10 класс
Урок-эссе по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Цели: раскрыть основные темы и мотивы лирики Ф. И. Тютчева и А.А.Фета, постичь сложнейший поэтический мир русских поэтов-современников, чтобы волновавшие их вопросы, испытанные переживания стали частью душевного, духовногоопыта учащихся;
выявить сходства и различия поэтического мироощущения поэтов Тютчева и Фета;
учиться восприятию и истолкованию лирического произведения, анализируя художественные образы и языковые средства, присущие только этим поэтам.
Рекомендации: для рассмотрения данной темы целесообразно отвести два урока.
Подготовка к уроку: класс делится на четыре творческие группы.
1. Исследователи творчества Ф. И. Тютчева.
2. Исследователи творчества А. А. Фета.
3. Эксперты.
4. Создатели компьютерной презентации на тему «Поэзия А. А. Фета,Ф. И. Тютчева и русский романс».
Оборудование: на доске портреты поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, портрет Елены Денисьевой, портрет героини любовной лирики А. А. Фета Марии Лазич, репродукции картин русских художников-пейзажистов И.И.Левитана, И.И.Шишкина, репродукции картин художников-импрессионистов В. Борисова-Мусатова, Клода Моне, компьютерная презентация.
Музыкальный фон: романсы на стихи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, музыка А. Вивальди «Времена года», П. И. Чайковского «Времена года», «Соната № 14».
Ход урока
Целый мир от красоты.
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что
Бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
А. А. Фет
Звучит романс на стихи Ф. И. Тютчева «Я встретил вас - и все былое».
I.Объявление темы и цели урока.
Словоучителя.Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-эссе, посвященный творчеству русских поэтовФ. И. Тютчева и А. А. Фета. Удивительных поэтов, но вместе с тем сложных. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Знакомиться с лирикой Тютчева и Фета.
Учиться восприятию и истолкованию лирических произведений, художественных образов, языковых средств, присущих только этим необыкновенным поэтам.
Будем учиться выделять сходства и различия поэтического мироощущения сложнейших русских поэтов-современников.
Активизировать мышление посредством компьютерной технологии.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
III. Восприятие учащимися учебного материала.
1. Вступительное слово учителя об эпохе, о месте и роли творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета в литературном процессе того времени.
Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета пришлось на эпоху мощного общественного подъема в стране и социальных противоречий действительности. Унизительное крепостное право, тормозившее не только экономическое, но и культурное развитие России, политическая реакция после поражения восстания декабристов, поражение русской армии в Крымской войне и смерть Николая I, покушение на нового царя.
Это были годы напряженной общественно-политической борьбы между революционными демократами и сторонниками медленных, постепенных реформ, которая не могла не найти отражение в литературе. Ареной этой борьбы стал журнал «Современник». На одном полюсе оказались поэты демократического направления во главе с Чернышевским и Некрасовым. Они принимали активное участие в жизни страны, в своих произведениях писали о тяжелой судьбе русского народа, обличая произвол и насилие.
Вопрос.Ребята, скажите, как Чернышевский в своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) определил назначение искусства и какова роль художника слова?
Ученики рассказывают об основных положениях диссертации Н. Г. Чернышевского. «Высшее назначение искусства – бытьучебником жизни». Творчество Н. А. Некрасова открыло новую эпоху в русской поэзии. В тревожные для родины дни поэт не имеет права уклоняться от участия в борьбе. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Учитель. Иное представление об искусстве, о назначении поэзии и роли поэта в обществе отобразили в своем творчестве поэты, современники Чернышевского и Некрасова, Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Для них искусство стало убежищем от тягот жизни, орудием исцеления душевных невзгод. «Мы постоянно искали в поэзии, - писал Фет в предисловии к сборнику «Вечерние огни», -единственное убежище от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских».
2. Природа - Любовь – Красота-основные символы лирического пространства двух великих поэтов, творчество которых так много значило для русской литературы, для русского сознания.
Звучит музыка А. Вивальди «Времена года».
Учитель. Несравненный Вивальди. Времена года. Судьба Тютчева-поэта необычна. Это судьба последнего романтика, творившего в эпоху торжества реализма. Романтизм поэта сказывается в тонком понимании и гениальном изображении природы. Неповторимо запечатлел он в своих стихотворениях все четыре времени года.
Вопрос.Какой предстает природа в стихах поэта? В чем особенность изображения природу поэтом Тютчевым?
Ученики выразительно читают стихотворения о природе: «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной».
Вопрос. Какие чувства, ассоциации рождают у вас поэтические строки Тютчева? Постараемся раскрыть значение поэтических образов поэта.
Ученики выразительно читают стихотворения «Осенний вечер», «Еще земли печален вид».
Словарная и лингвистическая работа с использованием ИКТ.
Вопрос.Ребята, какой прием построения стихотворений использует поэт, чтобы показать связь человека и природы? Как поэт объясняет единство человека и природы?
Скажите, согласны ли вы с поэтом Некрасовым, который о стихотворении «Осенний вечер» писал: «... Каждый стих хватает за сердце, как хватает за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно, и перестать слушать жаль».
4.Любовная лирика Ф.И.Тютчева.
Словоучителя. Ребята, вершиной человеческого счастья является любовь. Я думаю: любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. Возраст Тютчева-поэта приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление, мрачно констатировал: «Я отжил свой век и ... у меня ничего нет в настоящем». Но случилось так, что в его сердце вновь пришла ВЕСНА, ВЕСНА ЛЮБВИ. «И может быть на мой закат печальный / Блеснет любовь улыбкою прощальной» (Пушкин).
Последняя любовь! Давайте посмотрим, какой она была в жизни поэта.
Опережающее обучение.
Учащиеся, заранее получившие индивидуальные задания,представляют свои работы:
Читают наизусть стихотворение «Последняя любовь».
Анализ стихотворения.
Рассказ об истории любви Ф. И. Тютчева и Елены Александровны Денисьевой.
Учитель. Итогом размышлений поэта о природе человеческих взаимоотношений, о любви стал цикл стихотворений, посвященных Елене Денисьевой. Он получил название «Денисьевского цикла».
Учащиеся читают наизусть стихотворения «денисьевскогоцикла»:
- «Я очи знал - о, эти очи!»
«О, как убийственно мы любим...»
«Чему молилась ты с любовью...»
«Не говори: меня он, как и прежде, любит»
«Предопределение».
Учитель. Ребята, попытаемся понять, как складывались отношения двух любящих людей.
Учащиеся проводят анализ стихотворения «Я очи знал - о, эти очи!» по предложенным вопросам.
Вопросы для анализа стихотворения:
Человек, рассказывающий о своих чувствах, счастлив или нет? Как вы это определили?
Какие художественные средства помогают поэту запечатлеть образ любимой женщины, передать притягательную силу любящих и любимых глаз?
«От их волшебной, страстной ночи / Я душу оторвать не мог». Чем объяснить возникновение такой метафоры? Как вы понимаете эти слова?
Как вы можете объяснить выражение: «непостижимый взор, обнажающий жизнь до дна».
5) Какими словами передана поэтом «история любви»?
(Страстная ночь, горе, страсти глубина, страдания, роковой,волненье, слезы.) Можно ли взаимоотношения лирического герояи его возлюбленной назвать гармоничными?
6) Какой пушкинский мотив (чудное мгновение) повторяетпоэт в стихотворении? Что рождают чудные мгновения в душелирического героя?
Пока класс анализирует предложенное стихотворение, два ученика выполняют работу у доски.
1-езадание. Проследить за чувствами лирического героя, постичь внутренний мир его возлюбленной.
2-е з а д а н и е. Что в облике возлюбленной вызывает восхищение? В чем лирический герой упрекает себя? (Учащиеся представляют на доске ответы в виде логической схемы, логиконов или какой-либо другой форме.)
Проверка работ учащихся. После демонстрации ответов, делается вывод:
Лирический герой с горечью признается самому себе, что он не способен ответить возлюбленной на ее чувства так страстно, до полной самоотдачи. Его мучает совесть. Поэт подчеркивает духовное богатство и нравственную чистоту любящей женщины. Для поэта она Мадонна.
Вопрос.Что такое любовь в понимании Тютчева?
Учащиеся читают наизусть стихотворение «Предопределение» и находят ключевое слово-ответ: любовь в понимании Тютчева - это поединок роковой.
Вопрос.Кто же победитель и кто побежденный в этой борьбе?
(Неравная борьба двух сердец», сердце женщины нежнее, а потому оно неизбежно должно «изнывать» и «зачахнуть».)
Учитель. Ребята, изменился ли характер переживаний лирического героя в стихотворениях, которые сегодня прозвучали, по сравнению с ранней лирикой поэта.
(Любовь в стихах «денисьевского цикла» явила совершенно новый лик.Звучит тема мук, страданий в любви.)
Притягательная сила поэзии Тютчева в том, что с высоким и своеобразным мастерством он передал в ней сложность, мучительность, напряженность и силу человеческих исканий и раздумий. Наиболее близок ему в этом А. А. Фет, которого по праву называли певцом красоты. Поэт считал, что красота присуща самой жизни.
5. Природа в поэзии Фета.
Учитель читает стихотворение А. А. Фета «Это утро, радость эта».
Красота жизни во всем: в сиянии луны, в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой былинке, в трелях соловья и в биении любящего сердца.
К сожалению, поэзия А. А. Фета в 60-е годы XIX века с неприятием была встречена в демократических кругах, а у нашихсовременников стихи удивительно тонкого лирика вызывают восторг и наслаждение. Как это соотнести?
- Ребята, а можно ли на такой вопрос дать однозначный ответ? Ведь мир стихов о природе А. А. Фета необычайно привлекателен и многообразен. Сердце поэта, распахнутое для красоты, рождало одну за другой весенние мелодии.
Звучит (тихо) музыка П. И. Чайковского «Времена года». На ее фоне ученики читают наизусть стихотворения о природе:
«Я пришел к тебе с приветом»;
«Шепот, робкое дыханье».
(После чтения - анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье».)
Вопрос.Правда ли, что природа у Фета - источник жизненной мудрости.
Ученики читают стихотворение «Заря прощается с землею», делятся своими ощущениями от прочитанного (услышанного).
6. Любовнаялирика А. А. Фета.
Слово учителя. Красота чувства любви составляет основу поэзии Фета. Любовь для поэта великое чувство, определяющее во многом характер и судьбу человека.
Рассказ учащихся об адресатах любовной лирики А. А. Фета.
Вопрос.Как в лирике поэта проявляется чувство любви, составляющее основу человеческого бытия?
Чтение и анализстихотворений:
«Сияла ночь. Луной был полон сад».
Звучит музыка В. Бетховена «Лунная соната».
«На заре ты ее не буди».
Вывод. Почти все стихотворения о любви написаны от первого лица, строятся поэтом в форме монолога, стихотворения звучат как воспоминания о любви. Само чувство любви поэтом не показывается, а создается с помощью отдельных деталей, оттенков, переживаний.
Звучит романс на стихи А. А. Фета «На заре ты ее не буди».
Учитель. Ребята, вы заметили, что у нас на уроке звучала музыка великих композиторов и романсы на стихи поэтов, творчество которых было в центре нашего внимания. Как вы считаете, это случайно?
7.«Микрофон».
Ученики делают вывод, отмечая музыкальность поэзии Тютчева и Фета.
- Музыка для поэта - философия жизни. Стихи Тютчева и Фета очень музыкальны, они вдохновляли композиторов на создание замечательных произведений.
8. Компьютерная презентация работы «Поэзия А. А. Фета, Ф. И. Тютчева и русский романс».
ІV.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Общее и различное в творчестве и лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
Два самобытных, уникальных таланта; у каждого свой особый поэтический мир и свое восприятие мира природы, мира любви, мира человеческих чувств, бытия. Вместе с тем, можно найти очень много точек соприкосновения, свидетельствующих об их внутреннем единстве. Одухотворение природы, воспевание красоты человеческих чувств и духовного мира лирического героя; изображения красоты как главной эстетической и общечеловеческой ценности. Подводя итог сказанному, мы делаем вывод, что жизнь А.А.Фета иФ. И. Тютчева продолжается в их стихах, романсах, написанных на их стихи, и всегда будет продолжаться.
V. Домашнее задание.
Написать сочинение-эссе по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.