются они? Чем? Можете ли вы сказать, что из таких тканей можно сшить? Оказывается для пошива пальто и летнего платья необходимы совершенно разные ткани. Сегодня мы познакомимся с тканями, которые изготавливают из волокон растительного происхождения.
3.2 На доске надпись «ЛЕН».
Демонстрация мультфильма «Ивашкина рубашка».
Демонстрация коллекции «Льняные волокна, ткани и их предназначение» /лен- постельное белье, рабочая одежда, столовое убранство, гардины, модная одежда/
3.3 Межпредметные связи. Обозначаем, как урок технологии связан с другими предметами:
-география - выращивание льна/ Россия, Белоруссия, Эстония, Украина/
-биология - натуральное волокно благоприятно действует на состояние организма,
- история – лен – материал, из которого шили одежду, оформляли интерьер жилища /экспонаты из школьной костюмерной или иллюстрации/
3.4 Я хочу обратить ваше внимание на этикетки ,прикрепленные к швейным изделиям, которые вам передаю. 100% хлопок. Это именно тот материал, из которого шьют изделия для новорожденных деток, ваше нижнее белье, ваши школьные блузки.
На доске надпись «ХЛОПОК»
Демонстрация коллекции «Х/Б волокна» - сравним с льняными.
Демонстрация образцов Х/Б тканей: батист, байка, бязь, сатин, паплин и т.д.
А сейчас мы познакомимся со свойствами тканей из волокон растительного происхождения. НО сначала разберемся, что такое свойства тканей и для чего нам надо это выяснять?
ТИП | СВОЙСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
механические | прочность | Выдержка физической нагрузки |
| Сминаемость | Сохранит ли заломы |
| драпируемость | Образуются ли мягкие склады |
гигиенические | Гигроскопичность | Впитывает ли влагу |
| Теплозащитность | Сохраняет ли тепло |
| Пылеемкость | загрязняемость |
| воздухопроницаемость | Пропускает ли воздуз |
технологические | усадка | Уменьшение размеров при стирке и ВТО |
| Осыпаемость | Выпадение нитей |
| Раздвижка нитей в швах | Смещение нитей в результате строчки |
оптические | Блеск | Отражение света |
| Колорит | Соотношение цветов |
Дети заполняют таблицу, а учитель демонстрирует свойства. Скажите , какие гигиенические свойства являются определяющими-для верхней одежды?
Для белья?
Для летней одежды? ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ
Для каких изделий важны и
-высокая прочность? получают
-малая сминаемость? Жетоны-лоскутки
- драпируемость?
Чем важны при раскрое и утюжке
-осыпаемость?
-усадка?
ФИЗМИНУТКА.
4 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, Теперь мы можем заполнить другую таблицу «Свойства тканей из волокон растительного происхождения» /работа с учебником/
Свойства и признаки определения вида ткани | Х/Б | ЛЬНЯНЫЕ |
Блеск | матовый | Блестящий |
Равномерность нитей | Равномерн. | Неравномерн. |
Крепость | средняя | Высокая |
Сминаемость | средняя | Высокая |
Гигроскопичность | хорошая | Хорошая |
осыпаемость | слабая | Сильная |
воздухопроницаемость | средняя | высокая |
Во время выполнения работы учитель использует увеличительное стекло, емкость с водой, лоскутки ткани для демонстрации опыта на крепость, сминаемость, осыпаемость.
5 Закрепление знаний.
Назовите свойства тканей. Игра «Шаг- свойство»
Что крепче ? ткань из льна или хлопка?
Школьную юбку практичнее сшить из льна или х/Б ткани? Почему?
6 Подведение итогов.
Оценивание работы на уроке /учет и жетонов-лоскутков/
Домашнее задание: подобрать лоскутки, принести швейные принадлежности.
7 Рефлексия.
Знания, которые вы получили сегодня, не раз помогут вам сделать правильный выбор в творческом процессе изготовления разнообразных швейных изделий, сориентруют вас в мире моды .Желаю вам не ошибаться в выборе тканей, ведь от этого зависит ваше здоровье.