Яна Георгиевна Судакова
Урок литературы в 6 классе по теме:
Уроки жизни в рассказе В.Распутина "Уроки французского"
Цели урока:
1) познакомить с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского», проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина;
2) формировать умение анализировать текст художественного произведения, учить сжато излагать повествовательный текст, развивать коммуникативные навыки и сценические умения обучающихся, их творческие способности;
3) подвести обучающихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
Ход урока
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки
лягут на душу как маленького,
так и взрослого читателя.
В. Г. Распутин
I. ОНУ
II. Мотивация и целеполагание
- Наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.
Итак, обратите внимание на экран и прочитайте, соблюдая интонацию, выразительно стихотворение С. Бондаренко.
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
(С. Бондаренко).
- О чём это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).
III. Изучение нового материала.
1) Вступительное слово учителя
а) Знакомство с темой и целями урока.
Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».
А цели нашего урока таковы: мы должны не только познакомиться с жизнью и творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина, чтобы воспитывать в себе такие качества характера, как доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений.
Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении.
б) Знакомство с эпиграфом.
Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем.
в) Биография писателя
Ребята, сегодня мы продолжаем разговор об этих понятиях. Творчество В.Г.Распутина привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев. Авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаружить в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В. Распутина, но и в себе.
2) Просмотр видеофильма
3) Творческая история рассказа «Уроки французского».
Слово учителя
В 1973г. В. Распутин пишет один из лучших своих рассказов – «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Всё это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
4) Беседа по рассказу «Уроки французского»
1) О чем говорит название рассказа? (О школе, уроках, сверстниках).
2) Кому адресовано вступление? (чтение вступления). (Себе и читателю, учителям).
3) От чьего лица ведется повествование? Почему? (От первого лица. Автор изложил свою биографию - автобиография).
4) Кто является главным героем рассказа? (11- летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет).
5) Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания ВОВ в 1948 году в далекой сибирской деревне).
6) Назовите приметы тяжелого времени. ( В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают).
7) Как жилось мальчику в родительском доме? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их (чтение на стр.121 – 122 со слов «Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь» до слов «Я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте»).
8) Какие же это испытания? (не ладилось с французским: чтение на стр. 122 – 123 «Учился я и тут хорошо» до слов «Все было впустую»).
9) Какие еще испытания? (тоска по дому: чтение на стр. 123 от слов. «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» до слов «Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой»).
10) У героя не ладилось с французским, он очень скучал по матери, тосковал по дому, но были и другие проблемы (голод, воровство продуктов: чтение на стр. 124 со слов «Но похудел я не только из - за тоски по дому» до слов «Легче матери не станет, если она услышит правду»).
11) Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой. Всякий ли ребенок может выдержать такое?
12) Почему наш герой не жалуется взрослым? Почему не следит, кто у него ворует? (чтение на стр.123 со слов «Я сильно похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я опомнился и убежал»).
13) Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери? (Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).
5) Работа по теме «Уроки жизни» в тетради
Запишем в тетрадь первый урок рассказа Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это».
15) Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
16) Почему наш герой не уехал домой?
17) Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?
18) Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели)
Работа в творческой группе «литературоведов» (работа с толковым словарем, выяснение значений слов: благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью; самоотверженность – жертвование своими интересами ради других)
19) Почему мальчик ввязался в игру на деньги? (Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей - то милости или подачки он не стал).
Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих». (слайд).
20) Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик, чтение по ролям диалога на стр. 125 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! – обиделся я)
21) Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»? (чтение на стр. 130 со слов «Не в склад! – объявил Вадик» до слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же).
Запишем третий урок Распутина: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь»
22) Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения? (Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну – у – ул!»).
Запишем четвертый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся».
23) Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться? (чтение отрывков на стр. 136 со слов «Она сидела передо мной» до слов «Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»).
24) Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома? Почему? (Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).
25) Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа? (Молодая учительница – человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания. Она своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).
Запишем пятый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей»
Ребята, как вы понимаете смысл высказываний: «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» (Л. Н. Толстой).
«Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» (К. Пеппер).
«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». (К. Боуви).
Ребята, а как вы ответите на вопрос: что такое доброта (чтение учащимся мини-сочинений).
Работа в группах по карточкам.
А теперь я предлагаю вам, ребята, задания с различными ситуациями. Каждая из трех групп получает карточку: «твое поведение в сложившейся ситуации».
1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил на его месте?
2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.
3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?
6) Обобщение материала:
- Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?
- Какой главный урок преподала учительница?
- Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).
Вывод:
«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».
IV. Итоги урока. Рефлексия
Ребята, я думаю, вам будет интересно узнать, как дальше сложатся судьбы героев рассказа: мальчика и его учительницы. Прочитайте рассказ до конца. Напишите мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.
Я говорю, урок окончен, но надеюсь, что вы продолжите его в своей душе, в своём сердце!
4