СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: « Весна на цыпочках крадется…» Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

•    Цели:  1)предметно –образовательная: показать, как средствами разных видов искусства (музыки, литературы ) создаются  особенные образы зимы и весны; создать положительную мотивацию на уроке; обогатить словарный запас; выяснить, какие художественные приемы и художественные средства помогли автору создать приход весны. •    2) развивающая: формировать навыки поискового чтения, развивать умение анализировать, сравнивать, совершенствовать навыки выразительного чтения. •    3) воспитывающая: воспитывать уважение к мастерам слова и любовь к родной природе.  

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: « Весна на цыпочках крадется…» Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»»

Тема: « Весна на цыпочках крадется…»

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»

  • Цели: 1)предметно –образовательная: показать, как средствами разных видов искусства (музыки, литературы ) создаются особенные образы зимы и весны; создать положительную мотивацию на уроке; обогатить словарный запас; выяснить, какие художественные приемы и художественные средства помогли автору создать приход весны.

  • 2) развивающая: формировать навыки поискового чтения, развивать умение анализировать, сравнивать, совершенствовать навыки выразительного чтения.

  • 3) воспитывающая: воспитывать уважение к мастерам слова и любовь к родной природе.

Оборудование. Учебник Литературного чтения 2 класса 1 часть В.Ю.Свиридова.

Компьютер, раздаточный материал.

Универсальные учебные действия:

коммуникативные (работа в парах и группах);

познавательные ( применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; применять известные понятия к новому материалу, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, наблюдать, искать информацию, представлять найденную информацию);

личностные(положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать

имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);

регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.




Ход урока I. Организационный момент.( Слайд №1)

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Релаксация.
У.: Посмотрите в окно, как много света вокруг. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.

Сегодня у нас необычный день и необычный урок, а вот в чем особенность урока нам сегодня предстоит узнать.

Выполните задание и попробуйте определить тему нашего урока чтения.

I. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха.( Слайд №2)

Решите примеры и ответьте на вопрос.

Г+РУ+А+ЧИ-У = ГРАЧИ.

РУМ+ЧЬ-М+И = РУЧЬИ.

СОР+СУЛМ-Р+Ь-М+КА = СОСУЛЬКА.

-Кто определил тему нашего урока чтения? (Приход весны)

.( Слайд №3)

- Что вы можете сказать о весне, какие изменения происходят в природе с приходом весны?

Вот уж снег последний в поле тает.
Теплый
пар восходит от земли.
И
кувшинчик синий расцветает.
И
зовут друг друга журавли



-Да, ребята, все эти изменения мы видим за окном. А вы хотите услышать, как приходит весна? Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение, и вы расскажите, что услышали.

( Слайд №4)

(Капель за окном, шум бегущих ручьев, шаги весны от которых оживает вся природа. )

-Так услышал и описал весну композитор с помощью музыки.

( Слайд №5)

  1. Речевая разминка (чистоговорка). 

На-на-на-наконец пришла весна.

Ло-ло-ло-на улице тепло.

Ка-ка-ка-разлилась наша река.

Ель-ель-ель-с крыши капает капель.

Ей-ей-ей-с горы бежит ручей.

Ождь-ождь-ождь-льет весенний дождь

- А может кто-то увидел еще какие-то изменения в природе, когда мы читали чистоговорку?

II. Учебно-познавательная деятельность. Постановка задачи


- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева “Зима недаром злится”.

Определим цели нашего урока. Для этого необходимо сопоставить карточки со словами (работа в паре).

.( Слайд №6)



Слайд (открывается по мере называния целей урока).

Найти выразительные средства языка



Информация об авторе (презентация ученика)

( Слайд №7)

Чтение стихотворения (фонограмма)

( Слайд №9)



-Какие времена года встречаются в стихотворении?  

-Какие отношения между зимой и весной?

-Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы?

-На чьей стороне автор?


Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

- Какие два времени года сопоставляет поэт в своём стихотворении?

- Положите перед собой листочки со словами. Выберите из этих слов те, которые наиболее точно характеризуют Зиму и Весну.

( Слайд №10)

Слайд (по ходу ответов детей на слайде появляется запись)

Зима
злится
хлопочет
ворчит
ведьма
злая
взбесилась

Весна
хохочет
гонит
шумит
дитя
прекрасное
горя мало

-Как автор представил двух героинь?(Пожилая женщина, молодая девушка.)

( Слайд №11)



-Как называется этот прием? (Олицетворение - это приписывание свойств и признаков одушевленных предметов неодушевленным. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Зима- ведьма злая.

Весна – прекрасное дитя.)



( Слайд №12)

-Как автор относится к героиням?

-Как называется этот прием? (Контраст - это различие, противоположность.

Зима-злая.

Весна-добрая. )

- Какими словами поэт оживляет Весну и Зиму?

.( Слайд №13)

- Весну не только видно, но ещё и слышно. Как поэт описывает звуки весны? (Жаворонки в небе уж подняли трезвон)

Звукопись.

( Слайд №14)

Физминутка

От сосулек звон, звон (хлопаем в ладоши)

Просыпайся клён, клён (машем вверх-вниз ладошками)

Растопился снег, снег (трём ладошка об ладошку)

Ручейки в бег, бег ( руками показываем волну)

Гром шагает топ, топ (топаем ногами)

Почки слышно хлоп, хлоп (хлопаем в ладоши)











III Решение учебной-практической задачи

Готовимся к выразительному чтению

Чтобы правильно, красиво и выразительно прочитать стихотворение, какие поставим перед собой задачи?

( Слайд №15)

(Ищем паузы, ставим логическое ударение, определяем темп чтения, тон).

Сколько строф в стихотворении?

Сколько продолжительных пауз?

( Слайд №16)

Выразительное чтение стихотворения детьми, разбор четверостиший.

1 строфа  

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (Не зря, напрасно )

1 четверостишие:

- Почему злится Зима? ( Прошла ее пора)

.( Слайд №17)



- Какие изменения происходят с приходом Весны?

Давайте посмотрим в следующей строфе.

2 строфа

  И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон. (пение птиц трезвон)

.( Слайд №18)



3 строфа  

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит... (пуще сильнее)

3 четверостишие:

- Как Зима противостоит Весне?

- Как Весна реагирует на проказы Зимы?

.( Слайд №19)



4 строфа

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.   (дитя ребёнок)

4 четверостишие:

- Как автор описывает Зиму? (Ведьма злая)

- Почему Зима взбесилась?

- Что она сделала напоследок?

- Какие слова нашёл автор для Весны? (Прекрасное дитя)

.( Слайд №20)



5 строфа

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.   ( наперекор назло)

5 четверостишие:

- Почему Весна стала лишь румяней?

Откройте учебники.

Чтение стихотворения вслух (хором)

Подготовка к сценке

Вы очень много знаете о весне, а интересно, сможете ли вы отгадать те весенние слова, которые я загадала. Я буду вам называть группу слов, а вы будете отгадывать, какое весеннее слово я загадала.

( Слайд №21)

VI. Игра «Отгадайка».

Бегут – текут – мчатся. (Ручьи.)

Пробивается – вылезает – подрастает. (Трава.)

Освещает – сверкает – искрится. (Солнце.)

- Скажите слова, которые я называла, похожи по смыслу или противоположны? Как они называются? (Синонимы.)



Инсценировка стихотворения.

.( Слайд №22)

Итог урока.

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-Кто автор этого стихотворения?

-С кем сравнивает автор зиму и весну в этом стихотворении?

-Вспомните, какие выразительные средства языка использует автор в стихотворении?

-Итак, в чем заключалась особенность нашего урока литературного чтения. ( Втреча весны)

В заключении я хочу всех поздравить с праздником Весны!

( Слайд №23)

Домашнее задание

( Слайд №24)

1)Выучить стихотворение наизусть.

2)В тетради изобразить понравившегося героя из стихотворения.

3)Прослушать муз. произведение П.И. Чайковского «Весна».

IV Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

- Закончите предложения:

Сегодня я узнал (а) на уроке…

Мне понравилось…

Меня удивило…

Я понял (а), что…

У меня получилось….

Урок дал мне для жизни….

Мне захотелось…

( Слайд №25)