СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок финансовой грамотности "Коммунальные: услуги и платежи"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по развитию навыков заполнения платежных квитанций.

Просмотр содержимого документа
«Урок финансовой грамотности "Коммунальные: услуги и платежи"»

Урок на тему «Коммунальные: услуги и платежи» в 6 классе.

Цель: ознакомление учащихся с затратами на коммунальные услуги.

Задачи:

1. Обучить вести несложные экономические расчёты, связанные с коммунальными услугами.

2. Воспитывать осознанное отношение к экономии электроэнергии, воды, тепла.

3. Корректировать и развивать устную речь учащихся.

Раздаточный материал: карточки, платежные квитанции.

Оборудование: компьютер, проектор.

Давайте начнем урок с загадок.

Отгадайте загадки

  1. Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нём –

Как мы назовём? (вода, водопровод)

                            2. К дальним сёлам, городам

                                Что идёт по проводам?

                                Светлое величество!

                                Это … ?  (электричество)

3. Загляни под окошко –

Там растянута гармошка.

Но гармошка не играет,

Нашу школу согревает. (отопление, радиатор)


- Ребята с водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять с вами что?!... коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока … «Коммунальные: услуги и платежи». Правильно…откроем тетради и запишем число и тему.

Целеполагание и мотивация.

-Ребята, кто-нибудь догадался, чему мы будем сегодня учиться? А если внимательно посмотреть на слайд, на ваш раздаточный материал на столе? –

(- снимать показания счётчика, - подсчитывать расходы)

Да, ребята, мы сегодня поговорим о затратах на коммунальные услуги. Проведем несложные экономические расчёты, связанные с коммунальными услугами. Поговорим об осознанном отношении к экономии электроэнергии, воды, тепла.

Объяснение нового материала.

Но сначала давайте посмотрим на слайд и ответим знакомо ли вам сочетание букв ЖКХ? Кто знает что такое ЖКХ?

Жилищно-коммунальное хозяйство – это отрасль, обеспечивающая надлежащее содержание нашего дома, школ, больниц и т.д..

Сфера жилищно-коммунального хозяйства характеризуется предоставлением потребителям двух видов услуг: жилищные и коммунальные услуги

Жилищные услуги; (большинство из вас живут в многоквартирном доме)

  • содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

  • санитарное содержание общего имущества (услуги дворника, услуги по уборке подъездов, услуги по прочистке мусоропроводов);

  • услуги по управлению общим имуществом и общими денежными средствами (распоряжение общедомовыми деньгами по решению общего собрания собственников, претензионно-исковая работа с должниками).

Но и те ребята, которые живут в частных домах должны знать, что дом надо содержать в порядке!!

Ребята, а кто знает, что такое коммунальные услуги (вспомните загадки)

- Коммунальные услуги - это услуги, направленные на обеспечение жизненно важных потребностей человека (свет, отопление, канализация, телефон и т.д.)

Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами.

Как вы думаете, что включает в себя плата за коммунальные услуги? Давайте посмотрим на экран.

  • холодное водоснабжение,

  • горячее водоснабжение,

  • водоотведение,

  • отопление,

  • электроснабжение,

  • газоснабжение (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Платёжные квитанции.

Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. Давайте с вами посмотрим на платежную квитанцию и извлечем из нее всю необходимую нам информацию. (квитанция за электроснабжение(свет))

Работа с квитанцией (ФИО, адрес, № Л/С, Тариф, показания, сумма, сроки оплаты).

Ребята, коммунальные платежи раньше вносили до 10 числа, а теперь разрешено до 15 числа ежемесячно. Вывод: оплачивать коммунальные услуги надо ежемесячно!

- Мы уже знаем, что оплата за электроэнергию, воду и газ производится согласно показаниям счётчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату нужно заполнить платёжную квитанцию. Вот этому мы сейчас и научимся.

Но сначала научимся снимать показания счётчиков, а потом будем производить расчёт оплаты.

- Вот здесь образцы электросчётчиков,

- В чём измеряется электроэнергия? (в кВт в час)

- Чтобы снять показания с электросчётчика, надо списать цифры вот из этого окошечка (показать).

- Как выдумаете, а чтобы подсчитать, сколько надо заплатить за свет, достаточно только этих показаний? (нет)

- Для того чтобы посчитать, сколько нужно заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце и знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии.

- Кто знает какова сейчас цена тарифа на свет? (2р. 55 к.)

- А теперь мы научимся рассчитывать плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика.

Практическая работа «Расчёт оплаты за месяц»(работа у доски и в тетрадях)

(475-149)х2,55=326х2,55=831,3р

А теперь вы самостоятельно поучитесь рассчитывать плату за свет и заполните квитанцию (работа с квитанцией)

Помним!

Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платёж может быть разнесён неверно.

Предыдущие показания счетчика 10008 кВт*ч

Текущие показания счетчика 10208 кВт*ч, тариф 2,55р (заполняем квитанцию)

(10208-10008)х2,55=510р

Ребята, я просила уточнить у родителей, какое количество кВт*ч электроэнергии вы потребили и на какую сумму в апреле месяце? А как вы думаете почему у всех разные показания? Отчего это зависит? (количества лампочек, бытовых приборов и т.д.)

- А надо ли экономить свет, газ, воду? То, чего у нас на первый взгляд достаточно? (надо)

- Назовите способы экономии электроэнергии

- воды ( слайд – экономь воду)

- Итак, если хотите получить лишние деньги, то надо экономить! Что такое экономия, давайте прочитаем.

Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход.

  • Места и правила оплаты коммунальных услуг.

- Ребята, а где можно произвести оплату за коммунальные услуги или выполнить коммунальные платежи?

- Посмотрите на экран. (слайд – где платить). Из предложенных учреждений исключите лишнее (Аптека, банк, почта, супермаркет, поликлиника, касса ЖЭУ).

- Сейчас появилась новая форма оплаты услуг: через специальные устройства – платёжные терминалы, которыми вы многие уже умеете пользоваться.

( слайд – платёжный терминал)

- Для того чтобы это сделать, достаточно выбрать на клавиатуре терминала вид оплаты и поднести штрих-код, напечатанный на квитанции к специальному окошку (показать где штрих-код находится) и сделать это можно не только наличными деньгами, но и банковской картой. Если вы внесли большую, чем надо сумму, то она будет переведена на счёт мобильного телефона.

- А что будет, если вы вовремя не будете оплачивать коммунальные платежи? (могут наложить штраф, или по-другому это называется пеня, которая составляет определённый законом процент от платы, и чем больше просрочили оплату, тем больше придётся переплатить)

- А теперь вы самостоятельно поучитесь рассчитывать плату за свет, воду и газ)

Самостоятельная работа по карточкам.

Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч электроэнергии – 2, 55 р.

предыдущее

5630

2100

3400

1700

последующее

5720

2300

3550

1930

Оплата за месяц

90 x 2,55 =229, 50

200x2,55=510

150x2,55= 382,5

230x2.55=586,5


Заполните таблицу, если плата за 1м3 газа составляет 5,77 р.


предыдущее

10100

12300

15600

1700

последующее

11100

12450

17000

1830

Оплата за месяц

100 x 5,77 = 577 р.

150x5,77=865,5

1400x5,77=8078

130x5,77=750,1


Заполнить таблицу, если оплата за холодную воду составляет 14,15 руб. за куб. метр

предыдущее

240

250

265

270

последующее

250

265

270

283

Оплата за месяц

10x14,15=141,5 р.

15x14,15=212,25

5x14,15=70,75

13x14,15=183,95

-Давайте проверим, что у нас получилось.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

- Наш урок походит к концу,

-Ребята, чему вы сегодня научились?

-Как вы думаете, полезным был сегодня урок?

-Пригодятся ли в жизни вам полученные знания?

6. Домашнее задание

Придумайте задачу по платежной квитанции