Урок литературного чтения
на тему
урок подготовила и провела: Газиева М.З
учитель начальных классов
МКОУ «Калининаульская СОШ»
Тип урока: Урок систематизации знаний
Вид урока: Урок с элементами самопознания
Цель: создать условия для формирования умений самопознания на основе изучения повести А. Гайдара «Тимур и его команда»
Задачи:
усвоить понятие «совесть», фразу «жить по совести»; формирование у учащихся способностей структурировать урок (предполагать тему, цель урока,…делать выводы, давать оценку), и систематизировать знания по изучаемой теме, попытка формировать способности учащихся к самопознанию
научить анализировать и оценивать поступки на примере героев повести А.Гайдара «Тимур и его команда», развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии событий, научить видению нового знания в структуре общей темы, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки, способности налаживать взаимоотношения, прощать обиды.
Оборудование: учебник 4 класс ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ч.1 Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина , рабочая тетрадь 4 класс ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Т.Ю.Коти, карточки для самооценивания, шарики, презентация по теме.
Формирование УУД
Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель,
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
• адекватно понимать оценку взрослого,
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
Познавательные УУД
Школьник учится:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
• обобщать полученные знания,
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД
Школьник учиться:
• слушать собеседника,
• задавать вопросы,
• контролировать действия партнёра,
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Ожидаемые результаты: урок научит учащихся оценивать поступки свои и своих товарищей, исправлять поведенческие ошибки, учащиеся повысят уровень знаний о себе, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны друг друга.
Ход урока
Приветствие гостей
-Уважаемые гости, мы рады приветствовать Вас на уроке литературного чтения в 4 классе … (слайд №1)
2. Эмоциональный настрой
- В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
3. Самоопределение (мотивация) к деятельности
- О чем пойдет речь на уроке? (О добрых делах, поступках)
- А были ли уроки, на которых мы уже говорили об поступках?
- Назовите имя героя, который запомнился вам с прошлого урока (Тимур)
4. Актуализация знаний и фиксирование затруднений (слайд №2)
- Как произошла встреча Жени и Тимура? Зачитайте отрывок.
- Всем ли нравилось то, что делала команда Тимура?
- Какие поступки он совершал? (Хорошие, добрые, по совести…)
- А сейчас я попрошу вас оценить себя «Насколько ты – Тимур?» по
3 бальной шкале
- С какой проблемой вы сейчас столкнулись? (Было трудно оценить себя,
свои поступки)
5. Постановка учебной задачи, целей урока.
- Попробуйте сформулировать цель урока (сопоставить себя, свои поступки с главным героем повести «Тимур и его команда», на примере его поступков учиться жить по совести)
6. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения (слайд №3)
- Для начала скажите мне, что такое совесть? (чувство, которое не дает сделать что-то плохое)
- Зачем человеку совесть?
Зачем человеку совесть? Для того, чтобы лучше чувствовать себя в обществе людей. Хотя иногда люди говорят, что человек без совести – это счастливый человек, потому, что ему легко живется. Мол, ни за что не переживает. На самом деле человеку бессовестному живется очень трудно. Он совершает поступки, которые не нравятся другим людям. Но сам он этого не замечает. Люди относятся к нему все хуже и хуже. А он делает вид, что не обращает внимания на чужое мнение о себе. Так, постепенно, человек превращается в циника.
Циники открыто пренебрегают этими нормами. И их совесть молчит. Люди не любят циничных людей. Порядочный человек с циником общаться не будет. Значит, у циника есть возможность общаться только с такими же, как он сам.
Опасность стать циниками подстерегает многих. И это происходит незаметно. Для того чтобы не случилось, нужно почаще задавать себе простые вопросы: а прав ли я? Тогда, быть может, совесть не дремала. Она бы стала тем внутренним судьей, внутренним законом, который вовремя подсказывает: можно - нельзя, делай - не делай, твое – не твое, не обидь, защити, и даже спаси.
Вопросы для обсуждения в парах
- Что мучает человека? (стыд)
- Что не дает человеку уснуть? (вина)
- Что мешает человеку в делах?(лень)
Возможно, именно одно из этих чувств мешает вам…
- Что нужно совершить, чтобы добиться успеха? (поступок)
7. Реализация выбранного проекта
« История моего поступка»
Стихотворение «Обидели!»
История «Как я простил обиду»
Упражнение с шариками.
8. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталон. (слайд №4)
- Попробуйте сочинить пословицы. Внимание на экран…
По совести жить легко, а…
Добрый друг дороже…
Честь и честность…
Тот, кто совесть не слышит, тот…
Попусту обижаться, всё равно, что …
Легче обиду простить, чем…
9. Этап рефлексии деятельности
- Оцените, пожалуйста, полезность сегодняшнего урока. Спасибо.
Наш урок подходит к концу, я хочу пожелать всем …
Живите в мире со всеми и любите всех!
Свои мысли и поступки испытывайте совестью!
Не делайте никому зла и прощайте обиды!
10. Подведение итогов урока. Домашнее задание
- сделать доброе дело;
- описать совершённые вами хорошие поступки с этого момента до следующего урока.