СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства "Широкая Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства по программе Т.Я. Шпикаловой "Широкая Масленица" (Творческая работа "Создай образ праздника проводов зимы") знакомит детей с страдиционным народным праздником Масленицей, как с одним из любимых весенних увеселений. На уроке дети знакомятся с репродукциями картин В. Липицкого "Коробочка "Масленица", Бенуа "Петербургские балаганы" Творческая работа детей - это композиции масленичного праздника в технике бумажной аппликации.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства "Широкая Масленица"»

МБОУ - Хотынецкая средняя общеобразовательная школа









Урок изобразительного искусства по программе Т.Я.Шпикаловой

«Широкая Масленица»

сюжетно – декоративная композиция

Творческая работа:

«Создай образ праздника проводов зимы»













Учитель: Баумова Л.Д.




Основные цели и задачи урока – импровизации:

1.Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа.

2. Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленица как одного из явлений праздничной народной культуры.

3. Развивать у учащихся наблюдательность, образное видение и цветовосприятие.

На примерах произведений искусства расширять представления детей об особенностях проводов зимы в разных регионах России.

4. Совершенствовать условия для овладения третьеклассниками живописно – декоративными и композиционными навыками в передаче образа весеннего праздника.

Примерный ход урока:

1. Беседа о традиционном народном празднике Масленице как об одном из любимых весенних увеселений (У., с.83-84).

2. Работа учащихся по репродукциям картин, представленных в учебнике (с.83-84). Подготовка ответов на вопросы (У., с.84).

3. Анализ композиций, цветового решения, творческой работы учащихся детской художественной школы (Т., с.52).

4. Фольклорное развлечение «Широкая Масленица».

5. Создание третьеклассниками собственной композиции масленичного праздника в технике бумажной аппликации (Т., с.53).

6. Итоги: любуемся праздничными картинами, созданными учащимися, заслушиваем авторов интересных композиций, даем оценку общего эмоционального состояния этих работ.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями искусства, с особенностями проводов зимы и попробуем создать свою сюжетно - декоративную композицию «Праздник проводов зимы – Масленица».

III. Беседа о традиционном народном празднике Масленица.

- Широко всегда гуляли Масленицу на Руси: ярмарки, балаганы с представлениями, катание на санках с гор, сжигание соломенного чучела Масленицы.

Праздник проводов Зимы называется всемирным праздником, т.е. гуляют всем миром. В нем участвуют и стар, и млад. Масленица, отмечавшаяся в старину, перешла в традиции современности.

IV. Работа учащихся по репродукциям картин, представленных в учебнике с.83-84.

1.Рассмотри эти произведения (задание учебника с.83).

2. Чтение текста учебника (с.83).

Удаль молодецкая, сноровка цирковых силачей, шутовство бродячих артистов, звонкий смех участников гуляний, аттракционы, красивый, нарядный выезд молодоженов – все это честная широкая ярмарка.

3. Ответы на вопросы (У., с.84).

Задание учебника «Расскажи».

- Какие действия масленичного праздника ты увидел в этих работах?

(В работе В.Липицкого «Коробочка «Масленица»», Федоскина мы видим как людям жарко от гулянья, наступает весна, все провожают зиму, катаются на тройках лошадей, лепят снеговика. Люди в старинной русской народной одежде поют частушки, песни, водят хороводы. На переднем плане мы видим, как русская красавица наливает из самовара чай и угощает участников гулянья горячими блинами.

В работе А.Бенуа «Петербургские балаганы» мы видим как на балконе показывают театральное зрелище комического характера. Люди одеты в более старинную одежду (боярскую, купеческую).Они размеренно прохаживаются по площади, дети катаются на санках.)

- Что ты можешь сказать о колорите росписи коробочки «Масленица» и эскиза декорации «Петербургские балаганы»? Что общего?

(В работе Липицкого «Коробочка «Масленица»» теплый колорит, преобладают желтые, красные, оранжевые, светло – коричневые цвета. Хоть и зима и кругом еще лежит снег, от композиции веет теплом, потому что все одеты в яркие праздничные одежды, у всех веселое настроение и им жарко от веселья, кругом звучит звонкий смех.

В работе Бенуа «Петербургские балаганы» преобладают холодные тона: фиолетовый, голубой, синий, темно – зеленый, черный. Благодаря контрасту желтого цвета взгляд притягивается к балкону, где идет балаганное представление)

- Как отмечают Масленицу там, где ты живешь? Какой веселый эпизод праздника ты отразишь в своей композиции?

(У нас на базарной площади показывают представления, поют русские народные частушки, песни, водят хороводы, катаются на санках с гор, проводят аттракционы, катаются на запряженных тройках лошадей.)

V.Фольклорное развлечение «Широкая Масленица».

- Давайте мы, сегодня вспомним этот праздник и повеселимся на славу.

Итак, Масленицу начинаем.

Первый день – Встреча Масленицы.

Звучит спокойная русская мело­дия. Сцена оформлена в виде русской горницы. На печи «спит» мальчик. Ведущая надевает фартук, платок и начинает «печь» блины в печи. По окончании музы­ки Ведущая (Хозяйка) будит мальчика.

Хозяйка. Федотка, вставай, полно тебе спать! Иди, кличь Масленицу!

Мальчик «просыпается», потягивается, встает, берет ло­шадку на палочке и скачет по горнице.

Федот. Душа ль ты моя, Масленица!

Перепелиные твои косточки!

Сахарные твои уста!

Приди, приди к нам на широкий двор,

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться!

Хозяйка. Ну что, покликал Масленицу?

Федот. Покликал, матушка.

В горницу входит другой мальчик — Иван, кланяется Хозяйке, здоровается, подходит к Федотке.

Иван. Федотка, у тебя лапти есть?

Федот. Есть.

Иван. Попроси у матушки.

Федот. Матушка, где у нас лапти?

Хозяйка. Возьми, вон, под лавкой лежат.

Мальчики берут по одному лаптю, идут по залу. На­встречу им две девочки.

Федот. Масленицу везете?

Девочки. Нет, не везем.

Иван. Ах, не везете!

Мальчики замахиваются лаптями на девочек, те с виз­гом убегают. Мальчики вновь обходят зал. Выходят еще две девочки.

Федот. Масленицу везете?

Девочки. Нет, не везем.

Иван. Ах, не везете!

Мальчики снова замахиваются лаптями, девочки убега­ют. Мальчики возвращаются в горницу, кладут лапти под лавку, садятся на скамейку. В зал вбегает девочка.

Девочка. Масленица на двор въезжает! Широкая на двор въезжает!

Звучит задорная русская музыка, в зал входит Скомо­рох с чучелом Масленицы в руках и несколько детей.

Скоморох. Спешите, спешите, спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей!

Хозяйка. Гостей мы давно поджидаем,

Масленицу встречаем - зиму провожаем!

Дети встают вокруг Масленицы.

1-й чтец. Дорогая наша гостья, Масленица!

2-й чтец. Дуня белая, Дуня румяная!

3-й чтец. Коса длинная, триаршинная!

4-й чтец. Лента алая, двуполтинная!

5-й чтец. Платок беленький, новомодненький!

6-й чтец. Лапти частые, головастые!

Дети исполняют в хороводе обрядовую песню «Наша Масленица»


Как вставала я ранешенько,

Собиралась я быстрешенько.

Пришла к нам масленица,

Принесла блины и маслице

Как стояла я у жаркой печи,

Выпекала кренделя и калачи.

Пришла к нам масленица,

Принесла блины и маслице

С калачами блины, шанежки

Для милого друга Ванечки.

Пришла к нам масленица,

Принесла блины и маслице

Вы, подружки, собирайтеся,

В сарафаны наряжайтеся.

Пришла к нам масленица,

Принесла блины и маслице

Будем вместе хороводы водить,

Надо нам еще и зиму проводить.

Пришла к нам масленица,

Принесла блины и маслице

Скоморох ставит Масленицу у центральной стены. Дети садятся на места в зале. Скоморох. Вторник - «заигрыши».

Хозяйка. Давайте играть

Проводится игра «Потолкушки» (Двое игроков, встав в круг на одной ноге, пытаются вытолкнуть плечом друг друга из круга)

Хозяйка. Вижу, ловкие вы и сильные, друг другу не уступаете. Да уж, наверное, устали играть, замори­лись да проголодались.

Скоморох. Давай скорее следующий день объяв­лять.

Хозяйка. Третий день «Лакомка»

1-й чтец.

Уж ты, Масленица годовая,

Гостья наша дорогая!

Накорми нас блинами,

Угости пирогами!

2-й чтец.

Тин-тинка, подай блинка,

Оладышка-прибавышка, масленый кусок!

Тетушка, не скупися

-Масленым кусочком поделися;

Хозяйка. Ребята, а почему на Масленицу пекли именно блины? (Блин - символ Солнца, форма круга означает круглый год.) Русский народ даже поговорки про блины сложил. Вы их знаете?

1-й чтец. Без блинов не Масленица - без пирогов; не именины.

2-й чтец. Блин добро не один.

3-й чтец. Блин брюха не портит.

4-й чтец. Блин не клин - брюха не разобьет.


Хозяйка. А скажи-ка, скоморох,

Что в мешке: бобы, горох?

Скоморох. Я принес в честь праздника

Угощенье разное:

Пряники, конфеты, бублики

Для пригожей нашей публики.

Мешок начинает шевелиться, двигается вперевалочку.

Хозяйка. Что за чудо! Скок да скок!

Глянь-ка, тронулся мешок!

Скоморох. Эй, хватайте его, ловите,

Поскорей мешок держите!

Скоморох и Хозяйка ловят мешок, не спеша развязы­вают.

Хозяйка. Давай-ка развяжем мешок и угостим весь честной народ. Глядишь, и нам по кренделю доста­нется. Скоморох. А может и блинок достанется?

Из мешка, доедая последний блин, вылезает Баба Яга; на голове у нее венок из весенних цветов.

Баба Яга. Здорово, люди добрые! Поклон вам от меня, Весны-красны! (Кланяется.) Привет вам от Ле­шего! Тьфу ты, от Лета! Встречалась я с ним на бо­лоте... Тьфу ты, в полете! Когда, стало быть, к вам сюда спешила. Пора мне обязанности свои справ­лять!

Скоморох. Постой-постой, что-то тут не так. Эй, Весна! А есть ли у тебя паспорт?

Баба Яга. Это у меня-то? Пачпорт? Есть! Во, глядитя!

Баба Яга показывает Скомороху паспорт.

Скоморох (читает). «Назначается долгожданной Вес­ной на 2005 год!»

Хозяйка. И печать есть! Глядите-ка! (Показывает паспорт детям.)

Скоморох. И подпись заковыристая внизу.

Хозяйка. Ну-ка, ну-ка, что тут за подпись? (Берет паспорт.) «Кощей Бессмертный». А-э-а. (Разочарованно машет рукой.)

Скоморох. Уходи от нас, не хотим знать тебя и Весной принять не можем.

Баба Яга (снимает венок с головы). Все, вопросов нету! Уезжаю! Эй, карету! (Ей подают метлу.) Ну, попа­детесь еще мне! (Грозит кулаком.) Кручу, бурчу, хочу, не хочу. Метла, ступай, в избушку шагай!

Заучат завывания ветра, Баба Яга «улетает» на метле.

Хозяйка. Эх, всю «лакомку - Баба Яга нам испорти­ла. Ни блинков, ни пирожков не оставила!

Скоморох. Придется объявлять четвертый день.

Хозяйка. Четверг - Широкая Масленица.


Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Дети исполняют частушки.

Вот и Масленка идет,

Весела гуляночка.

Скоро, скоро заиграет,

Звонкая тальяночка.


Как на Масляной неделе из трубы блины летели,

Ой, блиночки мои, подрумяненные.


Я на Масленку катался,

Трое санок изломал,

Ворона коня измучил,

Но девчонок покатал.


Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась – платье съела,

Что же я наделала?


Ты Алеша, ты Алеша,

У тебя гармонь хороша!

Надевай-ка сапоги,

Приходи на пироги.

Хозяйка: Хватит петь и плясать – пора пятницу с субботой объявлять.

Пятница - тещины вечерки,

Суббота – золовкины посиделки.

Пора родственников навестить.

Скоморох: Заглянем к тетушке Дуне, Федоткиной Матушке, погостим у нее.

Тетушка: Добро пожаловать, гости дорогие! Проходите, повеселитесь в моем доме.

Дети поют.

Масленица-растаращеница,

Мы сегодня веселимся,

Нынче Масленица!

Ой, Масленица – кривошейка,

Встретим тебя хорошенько.

Сыром, маслом, да яйцом

И румяненьким блинцом!

Ой, Масленица – кривошейка,

Встретим тебя хорошенько.

Хозяйка: Ну что, гости, напелися? Пора нам Масленицу провожать с большим почетом.

Воскресенье – проводы Масленицы! Прощеный день. Ребятишки, попросите друг у друга прощение.

Ну что ж, пора зиму провожать – Масленицу жечь.

- Вот так проходил этот праздник. Обратите внимание, в чем выступали наши девочки и мальчики. (На старинные русские праздники наряжаются в русскую народную одежду)

- Ребята, какое у вас сейчас настроение? (Веселое, радостное, праздничное)

Такое же настроение было у ваших сверстников.

VI. Работа по творческой тетради с.52.

- Полюбуйся, как оригинально изобразили Масленичное веселье твои сверстники.

- Какими средствами им удалось отразить настроение праздничного гулянья в этой работе?

(Они выполнили коллаж при помощи узорчатой веселой ткани…)

1. Порядок выполнения аппликации.

- С чего будем выполнять работу?

С изготовления мелких деталей? Или определим два основных отношения: земля и небо?

- Какие цвета можно подобрать для неба и земли?

2.Какую композицию вы бы хотели создать?

(Водят хороводы вокруг соломенного чучела Масленицы.

Катание на лошадях.

Лепка снеговика…)

3. Создание собственной композиции Масленичного праздника в технике – обрывной аппликации из цветной бумаги.

- А теперь, ребята, попробуйте создать образ праздника проводов зимы в технике – обрывная аппликация из цветной бумаги.

VII. Самостоятельная работа детей в творческой тетради с.53.

VIII. Анализ работ.

Любуемся праздничными картинами, созданными учащимися.

- Какими средствами вы передали настроение? Какие действия Масленичного праздника вы изобразили в своей работе?

IX. Итог урока.