Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 53 Учитель – Е. Н. Земцова Урок литературного чтения во 2 классе Б Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Калининград |
Д. Н. Мамин-Сибиряк
«Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»
Урок литературного чтения
во 2 классе Б
Цели и задачи:
ЗУН:
продолжить чтение сказок, закреплять понятия «литературная сказка», «народная сказка», «научно-художественная сказка», «волшебное и реальное»;
формировать общие коммуникативные умения: слушать сказку, выражать свои чувства и мысли; отстаивать свою собственную точку зрения;
аналитические умения: анализировать сказку, делать выводы; совершенствовать навыки чтения, в том числе умение читать произведение по ролям.
Интерес к изучаемому через создание на уроке возможности для работы каждому ученику в соответствии с его уровнем развития и использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности учеников.
Ценностные ориентации направлены на формирование таких качеств личности, как «доброта», «дружба», «уважение друг к другу».
Оборудование:
Портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Книги-сказки (авторские и народные).
Рисунки детей: «Воробей», «Ёрш».
Слова на карточках: сказка, литературная сказка,
народная сказка, авторская сказка,
научно-художественная сказка.
Ход урока
Орг. момент. Приветствие гостей
Учитель. У нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.
Ученики приветствуют гостей стоя. Хором они произносят «Здравствуйте».
Актуализация темы
Учитель просит детей внимательно прочитать тему урока, написанную на доске. Один из учащихся читает тему вслух.
Учитель. С каким литературным жанром мы будем работать на уроке?
Ученики. Мы будем работать со сказкой. Мы будем читать сказку про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича, которую написал Д. Н. Мамин-Сибиряк.
Учитель. Какие бывают сказки?
Ученики. Сказки бывают народные, их создаёт народ. Сказки создаются и писателями, их называют литературными, авторскими. Одновременно с ответами учеников на доске появляется схема
Сказки
народные / \ литературные
авторские
Учитель предлагает детям рассмотреть схему.
Учитель. Чем отличаются народные сказки от литературных?
Ученики. Сказки, у которых много авторов, народные. Сказки, которые создал народ, называются народными. Авторские или литературные пишут писатели. У авторских сказок есть автор.
Учитель предлагает двум ученикам у доски распределить имеющиеся книжки на две выставки: «Народные сказки» и «Литературные сказки». Во время того, как ученики выполняют задание у доски, проверяется домашнее задание.
Учитель. Что было задано на дом?
Ученики. Дома мы читали сказку «Зимовье зверей». Надо было научиться читать сказку «по ролям». 1 часть читает 3 ряд, 2 часть читает 2 ряд и 3 часть читает 1 ряд.
Учитель. Проверим, кто будет в первой части сказки?
Ученика. В первой части читают автор, старик и баран.
Таким же образом проверяется чтение 2 и 3 частей. Во второй части читают автор, бык, баран, свинья, гусь. В третьей части читают автор, баран, бык и свинья. Учитель помогает ученикам распределить роли для чтения. Прежде, чем приступить к чтению, учитель предлагает детям ответить на вопросы.
Учитель. Во второй части бык предлагает барану, свинье и гусю вместе строить избу на зиму, чтобы не мерзнуть. Как надо читать слова быка?
Ученики. Бык уговаривает строить вместе избу …, он убеждает…
Учитель. А как ведут себя звери? Как отвечают быку? Как, по-вашему, надо прочитать их ответы?
Ученики. Каждый думает только о себе…, они не задумываются над тем, что будет зимой…
Учитель. Что же произошло в третьей части? Как, по вашему, должны говорить звери?
Ученики. Наступила зима… Звери просятся в избу к быку… По-моему читать надо жалобно, просить быка…
Учитель. Правильно…Читать надо так, чтобы можно было почувствовать, что всем холодно, хочется погреться в избе у быка…
А бык? Как, по-вашему, должен разговаривать бык?
Ученики. Бык пожалел зверей…Немного испугался…Пустил всех…
Учитель, после того, как прочитали сказку, просит похлопать в ладоши в знак одобрения.
Учитель. Теперь давайте внимательно посмотрим и послушаем, как справились с заданием у доски Лиза и Гриша.
Ученики (у доски). Нам надо было распределить книги на две выставки: «Народные сказки» и «Литературные сказки». Мы сложили все книги в одну стопку, а потом вместе решали, куда надо их поставить. Для этого мы смотрели, есть ли у них автор. Вот, что у нас получилось.
Народные сказки Литературные сказки
«Ласточка» «Алёнушкины сказки»
Дегестанская сказка Д. Н. Мамин-Сибиряк
«Медведь и лиса» «Серая Шейка»
Нанайская сказка Д. Н. Мамин-Сибиряк
«О кошке и лисе» «Лесная сказка»
Индийская сказка Д. Н. Мамин-Сибиряк
«Заколдованная королева» «Старый Воробей»
Русская сказка Д. Н. Мамин-Сибиряк
«Маша и медведь» «Постойко»
Русская сказка Д. Н. Мамин-Сибиряк
«Листок и комочек» «Упрямый козёл»
Таджикская сказка Д. Н. Мамин-Сибиряк
Учитель выясняет, могут ли дети добавить ещё названия сказок.
Учитель. Лиза и Гриша правильно решили задачу, они между собой договорились, как лучше её решить, слушали друг друга.
3. Ознакомление (краткое) с биографией Д. Н. Мамина-Сибиряка
Учитель. Сказки, какого автора находятся на нашей выставке?
Ученики. Сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Учитель. Итак, сегодня мы познакомимся с новым автором, посмотрите на его портрет. Это Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк и прочитаем его произведение. Но, прежде, давайте послушаем, что расскажут нам о писателе Дима, Яна и Аня.
Дима. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 года в Сибири, в семье заводского священника и учительницы. Настоящая его фамилия – Мамин, а Сибиряк – псевдоним, придуманная фамилия которой он подписывал свои произведения. Он взял эту фамилию, потому что родился в Сибири.
Яна. Дмитрий Мамин-Сибиряк писал для детей и о детях. Он написал более 130 произведений. Кроме сказок он писал рассказы, например – «Зимовье на Студёной», «Приёмыш».
Аня. «Алёнушкины сказки» Дмитрий Наркисович написал для своей дочери – Алёнушки, которая сильно болела. Это была его самая любимая книжка.
Учитель. Спасибо, ребята, вы очень хорошо рассказали о писателе.
4. Первоначальное ознакомление с произведением
Учитель. Давайте послушаем «Сказку про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»
Сказку читают три «сильных» ученика.
5. Повторное чтение
Учитель. Прочитайте сказку про себя.
Прочитайте начало и конец сказки. Есть ли в этой сказке присказка (шутливое вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы)?
Ученики. В этой сказке нет присказки…
Учитель. Как, по-вашему, почему в сказке нет присказки?
Ученики. Присказки встречаются в народных сказках, а эта сказка написана писателем…
Учитель. Кто в сказке действующие лица? Почему автор называет их по имени и отчеству? Где они живут?
Ученики. Воробей Воробеич и Ёрш Ершович…Воробей летает, живет на крыше, на дереве…Ерш живёт в воде…Он не может жить без воды…Автор относится к ним с уважением, поэтому называет по имени и отчеству…
Учитель. Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Опишите, как выглядит воробей и Ёрш? О чём они говорят в данный момент? Найдите в тексте подходящие слова.
Ученики. Воробей серенький…У него коротенькие ножки…Он внимательно слушает Ерша…Ёрш предлагает Воробью угощение…Ёрш приглашает Воробья в гости…
Учитель. Что в этой сказке, правда, а что придумал автор?
Ученики. Правда в описании жизни Воробья и Ерша…Они этим питаются на самом деле…Вымышлен разговор между ними…На самом деле они не могут дружить, потому что не встречаются в жизни
6. Физминутка
Проводится стоя
7. Чтение с карандашом
Учитель. Возьмите карандаши, найдите и подчеркните в тексте, чем питались Воробей Воробеич и Ёрш Ершович.
Ученики. Ёрш питается водяной травкой, лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками, Воробей питается ягодами, корочкой хлебца, овсом, сахаром, живым комариком.
Учитель. Найдите отрывок, в котором Воробей разговаривает с Ершом о сахаре. Распределите роли с соседом по парте, слова автора буду читать я.
Ира читает слова Воробья, а Дима – слова Ерша.
- Ты ведь любишь сахар?
- А какой он? – спрашивает Ёрш Ершович.
- Белый такой…
- Как у нас галька в реке?
- Ну вот. А возьмёшь в рот – сладко. Твою гальку не съешь.
Дети высказывают слова одобрения и замечания о прочитанном.
Учитель. Те сказки, в которых есть правдивые точные факты, называются научно-художественными (на доске появляется данное определение)
Учитель. Как герои сказки обращаются друг к другу?
Ученики. Они называют друг друга «брат»
Учитель. Почему, как по-вашему, они называют так друг друга?
Ученики. Они хорошо относятся друг к другу, им хочется быть не только друзьями, но и братьями.
Учитель. Чему же учит сказка?
Ученики. Ценить дружбу…Относиться друг к другу с уважением…Воробей и Ёрш не могут дружить по-настоящему, хотя им очень хочется.
8. Работа над пословицей о дружбе в парах
Учитель. У вас на партах рассыпалась пословица. Соберите её, хором прочитайте.
Ученики. Человек без дружбы – что дерево без корней.
Учитель. Как вы думаете, подходит ли эта пословица к нашей сказке? Почему?
Ученики. Эта пословица подходит к сказке, потому что она о дружбе…
Дерево не живёт без корней и человеку нужен друг…Человек без дружбы одинок…
Дети повторяют ещё раз пословицу с закрытыми глазами, запоминая её.
9. Рефлексия
Учитель. Что из сказки запомнилось? Как нужно относится к друзьям? Чтобы вы хотели изменить в себе после прочтения этой сказки? Какими мыслями вы поделитесь с родителями? Как надо читать слова Воробья Воробеича и Ерша Ершовича?
Ученики. Запомнилось чем питаются Воробей и Ёрш…Как они относились друг к другу…К друзьям надо относится по-доброму, с уважением… Слова героев надо читать не торопясь, с почтением, рассудительно
10. Итог урока
Учитель. Дайте характеристику сказке, которую мы сейчас читали.
Ученики. Мы читали авторскую (литературную)сказку…Эта сказка научно-художественная…Автор сказки Д. Н. Мамин-Сибиряк…Сказка о дружбе животных
Учитель. Чему учит эта сказка?
Ученики. Сказка учит дружить…С уважением относится друг к другу…Дорожить дружбой…Бережно относиться ко всему живому.
11. Домашнее задание
Научиться пересказывать сказку, читать по ролям, читать выразительно, составить рассказ по рисунку на странице 28- 30, выполнить задание в рабочей тетради с…………………………..
Задание выполняется по выбору.