Дорожная карта внеурочного занятия
ФИО участника: Мережкина Алина Андреевна
Класс: 4
Предмет: Окружающий мир
Тема: Наш край
Тема проекта: Родной наш край люби и знай
Исследуемый объект: Ставропольский край
Цель проекта: Расширить знания о своем крае
Продукт проекта: Буклет «Путешествие по Ставропольскому краю»
Гипотеза: Предположим, что узнав больше о своем крае, мы будем бережнее относиться к нему
Планируемые результаты
Предметные:
находить и показывать свой край на картах;
описывать свой край по плану.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
ставить и формулировать для себя новые задачи в сотрудничестве с учителем;
применять и сохранять учебную задачу,;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные:
уметь анализировать свою работу и выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы;
строить логические утверждения, включающие установление причинно-следственных связей;
уметь сравнивать по заданным критериям, обобщать, делать выводы
Коммуникативные:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, предлагать помощь;
задавать вопросы;
работать индивидуально, в паре;
формулировать собственное мнение и позицию;
допускать существование различных точек зрения, уметь договариваться, приходить к общему решению.
Личностные УУД:
умение ставить познавательную задачу, решать её, работая в группе;
выбирать нужную информацию из учебного текста и иллюстраций;
умение выдвигать гипотезы, анализировать суждения и давать оценку высказываниям одноклассников.
Оборудование:
компьютер;
медиа-проектор;
документ-камера;
презентация Power Point со слайдами;
учебник Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1 (новое издание);
клей;
цветные карандаши (красный, желтый, зеленый);
пункты плана (Приложение А);
части буклета (Приложение Б);
заготовка буклета (Приложение В);
наглядный материал для анализа деятельности на уроке «Паровозик» (Приложение Г)
Таблица 1 - Дорожная карта внеурочного занятия
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт |
1. Формулировка проблемы и цели исследования Задача: мотивация и побуждение учащихся к формулировке темы, цели и гипотезы исследования | Приветствует учащихся в Клубе юных исследователей (слайд 1). Сообщает, что на адрес их клуба пришло загадочное письмо от некоего иностранца Тома, в котором он просит о помощи. Спрашивает, чем могут помочь дети, подводя к теме исследования. После формулировки темы занятия, спрашивает, чем сегодня займутся дети, подводя их к формулировке цели. С помощью наводящих вопросов предлагает придумать гипотезу. | Приветствуют учителя, настраиваются на дальнейшую работу. Высказывают свои предположения. Формулируют тему, цель и гипотезу исследования | тема, цель и гипотеза исследования |
2. Составление плана исследования Задача: составить план исследовательского проекта | Подводит детей к составлению плана исследования проекта. Детям раздаются «кусочки» плана в неправильном порядке и предлагается в парах расположить план в правильном порядке. Один из планов демонстрирует на документ камере, обсуждая с учащимися правильную последовательность. Предлагает свериться с доской | Составляют план работы: 1.Собрать информацию о Ставропольском крае. 2.Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю» 3.Предоставить результаты работы | План |
3. Проведение практической части исследования Задача: научить детей работать с картами и проводить исследование | С помощью учебника и наводящих вопросов вместе с детьми собирает информацию о Ставрополье, (после каждого правильного ответа ребенок получает часть буклета с полученной информацией). Сообщает, что в дальнейшем учащиеся будут больше работать с картами на уроках географии. Задает вопрос, хватит ли информации о Ставрополье, чтобы поделиться ими с Томом. Предлагает из собранных частей составить цельный буклет, приклеив пункты к основе. | Работая с учебником и отвечая на вопросы учителя, собирают информацию о Ставрополье. Высказывают свое мнение. Собирают буклет. | Буклет «Путешествие по Ставропольскому краю» |
4.Подведение итогов Задача: предоставить результаты исследовательской деятельности и провести рефлексию | Берет буклеты некоторых учащихся и демонстрирует их на документ камере. Спрашивает, удалось ли ребятам помочь Тому. Задает вопрос, что нового узнали дети и смогли ли они достичь цели исследования. Напоминает о гипотезе, просит подтвердить или опровергнуть ее. Напоминает пункты плана. Раздает учащимся наглядность «Паровозик», где каждый вагон – отдельный пункт плана. Предлагает раскрасить вагончики в тот цвет, который описывал степень понимания материала ребенком во время выполнения каждого пункта. Полученные паровозики клеются на железную дорогу, изображенную на флипчарте Просит устно оценить свое состояние и состояние своего соседа. Сообщает, что Том очень благодарен за проделанную детьми работу. | Отвечают на вопросы. Подтверждают или опровергают гипотезу. Раскрашивают вагоны паровозика | Готовый буклет |
5.Определение перспектив Задача: подготовить стихотворение про Ставрополье | Предлагает продолжить исследование дома, отыскав и выучив стихотворение про Ставрополье Благодарит за работу и прощается с учащимися. | Слушают задание. Прощаются с учителем. | Стихотворения про Ставрополье |
Разработка конспекта (сценария) исследовательского этапа внеурочного занятия
Ход занятия
Формулировка проблемы и цели исследования
-(слайд 1) Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на заседании Клуба Юных исследователей!
-На адрес нашего Клуба пришло необычное письмо (слайд 2). Обратите внимание на доску (слайд 3). Прочитайте письмо.
-Кто написал письмо? (иностранец Том)
-Чего же хочет этот Том? (узнать больше о других городах и странах)
-Поможем ему? (да)
-А каким образом мы можем помочь? (мы можем рассказать о нашем крае)
-Предлагаю вам провести исследование. Какое название мы придумаем для него?
-Все названия хороши, но я предлагаю вам использовать универсальное (слайд 4, Родной наш край люби и знай). Давайте хором прочитаем его.
-Так что мы с вами сегодня будем делать?
-Правильно, ребята, сегодня мы расширим наши знания о Ставрополье! Это и будет целью нашего исследования (слайд 5)
-А если мы узнаем о нашем крае больше, как изменится наше отношение к нему? В лучшую или худшую сторону? Будем ли мы бережнее относиться к нашему краю или наоборот?
-Молодцы! Сейчас мы с вами составили гипотезу нашего проекта (слайд 6, предположим, что узнав больше о своем крае, мы будем бережнее относиться к нему)
2. Составление плана исследования
-Ребята, любая исследовательская работа начинается с плана действий. На ваших столах лежат пункты плана (слайд 7, Приложение А). Как вы считаете, можем ли мы выполнять действия в таком порядке? Почему?
-Тогда предлагаю вам поправить план и в паре расположить пункты плана в правильной последовательности (просматриваю их планы, напоминаю о правилах посадки)
-Проверим, что у вас получилось, на документ камере. У всех так? Сверимся с доской (слайд 8)
3. Проведение практической части исследования
-Ребята, что нам нужно сделать в самую первую очередь? (найти наш край на карте)
-Откройте учебники на ст.136. Что вы видите перед собой? Более подробную карту вы можете наблюдать на доске (слайд 9)
-Покажите, где находится наш Ставропольский край.
-Молодцы! Он располагается на юге европейской части России. Вы получаете первый «кусочек» буклета.
-С какими республиками граничит наш край? Есть ли какой-нибудь другой край неподалеку от нашего Ставрополья? (наш край граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем)
-Как же много у нас соседей! Чтобы всегда помнить о них, вы получите еще один «кусочек» буклета.
- (слайд 10) Расскажите, а тепло ли у нас в Ставрополье или может быть холодно? Часто ли бывают дожди или ветра? Обратите внимание на карту, в какой зоне находится Ставрополь и наш с вами родной Невинномысск? (в умеренно влажной)
-Верно! Держите третий кусочек буклета.
- А какие же реки протекают в Ставрополье?
-Молодцы, много рек назвали! Но основные реки нашего края это - Кубань, КумА, Калаус, Большой ЕгорлЫк (слайд 11). Вы получаете четвертый кусочек буклета.
-Теперь я предлагаю вам в парах поработать с планшетами. На экранах у вас упражнения в Ленин аппс под названием «Символ Ставрополья». Прошу вас определить, какие фразы говорят о Ставрополье, а какие – нет. После выполнения задания, сложится паззл, и вы узнаете, какой у Ставрополья символ (напоминаю, что слишком низко к планшету наклоняться не стоит, клювиком не клюем, иначе это плохо отразится на зрении).
-Итак, какой же символ у Ставрополья? (слайд 12) Верно, герб! Обрамлением герба Ставропольского края являются дубовые ветви перевитые лентой, окрашенной в цвета российского флага. В верхней части герба расположился главный символ государства со времен Российской Империи, императорский двуглавый орел.
-В награду за правильно выполненное задание вы получаете еще один кусочек буклета.
-Достаточно ли информации мы отыскали для буклета? Хватит ли ее нам, чтобы рассказать о Ставрополье Тому? (да)
-Итак, вы собрали все кусочки буклета и теперь можете приклеить их к основе (слайд 13, Приложение В). На слайде расписаны правила работы с клеем, пробежитесь по ним глазками и приступайте к работе (некоторые буклеты можно продемонстрировать на документ камере).
-Ребята, удалось ли нам помочь Тому?
-Что нового вы узнали? Удалось ли нам достигнуть цели исследования? (слайд 14)
-Вспомним про гипотезу (слайд 15). Опровергли мы ее или доказали?
-Закончите предложения-правила (слайд 16):
Узнав про наш край больше, мы..
а) Не будем срывать …(цветы)
б) Не будем ломать … (ветви деревьев)
в) Не будем шуметь ….( в лесу, степи)
г) Не будем разорять…(птичьи гнезда)
- Том очень благодарен за проделанную вами работу.
-Давайте вспомним пункты плана.
-У вас на столах находится «Паровозик» (Приложение Г), где каждый вагон – отдельный пункт плана. Раскрасьте вагончики в тот цвет, который описывал понимание вами материала на всех этапах исследования (зеленый – хорошо понял, желтый – что-то недопонял, красный – не понял ничего).
-Полученные паровозики мы закрепим на флипчарте.
-Как вы себя чувствуете в конце урока? А как чувствует себя ваш сосед?
-(слайд 18) Смотрите, ребята, Том благодарит вас за проделанную работу!
5.Определение перспектив
-(слайд 19) Наш край богат и необычайно красив. А люди - самое большое богатство края. Ведь они великие умельцы и труженики. Своими делами они преумножают и обогащают край, добиваются поставленных целей, но следует не забывать оберегать и приумножать природные богатства.
-Наше исследование вы можете продолжить дома, отыскав и выучив стихотворение про Ставрополье.
-(слайд 20) Занятие окончено, всем спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПУНКТЫ ПЛАНА В НЕПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ
Предоставить результаты работы Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю» Собрать информацию о Ставропольском крае. |
Предоставить результаты работы Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю» Собрать информацию о Ставропольском крае. |
Предоставить результаты работы Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю» Собрать информацию о Ставропольском крае. |
Предоставить результаты работы Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю» Собрать информацию о Ставропольском крае. |
Предоставить результаты работы Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю» Собрать информацию о Ставропольском крае. |
Предоставить результаты работы Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю» Собрать информацию о Ставропольском крае. |
Предоставить результаты работы Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю» Собрать информацию о Ставропольском крае. |
Предоставить результаты работы Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю» Собрать информацию о Ставропольском крае. |
Рисунок 1 – «Неправильный порядок пунктов плана» для учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ЧАСТИ БУКЛЕТА
Ставропольский край располагается на юге европейской части России |
Ставропольский край располагается на юге европейской части России |
Ставропольский край располагается на юге европейской части России |
Ставропольский край располагается на юге европейской части России |
Ставропольский край располагается на юге европейской части России |
Ставропольский край располагается на юге европейской части России |
Ставрополье граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем |
Ставрополье граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем |
Ставрополье граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем |
Ставрополье граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем |
Ставрополье граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем |
Ставрополье граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем |
Основные реки нашего края это - Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык |
Основные реки нашего края это - Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык |
Основные реки нашего края это - Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык |
Основные реки нашего края это - Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык |
Основные реки нашего края это - Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык |
Основные реки нашего края это - Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык |
г. Ставрополь и г. Невинномысск находятся в умеренно влажной зоне |
г. Ставрополь и г. Невинномысск находятся в умеренно влажной зоне |
г. Ставрополь и г. Невинномысск находятся в умеренно влажной зоне |
г. Ставрополь и г. Невинномысск находятся в умеренно влажной зоне |
г. Ставрополь и г. Невинномысск находятся в умеренно влажной зоне |
г. Ставрополь и г. Невинномысск находятся в умеренно влажной зоне |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ОСНОВА БУКЛЕТА
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ «ПАРОВОЗИК»