Тема: «Символика Краснодарского края: гербы городов и районов края».
Цели урока: познакомить учащихся с символикой городов и районов Краснодарского края.
Задачи:
Образовательная
Продолжить знакомство с историческим прошлым края
Развивающая
Расширять и уточнять знания учащихся о символике городов и районов Краснодарского края.
Воспитательная
Воспитание патриотических чувств.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Предметные УУД:
1. Изучить гербы городов и районов Краснодарского края
2. Работать с административной картой.
Регулятивные УУД:
3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.
4. Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные УУД:
5. Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
6. Формировать умение договариваться, находить общее решение.
7. Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД:
8. Формировать умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Прозвенел уже звонок,
Как же мы начнём урок?
На уроке мы сидим –
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем
II. Проверка домашнего задания
Разгадывание кроссворда.
1. Как назывался город Краснодар в 19 веке?
2. Достопримечательность Краснодара в начале 20 века – Царские …?
3. Что произошло 10 декабря 1900 года? Пошел первый …?
4. Спустя сколько лет открыли воссозданный памятник Екатерине II?
5. Назовите фамилию скульптора, по проекту которого, был создан упомянутый памятник?
6. Назовите фамилию выдающегося кубанского архитектора?
– Проверим как заполнили кроссворд? Нет ли ошибок?
| | | | е | |
к |
а |
т |
е |
т | р |
р | и | м |
м | а | н | а |
с | и | м | в | о | л |
т | к | в | о | д | ь |
о | е | а | р | а | г |
| ш | й | о | р | е |
и | | т | | р |
н | а | б |
Ответы:
1. Екатеринодар
2. Ворота
3. Трамвай
4. Сто
5. Микешин
6. Мальгерб
III. Постановка темы урока
Ключевое слово нашего кроссворда СИМВОЛ. Кто может назвать тему нашего урока? Правильно.
Но сначала мы выясним, что такое символ.
IV. Работа над темой урока
1) Словарная работа
Символ – условный знак.
– Какие символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн)
Гимн – согласно толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова, «гимн – это торжественная песня, принятая как символ государственного и социального единства». Ребята, в какие моменты исполняется гимн?
Ответы детей - Да, совершенно верно, исполняется в особенные моменты, (На линейках в школах, на Параде Победы, на торжественных встречах)
-Ребята, я ещё раз напоминаю вам, что при прослушивании гимна нужно вести себя соответствующим образом – не разговаривать, стоять ровно, тем самым вы показываете своё уважение к своей Родине.
Флаг – согласно словарю Ожегова, флаг – это «прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета и нескольких цветов, часто с эмблемой». Как иначе можно назвать флаг? (Полотнище, знамя) – А где мы можем видеть флаг? (На зданиях, кораблях, на соревнованиях, на торжественных мероприятиях)
Герб – эмблема края, государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
- В прошлом у каждого замка, города, страны был свой герб. Гербы помещались на городские ворота, на главных зданиях. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, страны, о его внешнем облике, об обычаях жителей. Рассказ велся на языке символов – сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.
Герб имели не только государства, но и определённые города. Что же символизировали гербы? Богатство города, его независимость, отражали экономическую жизнь, занятия жителей или героические страницы истории города.
Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика.
Геральдика (гербоведение) — специальная историческая дисциплина, изучающая гербы, а также традиции и практику их использования.
Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Краснодарскому краю. Посетим как можно больше интересных мест на игровом поле, побываем в каждом районе края и подробнее изучим гербы городов и районов края. (Ребенок бросает кубик.)
Наше путешествие начинается с столицы нашего края г.Краснодар.
– Что собой представляет герб Краснодарского края? Мы должны сейчас это выяснить.
2) Рассказ о Краснодаре.
– Но сначала, назовите столицу нашего края. Это город? (Краснодар)
– Как он назывался раньше? (Екатеринодар) Почему?
Да, ребята одно из первых поселений казаков прибывших из Запорожской Сечи было названо Екатерининским. Это ему суждено было стать столицей казачьего края.
3) Рассказ о гербе Краснодарского края.
Герб города составлен на основе исторического Герба города Екатеринодара, высочайше утвержденного в 1849 году.
Изображение на Гербе крепостной стены символизирует Екатеринодарскую крепость, открытые ворота - символ дружелюбия и открытости города. Атаманская булава символизирует столицу Черномории, резиденцию атамана Черноморского казачьего войска, бунчуки - символы черноморского казачества. Четыре перекрещивающихся знамени с вензелями императрицы Екатерины II, императоров Павла I, Александра I, Николая I, пожалованные войску императорами на момент принятия Герба, символизируют заслуги черноморского казачьего войска. Золотой вензель императрицы Екатерины II говорит о том, что город был назван Екатеринодаром в ее честь. 59 золотых звезд символизируют количество казачьих станиц в черноморском казачьем войске в 1849 году.
Золотой цвет поля Герба — цвет богатства, символ могущества, веры, знатности, постоянства, прочности.
Серебряный цвет поля Герба — цвет чистоты, правдивости, благородства.
Червленый цвет — символ любви, мужества, смелости, великодушия.
Черный цвет — мудрости, осторожности, постоянства.
Лазоревый — честность, верность.
Зеленый цвет — символ надежды, изобилия, обновления жизни и здоровья.
(Ребенок бросает кубик.)
Следующая остановка нашего путешествия г.Славянск-на-Кубани.
Сообщение ученика о гербе Славянск-на-Кубани
Главная фигура герба - орлан-белохвост - древний обитатель Приазовских ландшафтов. Это красивая, гордая и свободолюбивая птица, добытчик и хозяин, которая символизирует древнюю и средневековую историю нашего района, когда на этих землях были бескрайние степи, по которым кочевали многие племена и народы, больше всего на свете ценившие свободу. В конце XVIII столетия здесь поселились казаки - смелые, гордые, вольнолюбивые люди. Орлан-белохвост - символ силы, самостоятельности, надежности, уверенности в завтрашнем дне, символ вольного казачества, обжившего и украсившего городами и станицами некогда дикий край.
Изображение ветви яблони символизирует уникальность степной флоры и фауны, природное изобилие и в особенности сады, которыми славится Славянский район. На территории района находится самый крупный сад в Европе. Яблоки - символ плодородия, изобилия.
Голубая оконечность показывает важность водных ресурсов в жизни местного населения - район располагается на берегах двух рек - Кубани и Протоки. Золотая сеть символизируют известные далеко за пределами района рыболовные угодья, а также единственный на Кубани завод по воспроизводству ценных пород рыб.
Золото в геральдике - символ урожая, богатства, уважения, интеллекта, стабильности.
Серебро - символ мира, чистоты, простоты, совершенства, взаимопонимания.
Зелёный - символ природы, здоровья, жизненного роста.
Лазурь (синий, голубой) - символ чести, славы, преданности, истины, красоты, добродетели, водных просторов.
(Ребенок бросает кубик.)
Следующая остановка нашего путешествия г.Темрюк. Вот мы и прибыли в наш Темрюкский район.
Сообщение ученика о гербе Темрюка
Сегодня Темрюк является морским портом международного значения. В гербе об этом говорит изображение якоря и поле щита, заполненное волнами. Якорь – традиционный символ надежности, спокойствия, твердости, удачи.
Две рыбы символизируют современный Темрюк как центр рыболовства и рыбного хозяйства.
Гроздь винограда в гербе города отражает основу местного сельского хозяйства — виноградарство и виноделие. Виноград — символ плодородия, изобилия, гостеприимства, щедрости.
Золото – символ урожая, богатства, стабильности, уважения, интеллекта.
Серебро – символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Лазурь – символ чести, благородства, духовности, водных просторов.
Вывод - в гербах отражаются символично не только исторические события, но и особенности природы, занятия жителей.
Физминутка
Работа в группах.
- А сейчас мы продолжаем наше путешествие по районам нашего края, для этого нужно разделиться на группы.
Каждая группа – жители района. Вы получаете конверт с небольшой подсказкой.
Ваша задача склеить герб вашего района и рассказать о нем. Выберите главу вашего района. Он будет выступать.
Закрепление.
- Задайте вопросы друг другу по теме урока.
Подведение итогов.
Дом. задание.
Придумайте герб своего рода.