Урок-игра
Обобщающий урок по теме «Фонетика»
2 класс
Цели:
Предметные: знать предмет изучения фонетики, понимать назначение звуков речи, иметь представление об устной и письменной речи
Метапредметные:
развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
умение грамотно и связно излагать свои мысли;
способность определять последовательность действий
Личностные:
формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
Регулятивные: овладевать способностями, понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Задачи: 1. Создание благоприятных условий для целенаправленной игровой деятельности учащихся.
2. Организация практической деятельности для развития умения анализировать и делать выводы.
Организация группового взаимодействия для достижения цели.
Оборудование: плакаты, картинки из детских мультфильмов, карточки с заданиями
Ход урока
1. Актуализация знаний детей.
Вступительное слово учителя.
- Мы с вами закончили изучение темы «Фонетика». Сегодня нам предстоит повторить и проверить наши знания. Урок наш пройдет в виде игры.
- Что значит повторение?
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наша работа была успешной?
- Цель сегодняшнего урока повторить тему и попробовать проанализировать свою работу.
Для повторения и игры у нас будут представлены следующие темы:
«Гласные звуки и буквы»
«Звонкие и глухие согласные»
«Твёрдые и мягкие согласные»
«Буквы Е, Ё, Ю, Я»
II. Работа по теме урока
Фонетическая разминка
Доскажи словечко
1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных ... .
2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны их можно даже ... .
3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда, а когда произносят гласные, ... .
Отгадай мультфильмы
Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы
Р - с - л - чк -
Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -
Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь
К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -
Н -, п - г - д - !
Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?
Игра «Аукцион»
Необходимо заметить в слове первую букву, чтобы получить новые слова. Побеждает тот, кто назвал последнее слово
Например:
Том -дом, ком, сом, ром, лом.
Дай-чай, май, рай, лай.
Игра « Четвертый лишний»
Ша(п/б)ка | ло(ж/ш)ка | алма(з/с) | зу(б/п) |
Па(п/б)ка | ча(ж/ш)ка | моро(з/с) | су(б/п) |
Ры(п/б)ка | кни(ж/ш)ка | при(з/с) | ду(б/п) |
Тря(п/б)ка | кру(ж/ш)ка | доно(з/с) | ло(п/б) |
Игра « Штопанье дыр».
На доске вывешивается плакат, на котором записаны слова с пропущенными буквами. На месте пропусков вырезаны дырочки. Задача учащихся -вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание. Игра начинается словами:
Слова спокойно жили в книжке
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов кусочки откусили,
Из книжки в норку утащили.
ТраОка, рыОка, снеО, рубаОка, скаОка, чаОка, шуОка.
Игра «Ручка-карандаш»
Запиши слова и выполни задания
Музыка, час, дерево, слог, письмо, пыль, земля, пружина, мороз.
Задание:
-разделить слова на слоги, расставить ударение,
-подчеркнуть твердые согласные одной чертой, мягкие -двумя.
Игра «Эхо»
Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп.
(Например: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть.)
Игра «Странное письмо»
Попробуйте прочитать это письмо
Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. У меня тень рождения. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Бока.
Игра-задачка
Необходимо собрать два “букета” из цветов: в первый входят цветы, в названиях которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука; во второй – буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук.
Какой “букет” оказался больше?
(набор названий цветов написан заранее на отдельных листочках, “букеты” цветов висят на доске, куда один из учащихся будет “приклеивать” листочки с названиями цветов)
Например: Тюльпан, гортензия, лилия, орхидея, сирень, василёк, петунья, гиоцинт.
Игра «Сколько букв, сколько звуков»
Урок, семья, луг, маяк, день, ёлка, язык
В данных словах определить количество букв и звуков.
III. Итог урока:
- Как вы считаете, была ли ваша деятельность сегодня успешной?
- Помогли ли вам игры повторить изученную тему?
- Вспомните свои действия на уроке и попробуйте рассказать, что нужно делать, чтобы успешно выполнить работу.