22 июня 1941 года мирную жизнь химчан и всего советского народа нарушило вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз. Уверенные в своей победе фашисты рвались к Москве… В результате стремительного движения гитлеровской армии уже к осени 1941 года в окрестностях Москвы и Химок велись ожесточенные сражения. Но в сражениях на подступах к столице был развеян миф о непобедимости Третьего Рейха… Именно на Химкинской земле установлен памятник, ставший символом битвы за Москву. Сегодня мы узнаем о том, как жил город в годы Великой Отечественной войны, где проходила линия фронта, вспомним имена химчан-героев.
СЛАЙД 2
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
СЛАЙД 3
Уже в первые дни войны многие жители района ушли добровольцами на фронт. С конца июня в районе началось формирование истребительного батальона и батальона народного ополчения. Сначала эти батальоны охраняли военно-хозяйственные объекты, несли военную службу, но уже в ноябре химчан включили в состав 4-й Московской коммунистической стрелковой дивизии, которая защищала ближайшие подступы к Москве.
СЛАЙД 4
30 сентября 1941 года началось наступление фашистов на Москву. Чтобы не допустить прорыва фашистов к столице, советское командование мобилизовало население на возведение оборонительных сооружений, и химчане приняли в нем активное участие.
Жителями Химок было построено 9 км противотанковых рвов, 19 км проволочных заграждений, множество огневых точек и бомбоубежищ. На предприятиях района было изготовлено 1200 противотанковых ежей, которые установили на оборонительном рубеже.
5
В конце ноября фашисты заняли часть территории Химкинского района. Оборонительные бои здесь вели войска 16-ой армии под командованием Константина Константиновича Рокоссовского и 20-ой армии под командованием Александра Ильича Лизюкова, ее штаб располагался в Химках. Линия обороны 16-ой армии проходила по реке Клязьма, Ленинградскому шоссе, станции Крюково и в Истринско – Дедовском направлении. 20-ая армия держала борону от реки Клязьма и Рогачевского шоссе. Город Химки стал прифронтовым. Слышалась орудийная и пулеметная стрельба. Тревожно было на сердце…Любой ценой отстоять столицу, не сдаваться, защищать свою Родину!
СЛАЙД 6
В боях за деревню Крюково (ныне станция Крюково - Зеленоград) проявили небывалую стойкость воины 316 стрелковой дивизии генерала Ивана Васильевича Панфилова и кавалеристы генерал-майора Льва Михайловича Доватора.
СЛАЙД 7
Красная Армия отступала, но за каждый оставленный километр русской земли враг платил большую цену. В руках гитлеровцев оказались 13 населенных пунктов Химкинского района (ныне это территория Солнечногорского района и Зеленограда).
В начале декабря разгорелись упорные бои за железнодорожную станцию Крюково. Враг подошел к Сходне, Красной Поляне, верховьям реки Клязьмы. А скоро наша армия перешла в контрнаступление и территорию Химкинского района освободили.
Всего на территории Химкинского района немецкие оккупанты полностью или частично разрушили почти 900 (девятьсот) домов, более 300 (трехсот) общественных построек и более 100 (ста) государственных построек.
СЛАЙД 8
Во время Великой Отечественной войны, в ходе наступления гитлеровских войск на Москву, железная дорога была частично разрушена, но мост уцелел. Когда фашистов отбросили от столицы, движение по дороге удалось возобновить, и она сыграла важную роль в обеспечении наших войск всем необходимым.
СЛАЙД 9
С начала военных действий вся промышленность Химок была переведена на выпуск военной продукции и необходимых для фронта товаров. На предприятиях «Спартак», «Стройдеталь», мебельном комбинате, стекольной фабрике выпускались боеприпасы, сигнальные ракеты, лыжи, ручные гранаты, вооружение и обмундирование для армии.
Из воспоминаний сотрудника НПО имени Лавочкина, ветерана войны Георгия Михайловича Седова: «В июне 1941 года после начала войны нас перевели на 12 –часовой рабочий день. Уже в июле 1941-го молодых рабочих стали направлять на строительство противотанковых сооружений под Москвой, при этом мы не освобождались от основной работы. Мы строили самолеты, а в свободные дни и часы после работы копали оборонительные сооружения. Нашей бригаде был отведен самый ответственный участок между Октябрьской железной дорогой и Ленинградским шоссе в районе Подрезково и ныне существующего завода древесностружечных плит и деталей, и мы копали противотанковые рвы до деревни Кирилловка. Копали их до двух метров в глубину…»
СЛАЙД 10
Труд в тылу оказался для химчан особо опасным, поскольку боевые действия проходили в непосредственной близости к населенному пункту. Над городом постоянно летали немецкие самолеты, а в самом городе часто ловили немецких шпионов.
После разгрома фашистов под Москвой, на территории нашего района стали восстанавливать производство боеприпасов, вооружения и всего необходимого фронту. Свой вклад внесли и труженики села: на фронт отправляли овощи, теплую одежду для солдат, корм и сено для лошадей. Бригады школьников помогали в работе тыла. Наравне с мужчинами трудились и женщины, и старики, и дети. За самоотверженную работу в тылу многие жители нашего района награждены орденами и медалями.
СЛАЙД 11
На базе неэвакуированной части опытно – конструкторского бюро под руководством авиаконструктора С.А. Лавочкина наладили ремонт поврежденных в боях самолетов всех конструкций. Результаты воздушных боев на фронтах войны показали необходимость в совершенствовании истребителей. В кратчайшие сроки ОКБ (опытно – конструкторское бюро), возглавляемое Семеном Алексеевичем Лавочкиным, разработало фронтовой истребитель Ла - 5, в впоследствии его модификацию –Ла-7.
Уже в сентябре 1942 года Ла-5 приняли участие в боях под Сталинградом. К началу битвы на Курской дуге самолеты Лавочкина превосходили немецкие машины по многим техническим характеристикам.
Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб высоко ценил эти машины: «Слежу за воздухом и за дыханием» своего Ла-5. В сотый раз с благодарностью думаю о создателях выносливой, надежной машины».
С 1942 по 1945 годы на разных заводах страны было создано 22 тысячи истребителей «Ла» - почти треть всей истребительной авиации.
Одновременно с этим и на базе Научно – производственного объединения «Энергомаш», эвакуированного почти полностью в Ташкент, в опустевших цехах организовали авиаремонтные мастерские. Прямо с завода отремонтированные крылатые машины направлялись на фронт. Когда создалась реальная угроза прорыва фашистских войск к Химкам, ремонтные мастерские перевели на завод в Тушино, а корпуса заминировали. После контрнаступления Красной Армии завод был разминирован и ремонт и испытания самолетов начались с удвоенной силой, в тяжелейших условиях рабочие ремонтировали самые разные самолеты.
СЛАЙД 12
С началом ожесточенных боев на подступах к столице в Химках развернулись штабы медицинских служб. Жители Химкинского района помогали лечебным учреждениям, сдавали кровь, ухаживали за ранеными. Все госпитали оборудовались только силами и средствами района.
СЛАЙД 13
В 1941-1944 годах в районе работало около 10 госпиталей и 130 санитарных постов, которые могли одновременнопринять более 600 (шестисот) бойцов.В ноябре - декабре раненые поступали в госпитали прямо с передовой; их доставляли медсестры и санитары. Не случайно один из первых памятников фронтовой сестре милосердия поставлен на Химкинской земле.
СЛАЙД 14
Для безопасности раненых строились бомбоубежища и укрытия. Под медицинские учреждения использовали санатории и дома отдыха. Самые крупные размещались в корпусах библиотечного института (ныне Университет культуры и искусства), бывшем санатории «Химки» (теперь это Химкинская городская больница №1) и в Никольской больнице (в районе канала им. Москвы).
СЛАЙД 15
С началом войны тысячи химчан были призваны в ряды Красной Армии или ушли на фронт добровольцами. Ополченцы Химкинского района пополнили 4-ую Московскую дивизию народного ополчения. За доблесть, проявленную в боях за города КарАчев и Брянск, дивизию наградили двумя орденами, и она стала именоваться «84-ой гвардейской стрелковой КарАчевской Краснознаменной ордена Суворова дивизией». Всего за период Великой Отечественной войны из района призвали в ряды Советских Вооруженных сил свыше 25 тысяч человек. Наши земляки сражались на всех фронтах и флотах. Шесть жителей района были удостоены звания героев Советского Союза: Александр Владимирович Асманов, Александр Николаевич Елагин, Константин Петрович Комардинкин, Николай Федорович Семенов, Владимир Михайлович Тюков, Константин Федорович Фомченков.
Семь тысяч призванных Химкинским военкоматом пали смертью храбрых….
Много славных страниц вписано химчанами в историю народного подвига.
Старший лейтенант Владимир Михайлович Тюков был летчиком-штурмовиком, командовал эскадрильей. Он совершил более 100 (ста) боевых вылетов, уничтожил 57 автомашин, 3 вражеских танка, свыше 20 орудий и минометов. В 1944 году погиб в бою под Севастополем. Одна из улиц Сходни названа его именем.
Иван Евграфович Федоров был летчиком-испытателем. За время войны совершил около 120 боевых вылетов и сбил 96 самолетов противника. Звание Героя Советского Союза получил после войны.
В период боев за Москву разведчица Рита Смородинова в районе Крюкова собрала сведения, необходимые советскому командованию. Но на обратном пути она попала под обстрел и ей пришлось долгое время лежать на снегу. Промерзшая Рита нашла в себе силы добраться до своих и передать собранные сведения, но, к сожалению, спасти отважную разведчицу не удалось.
16
Жители района помнят и чтят погибших в годы Великой Отечественной войны.
На доме № 22 по Ленинградскому шоссе была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1942 году был сформирован 910-й истребительный авиаполк особого назначения, в славном боевом пути от Сталинграда до Берлина получивший наименование 148-го гвардейского Краснознаменного истребительного авиаполка особого назначения».
Памятник "Слава химчанами - участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (Танк Т-34) установлен в сквере им. Марии Рубцовой 8 мая 2006 года.
В 2008 году установили памятник лётчикам и труженикам тыла – точную копию легендарного истребителя времён Второй мировой – Ла-7.Точную копию боевой машины изготовили по старым чертежам. Самолёты конструктора Семёна Лавочкина считаются самыми массовыми истребителями Великой Отечественной войны.
Ла-7 считается одним из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны. Лётчики отмечали его высокую манёвренность, сильное вооружение и повышенную живучесть машины.
На улице Победы в 1965 году установили стелу-обелиск «Отстоявшим Отчизну», а позднее зажгли Вечный огонь в память о героях войны.
6 декабря 1966 года в честь 25-ой годовщины контрнаступления Красной Армии под Москвой на 23-м километре Ленинградского шоссе открыли мемориальный ансамбль «Противотанковые ежи».
В память о тружениках НПО «Энергомаш», работавших для нужд фронта, на одном из корпусов установлена памятная доска со словами: «Здесь создавалось оружие победы в годы Великой Отечественной войны».
СЛАЙД 17
Химкинские дороги вошли не только в историю края, но и в историю России. В 1941 году наша Химкинская земля стала последним рубежом, остановившим движение фашистов к Москве, с нее началась дорога к Великой Победе!
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда
Помните!
Не плачьте,
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны.
. Минута молчания
СЛАЙД 18
фильм