Урок 37
Л. ТОЛСТОЙ. «КОСТОЧКА»
Страницы: (хрестоматия) 52.
Цели: познакомить учащихся с творчеством Л. Н. Толстого; дать объяснение понятию «быль»; совершенствовать навык чтения, его правильность, беглость, осознанность; воспитывать волевые качества.
Ход урока
I. Организационный момент.
Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах…
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
II. Постановка целей урока.
– Когда люди краснеют или бледнеют? Бывало ли с вами такое?
Сегодня мы прочитаем рассказ о мальчике, который сначала покраснел, а потом побледнел.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией писателя.
Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием.
Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной поляне и сам учил их.
Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.
2. Знакомство с текстом.
Чтение учащимися «про себя».
– Найдите устаревшие слова, если они есть. (Горница, см. сноску.)
3. Обсуждение прочитанного.
– Сколько действующих лиц в рассказе?
– Кто главный герой?
– Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?
– понравилась Ване слива?
– Вы смеетесь над Ваней или вам его жалко? (Ответы детей.)
– А мне нисколько не жалко Ваню! – заявила Мальвина. – Он сам себя наказал!
– А вам что ближе: то, как к Ване относится Аленушка (см. с. 51, хрестоматия), или отношение Мальвины?
– Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему вы так думаете?
Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумал и в этом случае с Ваней.
– Подумайте, к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка»? (Быль.)
Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, многие предметы появляются (компьютер), а другие уходят из употребления. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли.
Физкультминутка
Наклонись вперед,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
IV. Работа по теме урока (продолжение).
Беседа по содержанию.
– Что вы можете сказать о Ване?
– Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ:
џ Ему стало страшно, что он умрет.
џ Ему хотелось еще слив.
џ Ему стало стыдно, что он сказал неправду.
џ Он съел косточку.
џ Ему не понравились сливы.
Докажите словами из текста.
– Что плохого сделал Ваня?
– Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
V. Итог урока.
– Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными.)