СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование "Родной наш край люби и знай". Автор Мережкина Алина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Родной наш край люби и знай". Автор Мережкина Алина»

Дорожная карта внеурочного занятия


ФИО участника: Мережкина Алина Андреевна

Класс: 4

Предмет: Окружающий мир

Тема: Наш край

Тема проекта: Родной наш край люби и знай

Исследуемый объект: Ставропольский край

Цель проекта: Расширить знания о своем крае

Продукт проекта: Буклет «Путешествие по Ставропольскому краю»

Гипотеза: Предположим, что узнав больше о своем крае, мы будем бережнее относиться к нему

Планируемые результаты

Предметные:

  1. находить и показывать свой край на картах;

  2. описывать свой край по плану.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  1. ставить и формулировать для себя новые задачи в сотрудничестве с учителем;

  2. применять и сохранять учебную задачу,;

  3. оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

  1. уметь анализировать свою работу и выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы;

  2. строить логические утверждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  3. уметь сравнивать по заданным критериям, обобщать, делать выводы

Коммуникативные:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  со сверстниками, предлагать помощь;

  2. задавать вопросы;

  3. работать индивидуально, в паре;

  4. формулировать собственное мнение и позицию;

  5. допускать существование различных точек зрения, уметь  договариваться, приходить к общему решению.

Личностные УУД:

  1. умение ставить познавательную задачу, решать её, работая в группе;

  2. выбирать нужную информацию из учебного текста и иллюстраций;

  3. умение выдвигать гипотезы, анализировать суждения и давать оценку высказываниям одноклассников.

Оборудование:

  • компьютер;

  • медиа-проектор;

  • документ-камера;

  • презентация Power Point со слайдами;

  • учебник Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1 (новое издание);

  • клей;

  • цветные карандаши (красный, желтый, зеленый);

  • пункты плана (Приложение А);

  • части буклета (Приложение Б);

  • заготовка буклета (Приложение В);

  • наглядный материал для анализа деятельности на уроке «Паровозик» (Приложение Г)



Таблица 1 - Дорожная карта внеурочного занятия


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт


1. Формулировка проблемы и цели исследования

Задача: мотивация и побуждение учащихся к формулировке темы, цели и гипотезы исследования

Приветствует учащихся в Клубе юных исследователей (слайд 1).

Сообщает, что на адрес их клуба пришло загадочное письмо от некоего иностранца Тома, в котором он просит о помощи. Спрашивает, чем могут помочь дети, подводя к теме исследования. После формулировки темы занятия, спрашивает, чем сегодня займутся дети, подводя их к формулировке цели. С помощью наводящих вопросов предлагает придумать гипотезу.

Приветствуют учителя, настраиваются на дальнейшую работу.




Высказывают свои предположения.


Формулируют тему, цель и гипотезу исследования

тема, цель и гипотеза исследования

2. Составление плана исследования

Задача: составить план исследовательского проекта


Подводит детей к составлению плана исследования проекта. Детям раздаются «кусочки» плана в неправильном порядке и предлагается в парах расположить план в правильном порядке.

Один из планов демонстрирует на документ камере, обсуждая с учащимися правильную последовательность.

Предлагает свериться с доской

Составляют план работы:

1.Собрать информацию о Ставропольском крае.

2.Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю»

3.Предоставить результаты работы

План

3. Проведение практической части исследования

Задача: научить детей работать с картами и проводить исследование

С помощью учебника и наводящих вопросов вместе с детьми собирает информацию о Ставрополье, (после каждого правильного ответа ребенок получает часть буклета с полученной информацией). Сообщает, что в дальнейшем учащиеся будут больше работать с картами на уроках географии.

Задает вопрос, хватит ли информации о Ставрополье, чтобы поделиться ими с Томом.

Предлагает из собранных частей составить цельный буклет, приклеив пункты к основе.

Работая с учебником и отвечая на вопросы учителя, собирают информацию о Ставрополье.






Высказывают свое мнение.


Собирают буклет.

Буклет «Путешествие по Ставропольскому краю»

4.Подведение итогов

Задача: предоставить результаты исследовательской деятельности и провести рефлексию

Берет буклеты некоторых учащихся и демонстрирует их на документ камере.

Спрашивает, удалось ли ребятам помочь Тому.

Задает вопрос, что нового узнали дети и смогли ли они достичь цели исследования.

Напоминает о гипотезе, просит подтвердить или опровергнуть ее.

Напоминает пункты плана. Раздает учащимся наглядность «Паровозик», где каждый вагон – отдельный пункт плана. Предлагает раскрасить вагончики в тот цвет, который описывал степень понимания материала ребенком во время выполнения каждого пункта.

Полученные паровозики клеются на железную дорогу, изображенную на флипчарте

Просит устно оценить свое состояние и состояние своего соседа.

Сообщает, что Том очень благодарен за проделанную детьми работу.




Отвечают на вопросы.





Подтверждают или опровергают гипотезу.



Раскрашивают вагоны паровозика

Готовый буклет

5.Определение перспектив

Задача: подготовить стихотворение про Ставрополье

Предлагает продолжить исследование дома, отыскав и выучив стихотворение про Ставрополье

Благодарит за работу и прощается с учащимися.

Слушают задание.




Прощаются с учителем.

Стихотворения про Ставрополье





Разработка конспекта (сценария) исследовательского этапа внеурочного занятия


Ход занятия

    1. Формулировка проблемы и цели исследования

-(слайд 1) Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на заседании Клуба Юных исследователей!

-На адрес нашего Клуба пришло необычное письмо (слайд 2). Обратите внимание на доску (слайд 3). Прочитайте письмо.

-Кто написал письмо? (иностранец Том)

-Чего же хочет этот Том? (узнать больше о других городах и странах)

-Поможем ему? (да)

-А каким образом мы можем помочь? (мы можем рассказать о нашем крае)

-Предлагаю вам провести исследование. Какое название мы придумаем для него?

-Все названия хороши, но я предлагаю вам использовать универсальное (слайд 4, Родной наш край люби и знай). Давайте хором прочитаем его.

-Так что мы с вами сегодня будем делать?

-Правильно, ребята, сегодня мы расширим наши знания о Ставрополье! Это и будет целью нашего исследования (слайд 5)

-А если мы узнаем о нашем крае больше, как изменится наше отношение к нему? В лучшую или худшую сторону? Будем ли мы бережнее относиться к нашему краю или наоборот?

-Молодцы! Сейчас мы с вами составили гипотезу нашего проекта (слайд 6, предположим, что узнав больше о своем крае, мы будем бережнее относиться к нему)

2. Составление плана исследования

-Ребята, любая исследовательская работа начинается с плана действий. На ваших столах лежат пункты плана (слайд 7, Приложение А). Как вы считаете, можем ли мы выполнять действия в таком порядке? Почему?

-Тогда предлагаю вам поправить план и в паре расположить пункты плана в правильной последовательности (просматриваю их планы, напоминаю о правилах посадки)

-Проверим, что у вас получилось, на документ камере. У всех так? Сверимся с доской (слайд 8)

3. Проведение практической части исследования

-Ребята, что нам нужно сделать в самую первую очередь? (найти наш край на карте)

-Откройте учебники на ст.136. Что вы видите перед собой? Более подробную карту вы можете наблюдать на доске (слайд 9)

-Покажите, где находится наш Ставропольский край.

-Молодцы! Он располагается на юге европейской части России. Вы получаете первый «кусочек» буклета.

-С какими республиками граничит наш край? Есть ли какой-нибудь другой край неподалеку от нашего Ставрополья? (наш край граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем)

-Как же много у нас соседей! Чтобы всегда помнить о них, вы получите еще один «кусочек» буклета.

- (слайд 10) Расскажите, а тепло ли у нас в Ставрополье или может быть холодно? Часто ли бывают дожди или ветра? Обратите внимание на карту, в какой зоне находится Ставрополь и наш с вами родной Невинномысск? (в умеренно влажной)

-Верно! Держите третий кусочек буклета.

- А какие же реки протекают в Ставрополье?

-Молодцы, много рек назвали! Но основные реки нашего края это - Кубань, КумА, Калаус, Большой ЕгорлЫк (слайд 11). Вы получаете четвертый кусочек буклета.

-Теперь я предлагаю вам в парах поработать с планшетами. На экранах у вас упражнения в Ленин аппс под названием «Символ Ставрополья». Прошу вас определить, какие фразы говорят о Ставрополье, а какие – нет. После выполнения задания, сложится паззл, и вы узнаете, какой у Ставрополья символ (напоминаю, что слишком низко к планшету наклоняться не стоит, клювиком не клюем, иначе это плохо отразится на зрении).

-Итак, какой же символ у Ставрополья? (слайд 12) Верно, герб! Обрамлением герба Ставропольского края являются дубовые ветви перевитые лентой, окрашенной в цвета российского флага. В верхней части герба расположился главный символ государства со времен Российской Империи, императорский двуглавый орел.

-В награду за правильно выполненное задание вы получаете еще один кусочек буклета.

-Достаточно ли информации мы отыскали для буклета? Хватит ли ее нам, чтобы рассказать о Ставрополье Тому? (да)

-Итак, вы собрали все кусочки буклета и теперь можете приклеить их к основе (слайд 13, Приложение В). На слайде расписаны правила работы с клеем, пробежитесь по ним глазками и приступайте к работе (некоторые буклеты можно продемонстрировать на документ камере).

-Ребята, удалось ли нам помочь Тому?

-Что нового вы узнали? Удалось ли нам достигнуть цели исследования? (слайд 14)

-Вспомним про гипотезу (слайд 15). Опровергли мы ее или доказали?

-Закончите предложения-правила (слайд 16):

Узнав про наш край больше, мы..

а) Не будем срывать …(цветы)

б) Не будем ломать … (ветви деревьев)

в) Не будем шуметь ….( в лесу, степи)

г) Не будем разорять…(птичьи гнезда)

- Том очень благодарен за проделанную вами работу.

-Давайте вспомним пункты плана.

-У вас на столах находится «Паровозик» (Приложение Г), где каждый вагон – отдельный пункт плана. Раскрасьте вагончики в тот цвет, который описывал понимание вами материала на всех этапах исследования (зеленый – хорошо понял, желтый – что-то недопонял, красный – не понял ничего).

-Полученные паровозики мы закрепим на флипчарте.

-Как вы себя чувствуете в конце урока? А как чувствует себя ваш сосед?

-(слайд 18) Смотрите, ребята, Том благодарит вас за проделанную работу!

5.Определение перспектив

-(слайд 19) Наш край богат и необычайно красив. А люди - самое большое богатство края. Ведь они великие умельцы и труженики. Своими делами они преумножают и обогащают край, добиваются поставленных целей, но следует не забывать оберегать и приумножать природные богатства.

-Наше исследование вы можете продолжить дома, отыскав и выучив стихотворение про Ставрополье.

-(слайд 20) Занятие окончено, всем спасибо!



ПРИЛОЖЕНИЕ А


ПУНКТЫ ПЛАНА В НЕПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ


Предоставить результаты работы

Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю»

Собрать информацию о Ставропольском крае.

Предоставить результаты работы

Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю»

Собрать информацию о Ставропольском крае.

Предоставить результаты работы

Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю»

Собрать информацию о Ставропольском крае.

Предоставить результаты работы

Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю»

Собрать информацию о Ставропольском крае.

Предоставить результаты работы

Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю»

Собрать информацию о Ставропольском крае.

Предоставить результаты работы

Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю»

Собрать информацию о Ставропольском крае.

Предоставить результаты работы

Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю»

Собрать информацию о Ставропольском крае.

Предоставить результаты работы

Разработать буклет «Путешествие по Ставропольскому краю»

Собрать информацию о Ставропольском крае.


Рисунок 1 – «Неправильный порядок пунктов плана» для учащихся



ПРИЛОЖЕНИЕ Б


ЧАСТИ БУКЛЕТА


Ставропольский край располагается на юге европейской части России

Ставропольский край располагается на юге европейской части России

Ставропольский край располагается на юге европейской части России

Ставропольский край располагается на юге европейской части России

Ставропольский край располагается на юге европейской части России

Ставропольский край располагается на юге европейской части России

Ставрополье граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем

Ставрополье граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем

Ставрополье граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем

Ставрополье граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем

Ставрополье граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем

Ставрополье граничит с республикой КЧР, Ростовской областью, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Чечней, Дагестаном, Калмыкией, Краснодарским краем

Основные реки нашего края это - Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык

Основные реки нашего края это - Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык

Основные реки нашего края это - Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык

Основные реки нашего края это - Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык

Основные реки нашего края это - Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык

Основные реки нашего края это - Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык

г. Ставрополь и г. Невинномысск находятся в умеренно влажной зоне

г. Ставрополь и г. Невинномысск находятся в умеренно влажной зоне

г. Ставрополь и г. Невинномысск находятся в умеренно влажной зоне

г. Ставрополь и г. Невинномысск находятся в умеренно влажной зоне

г. Ставрополь и г. Невинномысск находятся в умеренно влажной зоне

г. Ставрополь и г. Невинномысск находятся в умеренно влажной зоне




ПРИЛОЖЕНИЕ В

ОСНОВА БУКЛЕТА

ПРИЛОЖЕНИЕ Г


НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ «ПАРОВОЗИК»