Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Мотивация | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | - Начинаем урок литературного чтения. Давайте улыбнемся друг другу, постараемся доставить себе радость и положительные эмоции. | Приветствуют учителя, детей | Фронтальная | Личностные Коммуникативные |
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика | Улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз | –Для чего делаем гимнастику? Мы "в гостях" у Весёлого язычка Откроем двери (окрывают рот) Язычок проснулся, потянулся (язык тянут до подбородка, до носа) Умылся язычок (облизываю губы) Почистил зубы Сделал зарядку: побегал. попрыгал, покувыркался.(к щёкам, цокают) -Язык готов с нами работать. | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные Коммуникативные |
Актуализация знаний Составление плана урока | Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания Решение поставленных задач | Какой раздел литературного чтения мы изучаем? - О чём говорит раздел? -Составим план урока. - Чему мы научимся? - Чему мы будем учиться? - Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке? ( «Золотое слово» К.Д. Бальмонта) (Дома вы нарисовали картину и подобрали цитату из стихотворении) | Вспоминают названия раздела. Составляют план урока. Прочитывают наизусть цитаты из стихотворения и демонстрируют рисунки | Фронтальная, игдивидуальная | Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Открытие нового знания | Решение поставленных задач и обсуждение проекта ее решения. Определение темы и цели урока. | - Как вы думаете, что мы будем постигать на уроке? (Знакомиться с произведением И.А. Бунина. Анализировать стихотворение. Рисовать словесные картины.) | Знакомиться с произведением И.А. Бунина. Анализировать стихотворение. Рисовать словесные картины | Фронтальная | Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
Сведения об авторе. | Познакомить с биографией поэта, помочь увидеть, что творчество поэта связано с красотой родины | Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве поэта. Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. В семье было девять детей. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже. Иван очень любил читать, читал все, что попадало под руку Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи. В 11 лет поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет. Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. Самостоятельную жизнь он начнет уже в 17-летнем возрасте, когда устроится на работу корректором в небольшую газету города В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции и старался постоянно следить за событиями в России. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем. | Слушают рассказ учителя жизни поэта, рассматривают портрет и фотографии на слайдах презентации. | Фронтальная | |
Прогнозирование содержания стихотворения. | Учиться уметь оценивать, предвидеть, предсказывать будущее развитие | - Посмотрите ещё раз на название стихотворения и подумайте, о чём оно будет? (Стих И Сурикова) - О чем это стихотворение? - Что такое детство? Какое оно ваше детство? - Как вы думаете, вспоминают ли свое детство взрослые? Почему? - А каким помнится детство Ивану Бунину, мы узнаем, когда прочитаем стихотворение «Детство». Стихотворение в 1895 году в возрасте 25 | Формулируют выводы наблюдений. Выбирают эмоцию, объясняют свой выбор. | Фронтальная | Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
Первичное восприятие. | Вызвать радостный, эмоциональный настрой. Учиться выражать чувства поэта, выразительно читать стихотворения. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление | - Сейчас я прочитаю стихотворение И. А. Бунина «Детство». - Вы слушаете внимательно и готовитесь ответить на вопрос: каким настроением проникнуто это стихотворение? ((Радостное, веселое, бодрое, приподнятое) | Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы учителя. Делятся своими впечатлениями. | Фронтальная | Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
Вторичное восприятия текста | Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала | - Сейчас прочитайте самостоятельно стихотворение. Словарная работа - Какие непонятные слова вы встретили? Поставьте галочку над этим словом. Поработайте в парах. Соедините слова с определением. Аромат - приятный запах. Бор - лес, в котором растут сосны. Зной – когда очень жарко и трудно дышать. Прильнуть – прислониться. Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие. Палаты - большой и красивый зал, зал в царском дворце. Бродить – идти медленно, тихо, любуясь всем, что вокруг. Бродят обычно без цели, мечтая или ни о чем не думая. Прильнуть – прислониться. Прильнуть ласково, нежно можно даже к корявой сосне. | Объясняют значение слов. Работают в парах. На карточке соединить слова с определением. Работают с текстом – заменяют слова. | Групповая Фронтальная | Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
Физминутка | Снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; | А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели – вновь за дело | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные |
Чтение и анализ произведения. Прослушивание аудиозаписи. Выборочное чтение. | Обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. Уточнение идеи произведения и помощь детям в осмыслении их читательской позиции. | - О чем это стихотворение? От чьего имени написано стихотворение? -Какие слова на это указывают? Прочитайте. - В какое время дня бродил поэт по лесу? (найти слова в тексте) «И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам». - Что увидел поэт в один из таких солнечных дней? «Повсюду блеск, повсюду яркий свет Песок – как шелк…» - Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»? «Прильну к сосне корявой- И чувствую: мне только десять лет, А ствол- гигант, тяжелый, величавый». - Причитайте строки, в которых автор описывает кору? Кора груба, морщиниста, красна. Но как тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного лета. -Что именно вспоминает герой стихотворения? -Что герою нравилось больше: смотреть или вдыхать запахи леса? -Основное ощущение, которое описывает поэт – запах. -Какой запах описывает И.Бунин? | Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы учителя по содержанию стихотворения. Выясняют главную мысль стихотворения. Формулируют выводы наблюдений. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
Художественные средства. Знакомство с новым средством художественной выразительности | Уметь находить в тексте изобразительные средства и классифицировать их Формировать четкое представление о системе средств художественной выразительности, развивать умение дифференцировать и употреблять средства художественной выразительности. Тренировать воображение, обострять внимание к слову, углублять читательские впечатления. | - Найти эпитеты: «сухой смолистый аромат», «солнечные палаты», «тяжелый, величавый гигант» сравнений («песок – как шелк») метафора (лесное пространство именуется героем «солнечными палатами»). - Как можно догадаться, что мальчику нравится в сосновом бору? | Выделяют в тексте художественные средства . Знакомятся с новым художественным средством | Групповая, индивидуальная | Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
Беседа по картинам И.И.Шишкина. | Познакомить с творчеством Художника И.И Шишкина. Провести сравнительный анализ. Развивать у детей эстетическое восприятие, любознательность, обогощать словарный запас | - Почему И. Бунин назвал произведение «Детство»? -Можно ли было озаглавить стих иначе? Как? - Да, природа, лес поражали своей красотой поэта. - Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин. На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса. - Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.) - Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью. - От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.) - Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные? (Их создает природа.) - А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным? Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! В чем созвучны произведения И.А.Бунина и И.И.Шишкина? (Их авторы горячо любили и тонко чувствовали красоту родной природы. Они ею восхищались | Подводят итог урока. Рассматривают репродукции картин И.Шишкина Работают над репродукциями картин, отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
12.Чтение по частям стихотворения. (пояснение) Выразительное чтение. | Уметь читать выразительно. | -Сколько строф в стихотворении? Сколько строк в 1 строфе? В первом четверостишии автор задает тему текста и постепенно погружается в воспоминания. Интересно заметить, что в начале он использует для описания ощущений в прошедшем времени: «и весело мне было по утру бродить…» Во втором и третьем четверостишиях поэт мысленно перемещается в летний лес из своего детства и начинает использовать настоящее время («чувствую», «кажется»). Он как будто заново переживает восторг десятилетнего ребенка от встречи с огромной сосной, которая на десятки лет старше самого героя. Поэт вспоминает не только стоящие перед глазами картинки из детства, он стремится передать ощущение от прикосновения к грубой, прогретой солнцем коре дерева и лесной аромат, переплетающийся с другими острыми ароматами знойного лета. | Читают стихотворения выразительно | Индивидуальная | Коммуникативные Познавательные Регулятивные Личностные |
Итог | | О чем мы сегодня говорили на уроке? С каким стихотворением И.А. Бунина вы познакомились? - Почему поэту важно поделиться с читателями своими детскими воспоминаниями? Бунину в стихотворении "Детство" оказывается важным поделиться со своими читателями воспоминания о беззаботной поре своего детства, потому что он считает, что воспоминания о детстве важны для любого человека, и поэтому его стихотворение будет понятно каждому. Поэт показывает, как хорошо бывает на минутку перенестись в прошлое и вновь почувствовать себя десятилетним мальчиком или девочкой. -Были ли у вас такие моменты, память о которых хотелось бы сохранить? | Выбирают эмоцию, объясняют свой выбор | Фронтальная | Личностные |
Рефлексия | Формирование у учащихся способностей к рефлексии | – Что произвело на вас наибольшее впечатление? - Что больше всего запомнилось на уроке? | Делятся своими впечатлениями | Фронтальная | Личностные |
Домашнее задание | Закрепления и углубления знаний, полученных на уроке | Научиться читать стихотворение выразительно. По желанию выучить наизусть. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Прочитать другие стихи И.А. Бунина. | Записывают домашнее задание. | Фронтальная | Коммуникативные Познавательные |