СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок гражданственности Донбасса в 4 классе по теме «Заповедные места родного края».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место урока в изучаемой теме: третий урок в Макросфере 1 «Донбасс – мой родной край».

Тема урока: «Заповедные места родного края».

Просмотр содержимого документа
«Заповедные места родного края, 4 класс»

Конюхова Светлана Александровна

высшая категория, Старший учитель,

учитель начальных классов,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №2 города Дебальцево»

Класс: 4 класс

Место урока в изучаемой теме: третий урок в Макросфере 1 «Донбасс – мой родной край».

Тема урока: «Заповедные места родного края».

Цели:

  1. Формировать мотивацию к данному виду проектной деятельности

  2. Формировать представления о природоохранной деятельности государства, гражданина

  3. Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности

  4. Развивать умения доступно излагать информацию, работать в коллективе, слушать и слышать других людей.

  5. Развивать способность к самооценке.

  6. Воспитывать чувство долга, любовь к природе

  7. Воспитывать уважительное отношение к мнению других, доброжелательность и корректность в отношениях.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, презентация, сообщения обучающихся.

  2. Физическая карта Донецкой области для начальной школы

  3. Выставка книг

  4. Выставка рисунков детей.

  5. Песня А. Пахмутовой и Добронравова «Просьба».

Тип урока: урок-проект ( Слайды 1-11)

Ход урока:

1. Организационный момент: (Слайд № 12)

- Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верно, что каждого ждёт свой успех,

Душою болею за вас за всех.


2. Целеполагание.

- Сегодня наш урок мне хочется начать словами: (слайд №13) 

Берегите эти земли, эти воды, 

Даже малую былиночку любя,

  Берегите всех зверей внутри природы, 

Убивайте лишь зверей внутри себя! 

Е. Евтушенко 

- О чём говорится в этом стихотворении? (Об охране природы). 

- Что мы делаем для того, чтобы сберечь природу? (Открываем заповедники) 

- Что такое «заповедники»? (Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам.  

- Дети, что вы знаете о заповедниках? (Дети предлагают свои версии). 

- Зачем люди создают заповедники? Какие виды заповедников вы знаете? 

- Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать? 

- Правильно! Тема нашего урока «Заповедные места родного края». (Слайд №14).

- Какие цели мы поставим?  (Дети предлагают свои версии. Вместе формулируют цели урока ). (Слайд №15)

  - Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний - мы с вами проведем урок – проект.

3. Защита проектов

- На прошлом уроке было объявлено об открытии научно-исследовательского института заповедного дела и образовании 4-х кафедр: «Исследователи», «Знатоки», «Картографы» и «Краеведы». (Слайд №16) Сегодня в нашем НИИ состоится защита проекта «Заповедные места родного края». Принимать защиту проекта будет компетентный учёный совет в лице наших уважаемых гостей.

- Прежде, чем начать, давайте подумаем и обсудим на кафедрах, для чего мы создавали этот проект. Кому он будет полезен? Как мы можем им распорядиться? ( -Мы можем подарить его третьему классу. Они в следующем году будут изучать эту тему и им пригодится.

- Мы можем подарить его школьной библиотеке.

- Можем отдать в кабинет биологии).

- Послушайте песню и подумайте, с какой просьбой обращается к людям автор.

(Слушают песню А. Пахмутовой и Добронравова «Просьба». Дают свои ответы на вопрос.) (Слайд №17)

- Что же стали создавать люди, чтобы сберечь животных и растения, находящиеся на грани вымирания? ( -Они стали создавать заповедники.)

- Какова история возникновения заповедников, нам поведают сотрудники кафедры «Исследователи» (Слайд №18) (-Выступают исследователи, рассказывают о развитии заповедного дела) (Приложение 1)

- Спасибо нашим исследователям. А теперь мы хотели бы увидеть, где находятся заповедники нашего Донецкого края.

- Слово картографам. (Слайд №19) ( -Выступают картографы. Они демонстрируют карту Донецкой области, на которой обозначены заповедные места Донецкого края. (Приложение 2)

4. Минутка релаксации

- Спасибо. Пришло время отдохнуть. Расслабьтесь и посмотрите видеосюжет «Заповедные места родного края» (Слайд №20)

5. Продолжение работы по теме урока

- Как вы только что увидели, мы живём в чудесном краю лесов, степей и рек. Донецкий край славится красотой своей природы. И много внимания у нас уделяется её охране. О заповедных местах нашего края нам расскажут краеведы. (- Выступления краеведов (Приложение 3) (Слайды № 21- 28)

- Пришло время проверить, внимательно ли слушали выступление картографов, исследователей, краеведов наши слушатели. Предоставим слово знатокам. Они составили для вас кроссворд «Заповедные места Донецкого края». (Слайд №29)

(Выступают знатоки. Они демонстрируют презентацию с кроссвордом. Остальные отгадывают. По вертикали получается слово заповедник.)

6. Рефлексия

- Скажите, ребята, зачем нам нужны заповедники?  (Слайд№30,31)

- Правильно! Заповедники нужны для того, чтобы сохранить красоту природы, богатство её животного и растительного мира. У С. Вургуна есть хорошие слова: 

Давай пройдёмся медленно по лугу 

И здравствуй скажем, каждому цветку.

  Я должен над цветками наклониться 

Не для того, чтоб рвать или срезать, 

А чтоб увидеть добрые их лица 

И доброе лицо им показать.  (Слайд № 32) 

- Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить? 

- Нашей зелёной планете угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить. Вы согласны её сберечь?

7. Итог урока

- Пришло время подводить итоги. Как вы считаете, достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока? 

- А теперь поставили руки на парту и представили, что вы вышли на поляну. Пошёл дождь. Если вам урок понравился, то пусть капли будут громкими. Упала 1 капля (Дети ударили пальцем по ладошке).

- Упало 2 капли. (Дети ударили двумя пальцами по ладошке).

- Упало 3 капли. (Дети ударили тремя пальцами по ладошке).

- Пошёл сильный дождь! Мне хочется закончить урок этими аплодисментами. ( Аплодисментами выражают своё отношение к уроку)

- Спасибо всем за урок! (Слайд 33)




























Приложение 1





История возникновения заповедников



материал собрали и оформили группа

«Исследователи»







Вопрос о создании заповедников ставился задолго до Великой Октябрьской Социалистической революции.

Уже на самых ранних этапах  своего развития различные племена, населявшие территорию нашей страны, обращали внимание на необычные проявления природы – водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, древесных патриархов, места концентрации полезных растений и животных. Понимая и зная их значение, они брали их под охрану, объявляя священными. 
Это были первые шаги по сохранению растительного и животного мира.

Позднее, в 6-7 в.в., возникла еще одна форма охраны – запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян – «жальниках». Именно в это время в лексике приобретает широкое распространение термин «заповедник», т.е. повеление. Запрещение, находящееся под запретом, охраной. Отсюда такие народные выражения, как «чур заповедано» и др.

В результате хищнической охоты и ухудшения условий жизни для ряда животных на Земле навсегда исчезли более 200 видов жи­вотных, из них 40 видов прекратили своё существование в XX сто­летии. В Африке численность животных разных видов сократилась в 50 раз.

Человек истребил не только животных, но и растения. Считают, что в некоторых европейских государствах в настоящее время ис­чезло от 5 % до 10 % видов растений.

Известно, что только 8 % всех лесных пожаров возникли без помощи человека от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём и просто в результате хулиганства.

В последние годы ежедневно исчезает от одного до десяти ви­дов животных и еженедельно - по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.

В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции в 1920 году был издан декрет, в котором указывалось, что заповедники являются национальным достоянием,  предназначенным исключительно для выполнения научных и научно-технических задач страны.  Заповедники были определены как научно-исследовательские учреждения. Всякая деятельность, нарушающая природные комплексы заповедников или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих особую научную или культурную ценность, запрещается как на территории заповедников, так и в пределах установленных вокруг заповедников охранных зон.

Охарактеризовать заповедники простыми словами можно так: это территории, отданные в распоряжение дикой природы, и в то же время государственные учреждения обеспечивают заповедный режим и ведут исследовательскую работу.

На территории Донецкой области создано и объявлено 110 заповедных объектов общей площадью 84,1 тыс. га, что составляет 3,17 % территории области. 

Крупнейшими являются:

Заповедник «Хомутовская степь» - 1030,4 га

Заповедник «Каменные могилы» - 300 га

Заповедник «Меловая флора» - 1134 га

Природный заповедник «Кальмиусский»- 579,6 га

Ландшафтный парк «Донецкий кряж» - 3952,2 га

Зуевский ландшафтный парк - 1214,2 га

Ландшафтный парк «Краматорский» - 1738,82 га

Ландшафтный парк «Меотида» - 150 тыс. гектаров

Ландшафтный парк «Славянский курорт» - 431 га

Ландшафтный парк «Клебан-Бык» - 1874га

Природный парк «Святые горы» - 40589 га

Донецкий ботанический сад - 203 га





Приложение 2









ЗАПОВЕДНИКИ

НА КАРТЕ



МАТЕРИАЛ СОБРАЛИ И ОФОРМИЛИ ГРУППА

«КАРТОГРАФЫ»




















ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Заповедники

В Донецкой области имеется 3 отделения Украинского степного природного заповедника:

- «Хомутовская степь»

- «Каменные Могилы»

- «Меловая флора»

Национальный природный парк «Святые Горы»

В 2003 году парк принят в Федерацию национальных и природных парков Европы «Европарк».

Региональные ландшафтные парки

- «Донецкий кряж»

- «Зуевский»

- «Клебан-Бык»

- «Меотида»

- «Половецкая степь»

Заказники

- «Великоанадольский» (лесной)

- «Белосарайская коса» (ландшафтный)

- «Бердянский» (лесной)

- «Гектовая балка» (ландшафтный)

- «Приазовский» (орнитологический)

- «Бакаи Кривой косы» (орнитологический)

- «Яланчакские бакаи» (орнитологический)

- «Новоселковский» (энтомологический)

- «Старомихайловский» (энтомологический)

- «Круглик» (энтомологический)

Ботанические памятники природы

- «Балка Горькая»

- «Урочище Грабовое»

- «Маякская дача»

- «Урочище Васильевка»

- «Урочище Лес на граните»

Зоологические парки

- Докучаевский зоопарк

- Донецкий городской аквариум



Приложение 3





ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА

ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ



МАТЕРИАЛ СОБРАЛИ И ОФОРМИЛИ ГРУППА

«КРАЕВЕДЫ»









В 2015 году руководством Донецкой Народной Республики было принято решение объединить природоохраняемые территории в 2 зоны: Донецкий кряж и Зуевский заповедник, расположенные на территории Амвросиевского и Шахтерского районов и поселка Зуевки в ландшафтно-рекреационный парк, а территории Хомутовской степи, Кальмиусского заповедника и Меотиды - в биосферную особо охраняемую территорию с центром в Новоазовске.

Региональный ландшафтный парк "Донецкий кряж"

Доне́цкий кряж — региональный ландшафтный парк. Находится в Амвросиевском районе Донецкой области(2353 га) возле села Артемовка и Шахтёрском районе Донецкой области (1599 га) возле сёл Сауровка и Петровское. Статус ландшафтного парка присвоен решениями Донецкого областного совета. Общая площадь — 3952,2 га. Представляет собой типичные природные ландшафты Донецкого кряжа — донецкую лесостепь.

Назван в честь Донецкого кряжа — возвышенности на юге Восточно-Европейской равнины, наивысшей высотной системы области, на которой находится сам парк.

Ландшафт Донецкого кряжа — донецкая лесостепь — степь, которая чередуется массивами искусственных насаждений и байрачных лесов. Такая форма ландшафта обусловлена более прохладным и влажным, чем в степи климатом.

На территории ландшафтного парка произрастает более 500 видов растений. Фауна ландшафтного парка разнообразна: встречаются лоси,  кабаны, косули, заяц-русак, лисица, волк; разные виды птиц.

В районе с. Новопетровское через парк протекает река Крынка.

На территории регионального ландшафтного парка расположен курган Саур-Могила, одна из высочайших точек Донецкого кряжа (277,9 м). На вершине кургана находились сторожевой казацкий пост, укрепления Миус-фронта. После Великой Отечественной войны на Саур-Могиле был создан мемориальный комплекс.

Региональный ландшафтный парк "Зуевский"

Уникальный Зуевский парк расположен в окрестностях посёлка Зуевка. На территории парка расположен частный музей раковин моллюсков, в котором собрано 1500 экземпляров со всей планеты. Прекрасное место для любителей разнообразного отдыха: начиная от купания в небольших водохранилищах и заканчивая скалолазанием. Парковая зона очаровывает своими удивительными просторами – можно часами наслаждаться по нетронутым цивилизацией уголкам природы. Любители водных процедур также не останутся равнодушными к катанию на байдарках, каноэ, на моторных лодках Зуевский скалодром пользуется огромной популярностью у альпинистов, как у новичков, так и у профессионалов, организованы велопрогулки, занятия дельтапланеризмом Раньше на месте посёлка Зуевка находилась усадьба героя русско-турецкой войны генерала Иловайского, которому царица Екатерина за заслуги перед Отечеством подарила земли Дикого Поля от Таганрога до Бахмута. Сейчас сохранился дом с подвалом.

  Находится он в районе п.г.т. Зуевка возле Харцызска. В этих местах скалистые кручи покрыты степью и лесом. Неподалеку расположены два водохранилища - Ханжонковское и Ольховское, а между ними - вдоль речки Ольховки - скалы поднимаются вертикальной стеной, поэтому их облюбовали альпинисты для тренировок.

Национальный природный парк «Святые горы»

Древний вид Святогорской Лавры уже давно олицетворяет духовность Донецкого края. Святогорье — веками намоленная земля, первые исторические сведения о Святых Горах датируются началом XVI века. Многие тайны хранят в себе и светлые воды Донца, воспетые еще в «Слове о полку Игореве». Этот город называют жемчужиной Донбасса. Здесь нет промышленности, сюда приезжают за здоровьем не только тела, но и души. Крупный духовный центр, богатая история, уникальная природа, целебный климат, минеральные воды. В настоящее время в Святогорье создан уникальный архитектурный заповедник, включающий 40 зданий и сооружений, 29 из которых — памятники истории, культуры и архитектуры. Здесь сохранились шедевры народной архитектуры — Николаевская церковь, меловые пещеры в Святых Горах, известные с начала XVI века, Святогорский Успенский мужской монастырь. Также, сохранились до 1 000 метров лабиринтов — ходов внутри меловой скалы, трапезная.

Территория первого национального природного парка «Святые Горы», площадью 40 448 га раскинулась вдоль русла Северского Донца от Харьковской области на северо-западе и до Луганской на востоке в Славянском, Краснолиманском и Артемовском районах Донецкой области. Парк был создан в 1997 году. История освоения природы Святых Гор насчитывает много столетий. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические памятники (на территории НПП 129 объектов археологии), которые датируются от палеолита до средневековья, и 73 памятника истории.
Наиболее известный памятник историко-культурного наследия — Святогорский пещерный монастырь — существует, по некоторым версиям, с ХІ века.










Сосна меловая сохранившаяся с доледникового периода.

Растительность «Святые Горы» имеет огромную научную ценность. Здесь сосредоточена половина видов высших растений— 943 вида.
В разнообразных как типичных, так и специфических условиях рельефа правобережья произрастают широколиственные леса возрастом 90-110 лет с преимуществом дуба. На нескольких участках поймы сохранились дубравы возрастом 280-300 лет, при этом некоторые экземпляры дуба достигают 400-600 -летнего возраста. Здесь обитают 54 вида млекопитающих, гнездятся и встречаются во время миграций около 200 видов птиц, живут 19 видов рептилий и амфибий. В реке, в пойменных болотах, озерах водятся около 40 видов рыб. Общее количество представителей фауны насчитывает до 3 тысяч видов. Особую ценность представляют уникальные меловые боры, сформированные сосной меловой третичным реликтом, занесенным в Красную книгу и в Международный Красный список Союза Охраны Природы.

Страус


Павлин








Мандаринка






Носуха





Природный заповедник «Хомутовская степь»

Хомутовская степь – центральное отделение Украинского государственного степного естественного ботанический заповедника. Он находится вблизи села Хомутово Новоазовского района в 20 километрах к северу от Азовского моря. Статус заповедника получен в 1926 году, он - база фундаментальных научных исследований, в заповеднике есть музей. В Хомутовке степь сохранилась до наших дней почти без изменений. Площадь — 1028 га.

В заповеднике есть реликтовые растения, сохранились и охраняются растения группы разнотравно-ковыльных, типчаково-ковыльных, луговых степей, ковыль необыкновенный (известен только в Хомутовской степи), ковыль азовский, ковыль Браунера, ковыль шершавый, звездочки азовские, вероника азовская. Есть также другие очень редкие растения: дельфиний ярко-красный, калофака волжская, катран татарский. В начале мая наступает период цветения диких пионов («пивония», как говорят местные жители). Вся степь покрывается яркими красными пятнами цветов и становится похожа на колышущееся красное море. Вообще в заповеднике насчитывается более 700 видов растений. Достаточно богатый животный и пернатый мир заповедника. На ровных участках гнездятся большой и хохлатый жаворонки, серая куропатка, просянка, жулан, кукушка. Из хищных птиц можно встретить пустельги, коршуна, луня. В камышах на берегу реки живут большая и малая выпь, кряква, рыжая цапля и другие. Млекопитающие представлены плетнем, лаской, хорьком, распространены заяц русак, хомяк, суслик, большой тушканчик, еж ушастый и обыкновенный, есть и ядовитая гадюка.

Хомутовская степь по праву является гордостью Донбасса. Она вобрала в себя столько цветов, красок, запахов, занесена в список международных природных памятников ЮНЕСКО.

Природный заповедник «Кальмиусский»

«Кальмиусский» — природный заповедник в Тельмановском районе Донецкой области. Основан в 2008 году. Заповедник расположен на Приазовской возвышенности, где в разломах кристаллического щита протекает река Кальмиус. Основная часть находится между селами Староласпа и Гранитное, ещё часть находится отдельно в километре ниже по течению на левом склоне балки Максимова (левого притока Кальмиуса).

Общая площадь заповедника занимает 579,6 га и представляет собой каменистую степь с обнажениями гранитов, которые присутствуют не только в виде скал на склонах долины реки Кальмиус, но также как плоские гранитные обнажения на водораздельных возвышенностях. Возраст гранитов составляет 560 млн лет. Ширина русла реки на территории заповедника составляет 20-30 метров. Долина реки из-за выхода гранитов напоминает каньон. Правый берег Кальмиуса более крутой и обрывистый, встречаются высокие гранитные столбы и стенки, прорезанные расщелинами.

На территории заповедника произрастают лугово-степные, степные, петрофитные степные, лугово-болотные и водные виды. Вдоль реки растут тростник, камыш и водные травы. Из животных встречаются цапли, ужи, журавли степные, дикие утки, фазаны, куропатки, перепела, лисы, зайцы, енотовидные собаки, куницы каменные, ласки, светлые хорьки.

Природный заповедник «Каменные могилы»

Каменные могилы — отделение государственного степного естественного заповедника. Комплексный заповедник. Расположен возле села Назаровка в Володарском районе Донецкой области  и Розовском районе Запорожской области вдоль правого берега реки Каратыш, левого притока реки Берды. Основан 5 апреля 1927 года.

Заповедник представляет собой скальные выходы высотой 50-70 м посреди степи, образовавшиеся 2 миллиарда лет тому назад из-за извержения вулкана. Цепь гор состоит из Западной и Восточной гряды. В Западной гряде находятся вершины «Лягушка» и «Острая», «Медведица с маленьким Медвежонком», «Динозавр». В восточной гряде находятся вершины «Малая Панорамная». Также есть вершины «Южная», «Скорбящая Вдова», «Витязь» «Панорама». Высота вершин до 200 м.

Природный заповедник «Меловая флора»

Меловая флора — самый молодой филиал Украинского степного природного заповедника.

Заповедник состоит из двух участков общей площадью 1134 га, расположенных к западу и востоку от села Кривая Лука Краснолиманского района Донецкой области.

Заповедные площади расположены на крутом правом берегу реки Северский Донец и представляют едва ли не единственное место в стране, где в удовлетворительном состоянии сохранилась растительность, произрастающая на почвах, сформировавшихся на меловых породах.

Около трети территории заповедника занимают леса, площадь которых почти поровну распределяются между сосной меловой и байрачными дубравами. Всего здесь произрастает 490 видов сосудистых растений. 13,4 % территории заповедника составляют боры, 10,7 % — байрачные леса, 28 % — разреженные растительные группы меловых отложений, 32,5 % степные растения, 7,5 % — другие. Среди других степных заповедников, пейзажам которых присуща преимущественно жёлто-зелёная цветовая гамма, Меловая флора, особенно на крутых склонах долины Северского Донца, отличается бело-зелёной окраской. Её обусловливают мощные пласты меловых отложений, накопившихся в Донецком бассейне около 70-90 млн лет назад. Часть растений в заповеднике занесены в Красную книгу Украины. Среди них — меловая сосна, Птицемлечник Буше, прострел, тюльпан дубравный, дрок донской, рябчик русский.

Экскурсии в заповеднике не проводятся, так как он используется только с природоохранной и научно-исследовательской целями!









Приложение 4





КРОССВОРД



МАТЕРИАЛ ПОДОБРАЛА ГРУППА

«ЗНАТОКИ»




















1. Самая крупная змея, обитающая в заповеднике «Хомутовская степь», из семейства ужей. ( Полоз)

2. Об это птице говорят: «Где она водится, там и счастье родится».

(Аист)

3. Этот цветок в начале мая создает неописуемою красоту.

(Пион)

4. Маленький зверек, издающий первый свист, говорящий о наступлении весны. (Сурок)

5. Возле какого города расположен национальный природный парк «Святые горы». (Святогорск)

6. Этот парк был создан среди бескрайней степи.

(Зуевский)

7. Самая крупная птица, достигающая 16 кг, редко встречающаяся даже в заповедниках. (Дрофа)

8. Уютное местечко на берегу реки, окруженное природой и маленькими водопадами в Зуевском региональном ландшафтном парке.

(Буруны)

9. Это искусственный водопад, имеющий 52 ступени.

(«Водослив»)

10. Название одной из вершин Западной гряды природного заповедника «Каменные могилы». («Лягушка»)

















1



п

о

л

о

з









2







а

и

с

т






3







п

и

о

н






4




с

у

р

о

к








5






с

в

я

т

о

г

о

р

с

к

6





з

у

е

в

с

к

и

й




7







д

р

о

ф

а





8



б

у

р

у

н

ы








9

в

о

д

о

с

л

и

в








10


л

я

г

у

ш

к

а






















































Список литературы:

1. Википедия – сводная энциклопедия [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Донецкий_кряж_(ландшафтный_парк)

2. Википедия – сводная энциклопедия [Электронный ресурс] //

https://ru.wikipedia.org/wiki/Зуевский_(ландшафтный_парк)

3. Википедия – сводная энциклопедия [Электронный ресурс] //

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кальмиусский_заповедник

4. Википедия – сводная энциклопедия [Электронный ресурс] //

https://ru.wikipedia.org/wiki/Меловая_флора

5 . Википедия – сводная энциклопедия [Электронный ресурс] //

https://ru.wikipedia.org/wiki/Святые_горы

6. Природные достопримечательности Донецкой области. Часть 2 [Электронный ресурс] //

http://www.nice-places.com/articles/ukraine/donbass/543.htm

Просмотр содержимого презентации
«заповедные места родного края, 4 класс»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОНЮХОВА С.А.

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

КОНЮХОВА С.А.

Основные признаки проекта Доминирую- щий метод Характер контактов  Творческий учитель, ученики одного класса  Колличество участников  Продолжительность  15 2 недели

Основные признаки проекта

Доминирую-

щий

метод

Характер

контактов

Творческий

учитель,

ученики одного класса

Колличество участников

Продолжительность

15

2 недели

ЗАДАЧИ: Цель проекта: Воспитани e уважительного отношения к природе, родному краю,  осознание целостности окружающего мира Способствовать освоению основ экологической грамотности; развивать наблюдательность и формировать основы исследовательской деятельности;  учить работать в группах; воспитывать любознательность, самостоятельность, развивать творческие способности.

ЗАДАЧИ:

Цель проекта:

Воспитани e уважительного отношения к природе, родному краю, 

осознание целостности окружающего мира

  • Способствовать освоению основ экологической грамотности;
  • развивать наблюдательность и формировать основы исследовательской деятельности;
  • учить работать в группах;
  • воспитывать любознательность, самостоятельность, развивать творческие способности.

Значение проекта  Проект является творческим и направлен на изучение природы, с целью понимания детьми, что заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Настоящий проект направлен на поиск новых идей в преподавании курса «Уроки гражданственности» в 4 классе.

Значение проекта

Проект является творческим и направлен на изучение природы, с целью понимания детьми, что заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Настоящий проект направлен на поиск новых идей в преподавании курса «Уроки гражданственности» в 4 классе.

Обоснование необходимости проекта  Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви и бережном отношении к природе.  Проект необходим для вовлечения учащихся в активную поисковую и исследовательскую деятельность, развития творческих начал личности.

Обоснование необходимости проекта

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви и бережном отношении к природе.

Проект необходим для вовлечения учащихся в активную поисковую и исследовательскую деятельность, развития творческих начал личности.

План проекта

План проекта

План проекта (продолжение)

План проекта (продолжение)

План проекта (продолжение)

План проекта (продолжение)

План проекта (продолжение)

План проекта (продолжение)

Ожидаемые результаты В ходе выполнения проекта дети научатся: - распределять обязанности по выполнению проекта; - извлекать информацию из различных источников; -готовить рисунки, презентации, сообщения -работать с физической картой; -оценивать свои достижения в выполнении проекта.

Ожидаемые результаты

В ходе выполнения проекта дети научатся:

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- извлекать информацию из различных источников;

-готовить рисунки, презентации, сообщения

-работать с физической картой;

-оценивать свои достижения в выполнении проекта.

В этой работе ярко проявляется педагогика сотрудничества. Учитель - проводник, советчик и помощник ученика в мире знаний, ученик – соратник, союзник, друг.   Работа над проектом способствует развитию у учащихся интереса к изучению природы, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитию самоуправления.

В этой работе ярко проявляется педагогика сотрудничества. Учитель - проводник, советчик и помощник ученика в мире знаний, ученик – соратник, союзник, друг. 

Работа над проектом способствует развитию у учащихся интереса к изучению природы, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитию самоуправления.

Интересный урок сегодня у нас,  К нему готовился каждый из вас.  Вам, я думаю, всё по плечу,  Ведь я вас четвёртый год учу.  И верно, что каждого ждёт свой успех,  Душою болею за вас за всех.  

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верно, что каждого ждёт свой успех,

Душою болею за вас за всех.

 

Берегите эти земли, эти воды,   Даже малую былиночку любя,  Берегите всех зверей внутри природы,   Убивайте лишь зверей внутри себя!   Е. Евтушенко 

Берегите эти земли, эти воды, 

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы, 

Убивайте лишь зверей внутри себя! 

Е. Евтушенко 

Тема урока:

Тема урока:

Формировать мотивацию к данному виду проектной деятельности Формировать представления о природоохранной деятельности государства, гражданина Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности Развивать умения доступно излагать информацию, работать в коллективе, слушать и слышать других людей. Развивать способность к самооценке. Воспитывать чувство долга, любовь к природе Воспитывать уважительное отношение к мнению других, доброжелательность и корректность в отношениях.
  • Формировать мотивацию к данному виду проектной деятельности
  • Формировать представления о природоохранной деятельности государства, гражданина
  • Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности
  • Развивать умения доступно излагать информацию, работать в коллективе, слушать и слышать других людей.
  • Развивать способность к самооценке.
  • Воспитывать чувство долга, любовь к природе
  • Воспитывать уважительное отношение к мнению других, доброжелательность и корректность в отношениях.
НИИ  ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА   КАФЕДРА КРАЕВЕДОВ  КАФЕДРА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КАФЕДРА КАРТОГРАФОВ КАФЕДРА ЗНАТОКОВ В первый день было объявлено об открытии НИИ заповедного дела и образовании 4-х кафедр

НИИ ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА

КАФЕДРА

КРАЕВЕДОВ

КАФЕДРА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

КАФЕДРА

КАРТОГРАФОВ

КАФЕДРА

ЗНАТОКОВ

В первый день было объявлено об открытии НИИ

заповедного дела и образовании 4-х кафедр

ПесняА. Пахмутовой и Добронравова «Просьба».

ПесняА. Пахмутовой и Добронравова «Просьба».

КАФЕДРА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

КАФЕДРА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

  • Собирает материал об истории заповедного дела в Донецком крае
КАФЕДРА  КАРТОГРАФОВ

КАФЕДРА КАРТОГРАФОВ

  • Находят на физической карте заповедные места родного края и готовят рассказ о них
видео

видео

КАФЕДРА КРАЕВЕДОВ

КАФЕДРА КРАЕВЕДОВ

  • Собирает материал о заповедных местах Донецкой области
Региональный ландшафтный парк

Региональный ландшафтный парк "Донецкий кряж"

Региональный ландшафтный парк

Региональный ландшафтный парк "Зуевский"

Национальный природный парк «Святые горы»

Национальный природный парк «Святые горы»

Природный заповедник «Хомутовская степь»

Природный заповедник «Хомутовская степь»

Природный заповедник «Кальмиусский»

Природный заповедник «Кальмиусский»

Природный заповедник «Каменные могилы»

Природный заповедник «Каменные могилы»

Природный заповедник «Меловая флора»

Природный заповедник «Меловая флора»

КАФЕДРА  ЗНАТОКОВ   Составляет кроссворд «Заповедные места Донецкого края» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

КАФЕДРА ЗНАТОКОВ

  • Составляет кроссворд «Заповедные места Донецкого края»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

НИИ ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА ПОДГОТОВИЛИ ВЫСТАВКУ РИСУНКОВ «ЖИВОТНЫЕ ЗАПОВЕДНЫХ МЕСТ НАШЕГО КРАЯ»

НИИ ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА ПОДГОТОВИЛИ ВЫСТАВКУ РИСУНКОВ «ЖИВОТНЫЕ ЗАПОВЕДНЫХ МЕСТ НАШЕГО КРАЯ»

Давай пройдёмся медленно по лугу   И здравствуй скажем, каждому цветку. Я должен над цветками наклониться   Не для того, чтоб рвать или срезать,   А чтоб увидеть добрые их лица  И доброе лицо им показать . С. Вургун

Давай пройдёмся медленно по лугу 

И здравствуй скажем, каждому цветку.

Я должен над цветками наклониться 

Не для того, чтоб рвать или срезать, 

А чтоб увидеть добрые их лица 

И доброе лицо им показать . С. Вургун