Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»
(ОГБПОУ «КТАБ»)
636160, Томская обл., с.Кожевниково, ул.Гагарина, 36
Тел./факс: 8-(38-244)-2-17-45
e-mail: ktab70@yandex.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урока
по учебной дисциплине: история
Тема: "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая
деятельность Н.С. Хрущева"
Разработчик: Полякова Татьяна Дмитриевна
преподаватель истории
2023
План- конспект урока
Урок по теме: "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева"
Полякова Татьяна Дмитриевна преподаватель истории и обществознания
Учебник:
1.Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. В 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : учебник / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 6-е изд., испр. – Москва : Академия, 2017.
2.А.А.Данилов «История 20-начала 21 в» М: Просвещение 2014
Цели урока:
образовательная
– обеспечить усвоение обучающимися целостной картины изучаемого исторического периода - “СССР в 50-60-е гг. ХХ века”, познакомиться с социально-экономическими преобразованиями данного периода;
развивающая
– продолжить развивать логическое и аналитическое мышление обучающихся на уроках истории, а также устную речь;
воспитательная
– продолжить формирование гражданской позиции обучающихся, воспитание чувства уважения к Отечественной истории.
Задачи урока:
образовательные:
1.Определить основные направления развития СССР в 1953-1964 гг.;
2.Выявить целесообразность социально-экономических реформ в СССР, проводимых по инициативе Н.С. Хрущева;
3.Подвести итог социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева на посту главы государства, показать ее противоречивый характер и дать ей объективную оценку;
развивающие:
1.Продолжить развивать умения самостоятельно проводить поиск необходимой информации в различных источниках;
2.Продолжить формировать навыки анализа и синтеза изучаемого материала;
3.Продолжить развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;
воспитательные:
1.Способствовать психологическому погружению обучающихся в изучаемую эпоху;
2.Продолжить воспитание гражданина своей страны, знающего историю своего государства и имеющего свое собственное мнение.
Тип урока: комбинированный, с элементами технологии критического мышления и постановкой проблемного вопроса
Основные понятия урока:
освоение целины, “кукурузная эпопея”, интенсивное хозяйство, экстенсивное хозяйство, субъективизм, волюнтаризм.
Оборудование урока:
1.Учебник;
2.Мультимедийная презентация;
3.Документы.
4.Ноотбук
План урока:
1.Развитие промышленности.
2.Реформирование сельского хозяйства.
3.Социальная политика.
4.Итоги социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева.
Ход урока
Организация начала урока.
Вступительное слово преподавателя.
На прошлом уроке мы разобрали ситуацию, сложившуюся в СССР после смерти И.В. Сталина и познакомились с личностью Н.С. Хрущева, который вошел в историю, как самый противоречивый политик-реформатор. В одном из своих выступлений Н.С. Хрущев говорил, что Ленин вошел в историю, как организатор революции, Сталин, несмотря на определенные ошибки, обеспечил победу в кровавой войне с фашизмом. Свое же предназначение он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. Тема сегодняшнего урока звучит так: “СССР в 50-60-е гг. ХХ века. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева”. (1 слайд. )
План урока 2 слайд
Преподаватель:
Знакомит с планом урока.
Обучающиеся:
записывают тему, обращается внимание на основные понятия урока .
Преподаватель:
Предлагаю по ходу урока дать объективную оценку социально-экономическим преобразованиям Н. С. Хрущева. В 1956 г. произошел визит Хрущева в Англию. Он встретился с Черчиллем в советском посольстве. Старый “британский лев” сказал: "Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать Вам:…".
Проблемное задание
Какой же совет дал Черчилль Хрущеву и прислушался ли Никита Сергеевич к его совету? Вопрос остается открытым до конца урока.(3 слайд)
3. Изучение нового материала.
1. Развитие промышленности..
Преподаватель: развитие промышленности в послевоенные годы шло достаточно быстрыми темпами. Уже к 1950-ым годам СССР восстановил довоенный уровень промышленного развития и превратился в могучую промышленную державу. У вас на столах лежит документ «Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.», прочитайте его и ответьте на вопрос: какое направление в развитие промышленности в середине 50-ых годов было приоритетным в СССР?
Документ № 1
Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.
“Тяжелая индустрия и впредь должна развиваться быстрее других отраслей народного хозяйства. Чем выше будет в нашей стране уровень развития тяжелой промышленности, определяющей дальнейший подъем всех отраслей хозяйства, тем полнее мы сможем удовлетворить непрерывно растущие потребности советского народа, быстрее создать изобилие предметов потребления и осуществить переход от социализма к коммунизму”.
Преподаватель:
А теперь возьмите документ №2 и, проанализировав данный документальный отрывок, сделайте вывод о том, как изменились приоритеты в развитии промышленности СССР в начале 60-х гг?
Документ №2.
Из постановления пленума ЦК КПСС 10—18 января 1961 г.
Советский Союз находится ныне на новом этапе исторического развития — на этапе развернутого строительства коммунистического общества. Сейчас наша страна имеет такую мощную индустрию, такую могучую оборону, что она не в ущерб дальнейшему развитию промышленности и укреплению обороны может выделить больше средств для дальнейшего подъема благосостояния народа.
Слайд 4,
Преподаватель подводит итог развития промышленности
Новое руководство СССР в лице Н.С. Хрущева беспокоило прогрессирующее отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом в частности с США. В связи с этим в 1954 г. в подмосковном Обнинске открыта первая в мире атомная электростанция, а в 1956 г. открыт институт ядерных исследований в Дубне, и создан первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. Символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Алексеевич Гагарин. Впечатляющими для советских людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию в 1959 г. первого атомного ледокола "Ленин". Был достигнут научно-технический прорыв.
Ответьте на вопрос: какая новая отрасль появилась в СССР в середине 50-х гг?
2.Реформирование сельского хозяйства
Преподаватель:
Слайд 5. Перед вами две программы развития сельского хозяйства: Г. Маленкова и Н. Хрущева. Ознакомьтесь с ними и на основе знаний, полученных на уроках обществознания, сделайте вывод о том, какие пути экономического развития предлагали Маленков и Хрущев?
Преподаватель:
как вы думаете, почему победил курс, предложенный Н. Хрущевым?
Преподаватель:
Попробуем выделить направления развития сельского хозяйства.
На слайде схема направлений развития сельского хозяйства (Слайд 6.)
Преподаватель:
в сельском хозяйстве в 50-60-е годы происходили перемены, результаты которых оказались неоднозначными. С 1953 г. были ослаблены сталинские притеснения личного подсобного хозяйства колхозников и рабочих совхозов:
•освобождение от непомерных налогов и поставок с/х продукции;
•разрешение увеличить размеры личных подсобных хозяйств в 5 раз. (Слайд 7.)
За период с 1954 по 1958 годы, по сравнению с предыдущими пятью годами, валовая продукция сельского хозяйства выросла на 34%. Таких темпов село еще не знало. Хрущев, увидев подобные результаты, решил, что крестьяне с такой же самоотдачей будут работать и в колхозах. Желая, высвободит у них силу и время для работы в колхозах, он начал притеснение личных подсобных хозяйств. Резко увеличили налоги на личные приусадебные участки. Упрямо изыскивая способы посрамления Америки, Никита Хрущев в1959 г. распорядился скупить госорганам за 2-3 года у рабочих совхозов и колхозников без всяких уклонений всю их рогатую живность. Но с наступлением холодов выяснилось, что колхозы и совхозы не готовы к размещению и содержанию скупленных коров, их пришлось частично забить. С той поры в деревне не стало ни коров, ни телят.
Далее работа с учебником на основе текста параграфа провести самостоятельную работу, изучить материал и сделать вывод реформа - результаты: освоение целины, реорганизация МТС (машиннотракторных станций).
Обучающиеся приступают к выполнению задания.
Преподаватель проверяет выполнение задания
Вопросы:
1.Какие положительные результаты были достигнуты в ходе целинной кампании? Что отрицательного было в ней? (Слайд 8.)
Преподаватель делает вывод:
В 1954 г. – освоение целинных и залежных земель Сибири и Северного Казахстана. Первоначально результаты и урожаи зерна были высокими. Годы, прожитые на целине, бывшие целинники вспоминают как самые счастливые. Однако, отсутствие научно разработанной системы земледелия влекло за собой эрозию почв и опустошительные пыльные бури. Эффективность возделывания почвы упала на 65% . (Слайд 9)
2. Каковы цели и результаты реорганизации МТС (Машиннотракторных станций)?(Слайд 10 )
Обучающиеся дают ответы.
Преподаватель делает вывод:
В 1958 г. началась реорганизация МТС, в ходе которой колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены ее выкупать в течение 1,5 лет причем за высокую цену. Государство, с одной стороны, преследовало благую цель: обеспечить колхозы техникой; но, с другой стороны, таким путем сумело за один год компенсировать все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Результаты:
•касса колхозов оказалась опустошенной на много лет вперед и их долги казне резко возросли;
•колхозы не имели квалифицированных кадров механизаторов и условий для нормальной эксплуатации сложной техники. (Слайд 11.)
Задание:
Как вы думаете, что стало результатом сельскохозяйственной политики?
(Слайд 12.)
Преподаватель:
Правительство предприняло ряд мер для решения продовольственной проблемы. Они заключались в следующем: (Слайд №13.)
После визита Хрущева в США в 1959 г. в СССР началась “кукурузная эпопея” - административное внедрение кукурузы без учета земледельческих и климатических условий. Как это происходило, мы узнаем из видеоролика. https://yandex.ru/video/preview/15276265015537366889
(Слайд 14)
Задание:
прочитайте документ и ответьте на вопрос: Как оправдывал Хрущев неудачи внедрения кукурузы в с/х?
Документ № 3
Из выступления Н.С. Хрущева на XXII съезде КПСС.
Если в отдельных районах страны кукуруза внедряется формально, колхозы и совхозы снимают низкие урожаи, то в этом виноваты не климат, а руководители. Там, где кукуруза не родится есть “компонент”, который не содействует ее росту. Этот “компонент” надо искать в руководстве…надо заменить тех работников, которые сами засохли и сушат такую культуру, как кукуруза, не дают ей развернуться во всю мощь.
Преподаватель:
Когда возникли перебои с продуктами первой необходимости: мясом, молоком, маслом и хлебом, правительство попыталось поправить дела в экономике за счет трудящихся и повысило розничные цены на продовольствие 1962 г. (Слайд №15.)
Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей в 1963 г. (первая партия составила 12 млн. т). (Слайд №16.)
Вывод:
семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 годы) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%. В сельском хозяйстве страны назревал глубокий кризис.
3. Социальные реформы.
Преподаватель:
Для улучшения жизни советских людей под руководством Никиты Сергеевича был проведен целый ряд социальных реформ. Был принят новый пенсионный закон, сокращена рабочая неделя, повышены зарплаты, отменена плата за обучение в старших классах, началось массовое жилищное строительство, благодаря чему более 50 млн. советских людей получили квартиры. В 1961 г. была проведена денежная реформа.
Преподаватель:
все социальные преобразования Н. С. Хрущева отображены на (слайде №17).
Преподаватель:
А теперь давайте закрепим и подведем общий итог социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева.
Задание: Выделите + и – Социально-экономической политики Н.С.Хрущёва
На основе ответов обучающихся делается вывод урока.
4. Итоги социально-экономической деятельности Н.С.Хрущёва
Вывод: Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды. Увеличился городской жилищный фонд на 80%, пенсионная реформа распространилась на десятки миллионов человек, несколько улучшилось положение сельских жителей — они получили паспорта. Но, конечно, хватало и непоследовательности, и просто ошибок в руководстве сельским хозяйством. Половинчатый характер деятельности Хрущева предопределил неудачу его преобразований. Общество устало от такого количества нововведений. Этим воспользовалась партийно-государственная бюрократия, которая в октябре 1964 г. сместила его с должности за волюнтаризм и субъективизм в политике. Слайд №19.
Понятия Волюнтаризм и субъективизм записать в тетрадь.
Выполняется тест по ссылке https://onlinetestpad.com/ru/testview/1250052-ekonomicheskaya-politika-ns-khrushheva
Преподаватель:
А теперь вернемся к нашему проблемному вопросу. Как вы думаете, какой совет дал Черчилль Никите Сергеевичу Хрущеву? (слайд № 18.)
Преподаватель:
Так как вы думаете, прислушался ли Хрущев к его совету?
Преподаватель: А может быть главное то, что пытался, хотя и знал, что под ним пропасть?
Рефлексия. Анкета Приём «Выбор»
На уроке я работал | Активно, пассивно |
Своей работой на уроке | Я доволен, недоволен |
Урок показался мне | Коротким, длинным |
За урок | Я устал, не устал |
Моё настроение | Стало лучше, стало хуже |
Материал урока был для меня | Понятен, непонятен, скучен, неинтересен, полезен, бесполезен |
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос чего было больше в деятельности
С. Н. С.Хрущёва «чёрного» или «белого», ответ обоснуйте
Видеоурок по дисциплине "История"
Приложение 1
Документ № 1
Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.
“Тяжелая индустрия и впредь должна развиваться быстрее других отраслей народного хозяйства. Чем выше будет в нашей стране уровень развития тяжелой промышленности, определяющей дальнейший подъем всех отраслей хозяйства, тем полнее мы сможем удовлетворить непрерывно растущие потребности советского народа, быстрее создать изобилие предметов потребления и осуществить переход от социализма к коммунизму”.
Документ №2.
Из постановления пленума ЦК КПСС 10—18 января 1961 г.
Советский Союз находится ныне на новом этапе исторического развития — на этапе развернутого строительства коммунистического общества. Сейчас наша страна имеет такую мощную индустрию, такую могучую оборону, что она не в ущерб дальнейшему развитию промышленности и укреплению обороны может выделить больше средств для дальнейшего подъема благосостояния народа.
Документ № 3.
Из выступления Н.С. Хрущева на XXII съезде КПСС.
Если в отдельных районах страны кукуруза внедряется формально, колхозы и совхозы снимают низкие урожаи, то в этом виноваты не климат, а руководители. Там, где кукуруза не родится есть “компонент”, который не содействует ее росту. Этот “компонент” надо искать в руководстве…надо заменить тех работников, которые сами засохли и сушат такую культуру, как кукуруза, не дают ей развернуться во всю мощь.
Приложение 2
https://onlinetestpad.com/ru/testview/1250052-ekonomicheskaya-politika-ns-khrushheva
https://yandex.ru/video/preview/15276265015537366889
Приложение 3
Рефлексия. Анкета Приём «Выбор»
На уроке я работал | Активно, пассивно |
Своей работой на уроке | Я доволен, недоволен |
Урок показался мне | Коротким, длинным |
За урок | Я устал, не устал |
Моё настроение | Стало лучше, стало хуже |
Материал урока был для меня | Понятен, непонятен, скучен, неинтересен, полезен, бесполезен |