Мастер – класс по теме: «Я так делаю!»
Урок–игра «Здравствуй, Япония!» (10 класс) (слайд)
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, «лепестки» с буквами «Н», «Е», «П», «О», «С», «Т», «У», «П», «А», «Й», «Д», «У», «Р», «Н», «О», «!», круг – сердцевина цветка, магнитофон, национальная музыка.
Цели: 1) познакомить учащихся с традициями и культурой японцев, заинтересовать новой темой, нацелить на самостоятельный поиск информации;
2) заставить задуматься о будущем России, сравнив жизненные ценности японцев и русских, определить роль традиций и прогресса в развитии общества;
3) воспитывать умение слушать, вести беседу, высказывать свою точку зрения, приводить аргументы.
Учитель: Я приветствую всех на необычном уроке. Нас ждет встреча с Японией, страной, которая является не только нашим соседом, но и одним из самых развитых государств мира. Что позволило Японии вырваться вперед? Традиции или технологии? А может быть разумное сочетание и того и другого?
Вопрос: «Что будет с Россией через 50 лет?» (слайд)
(звучит японская музыка)
Учитель: А что происходит в Японии сегодня? Вы поможете мне ответить на этот вопрос. Предлагаю желающим выбрать любой лепесток. На нем – буква. Из лепестков мы с вами составим хризантему, которая является неофициальным гербом Японии. Хризантема – символ императорской династии, состоит из 16 лепестков.
(выбирают лепесток, после беседы прикрепляют магнитом лепесток с буквой к доске, рядом с кружком, начиная сверху против часовой стрелки.)
Учитель: Первая буква «Н». Н – Ниппон. Что такое Ниппон? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
Н – Ниппон (слайд)
Так сами японцы называют свою страну. Ниппон значит страна восходящего солнца. Это образное название поэтизирует место ее рождения. Древнее имя этой страны Ямато – путь гор. Действительно, Япония – это, прежде всего страна гор. Имя Ямато напоминает, что сотворение Японии еще не завершено. Дугообразная вереница островов вздулась волдырями гор и вулканов. Вся эта молодая суша то и дело колышется, ходит ходуном, из-за землетрясений
Учитель: Вторая буква «Е». Е – Еда. Что вы знаете о кулинарных предпочтениях японцев? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
Е – Еда (пища) (слайд)
Японцы употребляю натуральные продукты, рыбу, рис и морепродукты, растительное масло, чай. Японская пища в противоположность с китайской чрезвычайно проста. Повар стремится, что бы внешний вид и вкус кушанья как можно больше сохраняли первоначальные свойства продукта, чтобы рыба или овощи даже в приготовленном виде оставались самими собой. В японской кухне нет место соусам или специям, которые искажали бы присущий продукту вкус. Васаби – японский хрен, который смешивается с соевым соусом, подается к сырой рыбе. Не уничтожая присущий рыбе вкус, он лишь подчеркивает его.
Учитель: Третья буква «П». П – Продолжительность жизни. Что вы знаете о продолжительности жизни в Японии? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
П – Продолжительность жизни (слайд)
Продолжительность жизни населения – важнейший показатель, характеризующий качество жизни и состояние здоровья нации. Средняя продолжительность жизни у женщин – 86 лет, у мужчин – 79 лет. По данным 2007 года в Японии насчитывается 32295 столетних жителей. Совсем недавно умерла Каку Яманака, которой было 113 лет.
Учитель: Четвертая буква «О». О – Образование. Что вы знаете об уникальной системе образования в Японии? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
О – Образование (слайд)
Японию называют великой образовательной державой. Основная задача текущей реформы образования – подготовка оригинально мыслящих специалистов. Система образования до сих пор базируется на принятых в 1947 году Основном законе об образовании и Законе о школьном образовании. Срок обучения в начальной школе составляет 6 лет, средней школе I и II ступеней – по 3 года, в высших учебных заведениях – 4 года. Обязательное 9 летнее образование – бесплатное. Очень жесткие экзамены при переходе на каждую ступень обучения. Это породило репетиторство, которое обеспечивает высокий статус выпускника в обществе, можно получить только в Токийском университете. Есть поговорка: «Будешь спать 4 часа – попадешь, будешь спать 6 часа – провалишься».
Учитель: Пятая буква «С». С – Синтоизм и Буддизм. Что вы знаете о японских религиях? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
С – Синтоизм и Буддизм (слайд)
Синтоизм и Буддизм трудно представить более разительный контраст с одной стороны примитивный языческий культ обожествление природы и почитание предков, с другой – вера учение со сложной философией. Две столь не схожие религии ужились и продолжают сосуществовать. Внешние отличия религий: для синтоистского храма характерен торий – нечто вроде ворот с двумя поперечными перекладинами, для буддийского – статуи. Если верующий перед храмом хлопает в ладоши, значит, хочет привлечь внимание богов синто. Если молча склоняет голову к соединенным перед грудью ладонями – это обращение к Будде. Каждый японец причисляет себя и к синтоистам, и к буддистам. Как могли две религии найти место в душе каждого японца? Ответ прост: синто оставил за собой все радостные события в человеческой жизни (рождение ребенка, свадьба) уступив буддизму события печальные (похороны, поминание предков).
Учитель: Шестая буква «Т». Т – транспорт. Что вы знаете о развитии транспорта в этой стране? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
Т – транспорт (слайд)
Все виды транспорта безупречно организованы. Сеть шоссейных дорог, воздушное сообщение крупные морские порты. Острова соединены мостами и туннелями. В стране действует скоростная железная дорога «Синкансен», протяженность которой 1850 километров, скорость поездов, до 300 км в час.
Учитель: Седьмая буква «У». У – Удивительное кимоно. Да-да, именно удивительное. Что необычного в этой национальной одежде японцев? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
У – Удивительное кимоно (слайд)
Кимоно облегает женскую фигуру не для того, чтобы выявить, а для того, чтобы скрыть ее естественные очертания. Широкий пояс с бантом на спине носится значительно выше талии, делая японку плоской спереди и горбатой сзади. Японский национальный костюм не зависит ни от сезона, ни от моды, ни даже от роста или комплекции.
Учитель: Восьмая буква «П». П – Паломничество на Фудзи. Что такое Фудзи? Есть ли другое название у Фудзи? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
П – Паломничество на Фудзи (слайд)
Восхождение в наши дни начинают с пятой станции, до которой проложена автомобильная дорога. Но и пеший подъем с 3 часов дня до 3 часов ночи нельзя назвать пустяковой прогулкой. Ночное шествие выглядит как сплошная вереница огней, фонариков в руках людей, которая начинается где-то у подножия и, извиваясь, уходит в немыслимую высь – к звездам. Идут целые семьи со старыми и малыми. Главное – не пропустить восход. Сезон восхождений на Фудзи длится всего два месяца – июль и август. За это время пять миллионов туристов приезжают к подножию этой священной горы. 4 миллиона совершают восхождение на гору. Фудзи волнует своей картинностью в благородном смысле этого слова, кажется перед тобой не явление природы, а произведение искусства.
Учитель: Девятая буква «А». А – абсолютное почитание старших младшими. Это основное правило взаимоотношений поколений. Что значит абсолютное почитание? В чем оно выражается в японском обществе? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
А – абсолютное почитание старших младшими (слайд)
Мы привыкли к тому, что в семейном кругу люди относятся друг к другу без особых церемоний, в Японии же именно внутри семьи постигаются и скрупулезно соблюдаются правила почитания старших и вышестоящих. Почести воздаются не только главе семьи, но и братьям. Сестры обязаны употреблять при обращении к братьям более учтивые выражения. Чувство субординации укореняется в душе японцев не из нравоучений, а из жизненной практики. Он видит, что мать кланяется отцу, средний брат – старшему, сестра – всем братьям независимо от возраста. Причем это не пустой жест это признание своего места и готовность выполнять вытекающие из этого обязанности. Привилегии главы семьи при любых обстоятельствах подчеркивается ежедневно. Кстати, в школах Японии в классе занимается 40 – 50 учащихся.
Учитель: Десятая буква «И». И – извинения и поклоны. Что вы знаете о необычных для европейцев правилах вежливости в Японии? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
И – извинения и поклоны (слайд)
Учтивость японцев выглядит как экзотика, встретив знакомого, японец готов замереть, согнувшись пополам, даже посреди улицы. Хозяйка, встречая гостя, опускается на колени, кладет руки на пол, а затем прижимается на них лбом, т.е. простирается ниц перед гостем. Когда муж сходит с самолета, жена приветствует главу семьи глубоким поклоном. Он отвечает сдержанным кивком, гладит по голове сына и почтительно склоняется перед родителями, ели те соблаговолили его встречать. Фразу «У меня серьезно заболела жена» японец произносит с улыбкой. Он просто хочет подчеркнуть, что его личные горести не должны беспокоить окружающих. Обуздывать, подавлять свои эмоции ради учтивости японцы считают логичным. Но именно эта черта чаще всего навлекает на них подозрение в коварстве.
Учитель: Одиннадцатая буква «Д». Д – дети. Дети – это основное богатство любого государства, это его будущее. Как относятся к детям японцы? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
Д – дети (слайд)
В стране существует культ ребенка. Японцы уверены, что ребенок – это дань умершим предкам, способ вернуть их к жизни. Многих иностранцев поражает, что японские дети вроде бы никогда не плачут. Ребенок плачет, когда ему хочется есть, пить, когда он испытывает неудобства или оставлен без присмотра, и, наконец, когда его к чему-то принуждают. Японская система воспитания стремится избегать всего этого. До школьных лет ребенок делает все, что тему заблагорассудится. От матери, бабушек, сестер, которые постоянно возятся с ними, он слышит лишь предостережения: опасно, грязно, плохо. Воспитание японского ребенка начинается в школьные годы с приема, который можно было бы назвать угроза отчуждения. «Если ты будешь вести себя неподобающим образом, все станут над тобой смеяться, все отвернуться от тебя» – вот пример родительских поучений. Боязнь быть осмеянным, униженным, отлученным от родни с ранних лет западает в душу японца. Ребенок начинает подавлять в себе порывы, которые раньше выражал свободно, потому что боится «потерять лицо», угроза отчуждения от общества действует серьезно.
Учитель: Двенадцатая буква «У». У – умение довольствоваться малым. Что вы понимаете под этим выражением? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
У – умение довольствоваться малым (слайд)
«Избегай излюбленных удовольствий, обращайся к неприятным обязанностям, - одна из любимейших пословиц японцев. Сила воли, способность ради высшего долга отвернуться от наслаждений, которые вовсе не считаются злом – вот, что японцы почитают добродетелью. Краеугольным камнем морали служит понятие стыда. Японская мораль не ставит целью переделать человека. они стремятся лишь обуздать его сетью правил подобающего поведения.
Учитель: Тринадцатая буква «Р». Р – роботы. Кто такие роботы? Что вы знаете роботостроении в Японии? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
Р – роботы (слайд)
Трудно сказать, почему наиболее острая потребность в роботах с гуманоидным обличьем фиксируется в Азии: Японии и Южной Корее. Факт остается фактом: публика воспринимает на «ура» все разработки именно там. Японские собачки Aibo, которых во всем мире продано более 200 тысяч, осели в основном в Японии. Вполне возможно, что все дело в специфическом восприятии окружающего мира:
японцы воспринимают роботов в качестве помощников, партнеров,
корни роботостроения восходят к японской традиции создания механических кукол «каракури» для чайных церемоний еще в 17-19 веках,
порядка 1/3 населения Японии к 2050 году будут иметь возраст 60 лет и старше. Нужны роботы, которые будут уметь убирать квартиру, застилать кровать, обеспечивать полный комплекс ухода за пожилыми людьми,
вопросы развития робототехники активно поддерживаются на уровне правительства.
Недавно японское министерство экономики, торговли и индустрии приняло решение выделить финансирование в размере 17 млн. долларов на разработку интеллектуальных роботов, способных принимать в рабочей обстановке свое собственное «обдуманное» решение.
Учитель: Четырнадцатая буква «Н». Н – Нагасаки и Хиросима. Это известные японские города. Что в них произошло в августе 1945 года? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
Н – Нагасаки и Хиросима (слайд)
В августе над Японией разносятся звуки хиросимского набата. Они отзываются в сердцах людей болью понесенных утрат, подкрепляют укоренившуюся в народе ненависть к войне. Они напоминают, что катастрофа, до которой довела страну милитаристская клика, обернулась для Японии не только военным поражением, но и неисчислимыми бедствиями для гражданского населения – трагедией Хиросимы и Нагасаки. После атомной бомбардировки Хиросимы больная лейкемией девочка Садако начала складывать журавликов. По легенде для исполнения желания надо было свернуть тысячу журавликов. Врач сказал, что когда она сделает 1000-го журавлика, она поправится. Садако успела сделать 644 журавлика. Дети и взрослые разных стран до сих пор приносят к подножию ее памятника все новые и новее фигурки.
Учитель: Пятнадцатая буква «О». О – Обучение красоте. Это школьный предмет? Или образ жизни японцев? Прошу ответить того, у кого лепесток с этой буквой.
(ответ, дополнение учащихся и учителя)
О – Обучение красоте (слайд)
Место религии в Японии в значительной мере занято культом красоты. Роль коллективных обрядов играют традиции и церемонии, предназначенные для того, чтобы люди сообща развивали свой художественный вкус. Эстетическое восприятие в японской школе поставлено шире и основательнее, чем в других странах мира. Уже второклассник названия 36 цветов и пользуется всеми ими. В погожий день директор вправе отменить занятия, чтобы детвора отправилась на воздух рисовать с натуры или слушать учителя о том, как постигать красоту природы. Однако ведущее место в эстетическом воспитании ребенка занимает обучение письму. Иероглифическая письменность – тяжелое бремя для японского школьника, она отбирает много времени и сил. При обучении каллиграфии стирается грань между чистописанием и рисованием. Только тот, кто овладел этим искусством, считается человеком высоких духовных качеств.
Каждый образованный человек должен владеть и мастерством стихосложения. Излюбленными формами поэтического творчества служат танка (5 строк – 31 слог) или хайку.(3 строки – 17 слогов). Один художественный образ, непременно адресованный кому-то, и определенное настроение, переданное через подтекст – вот, что должна содержать хайку.
Еще задолго до появления письменности и стихосложения в быту японцев укоренились обычаи коллективного любования явлениями природы – свежевыпавшим снегом, цветением сливы, азалий, вишни, багряной листвой горных кленов и полной луной.
Учитель: Заканчиваем восклицательным знаком. Получилась хризантема из шестнадцати лепестков и фраза из пятнадцати букв. «Не поступай дурно!» – это основное правило, норма поведения в японском обществе. Национальные особенности заслуживают изучения. По мере того, как ты вживаешься в образ этой страны, испытываешь: восхищение – возмущение – понимание. Японцы сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Ствол бамбука – незыблемые традиции и культура народа, сталь и пластик – передовые технологии, современная техника, самые совершенные на планете.
Вопрос: «Что нужно изменить в российском обществе, чтобы страна начала уверенно двигаться по пути прогресса и процветания?» (слайд)
Учитель: Будущее нашей страны – в ваших руках. Без трудолюбия, уважения к другим людям, прочных знаний, ответственности, ценностного отношения к здоровью, жизни и природе невозможно идти к прогрессу. Эти качества – основа взаимоотношений в человеческом обществе, залог его процветания. Пример этому – наш дальневосточный сосед, удивительная страна Япония. «Не поступай дурно!» (слайд)
6