Актуализация знаний, на Марина – рябина – судьбина… - Какие ассоциации у вас возникают? Какой цвет вы увидели? -А судьба, судьбина какого цвета? (На доску слова в цветном оформлении). На прошлом уроке вы говорили о судьбе М.И. Цветаевой. Посмотрите на карту России, на которой отмечены места, где побывала М.Ц. за свою недолгую жизнь. Марина-рябина-судьбина… -Какие чувства вызывает у вас это сопоставление? - Если человек одинок, и нет никого рядом, кому можно было бы рассказать о том, что происходит в душе, к кому или чему тогда обращается человек? - Как называется такая форма записи, где мы делимся своими мыслями, самым личным, сокровенным, где представлена исповедь души? -Замечательно. А что для поэта является дневником? 3. Мотивация и учащихся -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на данном уроке? -Какова же тема нашего урока? -Хорошо. Чтобы вы хотели узнать, какие вопросы у вас возникают в связи с темой нашего урока. Запишите в тетради. Все мы можете узнать из стихотворений М.Ц., о личном, о сокровенном, но которое становится общечеловеческим. -Попробуйте определить цель нашего урока, исходя из того, что вы сказали. 4.Деятельность учащихся по Обратимся к стихотворению М. Цветаевой «Попытка ревности» (слайд), написанному осенью 1924 года, когда М. Цветаева глубоко переживала трагедию расставания с Константином Родзевичем. Стихотворение читает известная русская актриса Алиса Фрейндлих. - Ребята, вам, наверное, встретились слова, смысл которых не совсем понятен. Обратите внимание на словарь. К нему вы будете обращаться при работе с текстом. - Какова тема стихотворения? Какая фраза в стихотворении является ключевой и повторяется от строфы к строфе? - Как вы думаете, в чем заключается функция этого повтора? - Хорошо. Какие два образа противопоставлены в стихотворении? -Я попрошу первую группу выписать из текста слова, характеризующие лирическую героиню и другую. Ваша задача – рассмотреть образный уровень стихотворения и сделать выводы. Вторая группа – ваша задача поработать с лексикой стихотворения. Выпишите в две колонки слова разговорные и книжные, возвышенные. Сделайте вывод. В задачу третьей группы входит анализ синтаксиса стихотворения. Какие предложения использует автор? В чем заключается особенность строки и "геометрии стиха"? (Учитель подходит к каждой группе, комментирует). 1 гр. Обратите внимание на записанные слова, как они соотносятся? 2 гр. Какие слова автор использует для характеристики героинь? 3 гр. Посмотрите внимательно на знаки препинания в конце предложений. Где начинается и где оканчивается предложение? - Завершили работу в группах. Послушаем внимательно результаты. 5.Первичное закрепление - Мы увидели, что лир.героиня и другая противопоставлены. Как называются такие слова? Это контекстуальные антонимы. Вывод по работе 2 гр. -В каких случаях поэт использует слова разговорной лексики, а в каких книжной? Проанализируем результаты поиска 3 гр. -Какие особенности синтаксиса стихотворения вы увидели? -Замечательно, что вы увидели переносы, которые весьма характерны для поэтической манеры М.Ц. в литературоведении такие переносы называют анжамбеманы. 6.Первичная проверка уровня - Приведите примеры анжамбеманов. -Для чего, с какой целью поэт использует этот прием? -Т.о., проанализировав стих. На образном, лексическом и синтаксическом уровне запишем в тетрадях вывод: - Взгляните, пожалуйста, на последнюю строфу стихотворения. Меняется ли характер обращения лир.героини к лирическому герою в последней строфе? Вольно или невольно вспоминаются пушкинские строки: «Пустое Вы сердечным ты, она, обмолвись, заменила». Нельзя не вспомнить и следующий факт: М.Ц. и С. Эфрон всю жизнь обращались друг к другу на Вы. «Сереженька, Вы, миленький», - говорила М.Ц. Вы – это разговор на равных, уважение к сложности личности другого человека. - Изменилось ли внутреннее состояние лирической героини с появлением местоимения «ты» и слова «милый»? Вернемся к названию стихотворения. -Какое слово ключевое, доминирующее? - Значит ревность не состоялась? Почему? Между бытом, в который трагически не вмещалась М.Ц. и Бытием прошла вся жизнь удивительного поэта 20 века. Предлагаю вам прослушать еще одно художественное исполнение стих. М. Цветаевой «Все повторяю первый стих..», 1941. Это последнее стих.поэта, написанное за несколько месяцев до гибели. Посвящено оно поэту А. Тарковскому, но это и обращение к нам, читателям, будущему поколению. В этом стих. Отчетливо звучит тема памяти в поколениях. Память-помнить-памятник. Вернемся к карте России. В 1911 году М.Ц. побывала в Башкирии, в селе Усень-Иваново под Белебеем. Первый памятник поэту был установлен у нас. Рябину Рубили Зорькою. Рябина Судьбина Горькая.. Рефлективная деятельность Мы возвращаемся к началу урока. Посмотрите на те вопросы, которые мы перед собой ставили. -Какие ответы мы получили. Но ответы на эти вопросы породили новые. Потому что худ. творчество неисчерпаемо. Я предлагаю работу, начатую на уроке, продолжить дома. Выставление оценок. Спасибо за урок. До свидания! | основе которых строится «мостик» к изучению нового Рябина – красная. Судьба – синего. Грусти, горечи, сожаления, одиночества. К Богу или листу бумаги. Дневник. целеполагание. Его творчество, его стихи. Ответы. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник. (Запись в тетради). Слайд. Ответы учащихся. 1) раскрыть основные черты поэтики М. Цветаевой; 2) показать своеобразие поэтического языка и стиля. освоению новых первичных знаний и выработке новых умений: Запись названия стих.в тетрадь. Художественное чтение стихотворения. Слайд. Слайд. Словарь к стихотворению. Работа со словарем. Ревность, любовь, разлука с любимым человеком. Как живется вам с другою. Показывает нарастание и усиливает переживания лирической героини. Лирическая героини и другая. Слайд. Слайд. Идет работа в группах (2 мин). умений по использованию на практике новых знаний Результаты работы 1 гр. Называют слова, характеризующие героинь. Зачитывают строчку с примерами. Слайд Антонимы. Приводят примеры, подтверждая текстом. Когда речь идет о лирич. героине-высокая, книжная. О другой – разговорная. Слайд Многочисленные восклицательные и вопросительные предложения, тире, перенос слов из одной строки в другую. освоенности новых знаний и сформированности умений их практического применения Запись в тетрадь. Слайд. Работа с текстом. М. Ц. и синтаксическими средствами выражает внутренне состояние лир.героини, ее переживания, ее чувства. Для лирики Ц. характерна искренность, дневниковая исповедальность, максимальное напряжение духовных сил, надрыв, прерывистость стиха. Лир.героиня Цветаевой – неземная, возвышенная. Она причастна Бытию, а не быту. Меняется. Местоимение Вы заменяется на «ты». Обращение приобретает личностный характер. (слайд). Лирическая героиня превратилась в простую, безмерно любящую женщину, не теряя при этом своей духовной высоты. Попытка. Лир. героиня выше ревности, она другой породы. Потому ревность осталась только попыткой, за которой усматривается искреннее утверждение любви, поэзии, Бытия. Видеоролик. учащихся и учителя: Выводы: 1) раскрыли основные черты поэтики М. Цветаевой; 2) показали своеобразие поэтического языка и стиля. Написать сочинение-эссе Сочинить стихотворение Приготовить презентацию Тема «Образ лирической героини в поэзии М. Цветаевой» (задание по выбору). Слайд. |