СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе "Уроки добра в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского" (приложения)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном приложении находится материал, необходимый для групповой работы на уроке литературы по теме "Уроки добра в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе "Уроки добра в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского" (приложения)»

Приложение 1: биография писателя

В.Г.Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть - Уда Иркутской области в Сибири. Мать – Распутина Нина Ивановна, отец – Распутин Григорий Никитич. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Аталанка, что недалеко от Усть-Уды, было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.


Научившись читать, Распутин на всю жизнь полюбил книги. Из воспоминаний писателя: «В Аталанке была только начальная четырёхклассная школа. Учился я хорошо, с каким-то даже восторгом. Научившись читать, так пристрастился к этому занятию, что читал подряд всё, что было составлено из букв, – куски газет, инструкции и, конечно, книги. Книг в школьной библиотеке водилось совсем немного… На лето школа запиралась. Чтобы добраться до книг, мы с дружком шли на «преступление»: вынимали стеклину в окне, забирались в класс, и книги были в наших руках. Но всё было честь по чести: одни книги уносились, другие возвращались, и никто ни разу наше преступление не раскрыл. Однажды дедушка, постригая мою головёнку, обнаружил седой волос, который, вероятнее всего, с его же головы упал на мою, но была поднята тревога, решилось общим семейным мнением, что я «дочитался» и надо это опасное дело прекращать. Месяца два всё, кроме учебников, у меня отнималось…»


После Аталанской школы Валю послали учиться в район – в Усть-Удинскую среднюю школу. Он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, чтобы учиться дальше.

И он учился. Валентин учился отлично, но ему, как герою рассказа «Уроки французского», не давалось французское произношение.

Окончив школу, в 1954 году Распутин поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Распутин хотел стать учителем. В те годы он много читал. Любимыми писателями были Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский, Иван Алексеевич Бунин, Николай Семёнович Лесков. Несколько лет Валентин Григорьевич работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ " Я забыл спросить у Лешки" напечатан в альманахе " Ангара" в 1961 году. В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока рассказы В.Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгою в Красноярске под названием " Человек с этого света". Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» — становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. В 1973 году написал повесть " Уроки французского ". В своих произведениях писатель исследует духовный мир современника.











































Приложени2: тест по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».

 

1. Действие в произведении происходит:

а) перед Великой Отечественной войной;

б) во время Великой Отечественной войны;

в) после Великой Отечественной войны.

2. Повествование в рассказе ведётся от лица:

а) главного героя;

б) учительницы Лидии Михайловны;

   в) директора школы.

3. С французским у главного героя не ладилось из-за:

а) произношения;

б) плохих отношений с учительницей;

   в) трудности предмета.

4. Персонаж произведения, о котором герой говорит: «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного – рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой»:

а) Птаха;

б) Федька;

   в) Вадик.

5. Рассказчик считал, что главной причиной его одиночества является:

а) гордость;

б) скупость;

   в) тоска по дому.

6. На протяжении всего рассказа чаще всего герой испытывал чувство:

а) стыда;

б) голода;

   в) радости.

7. Рассказчик играл с мальчишками в «чику», чтобы:

а) накопить деньги и отправить их в деревню матери;

б) каждый день покупать молоко;

   в) завоевать авторитет у ребят.

8. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня» - это день, когда:

а) герой приехал учиться в райцентр;

б) произошла первая драка с мальчишками;

   в) уехала Лидия Михайловна.

9. Истинный смысл игры в «замеряшки» для Лидии Михайловны:

а) помощь способному, но голодному ученику;

б) желание вспомнить детство;

   в) стремление заинтересовать ученика изучением французского языка.

10. Название произведения говорит о том, что перед нами:

а) история дополнительных занятий по французскому языку;

б) рассказ об уроках нравственности и доброты;

в) рассказ юного героя о любимых уроках французского языка.

















Приложение 3: Тест по биографии В.Г.Распутина «Да – нет»:

  1. В.Г.Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть - Уда Иркутской области в Сибири.

  2. Детство В.Г.Распутина прошло в глухой сибирской деревне Аталанка.

  3. Научившись читать, Распутин на всю жизнь полюбил книги.

  4. После Аталанской школы будущего писателя послали учиться в район за пятьдесят километров от дома.

  5. Окончив школу, в 1954 году Распутин поступил на физико-математический факультет Иркутского государственного университета.

  6. Распутин хотел стать учёным.

  7. Первый рассказ " Я забыл спросить у Лешки" был напечатан в альманахе " Ангара" в 1961 году.

  8. В 1978 году Распутин написал повесть " Уроки французского ".

  9. В. Распутин живёт в Иркутске и продолжает писать.































Приложение 4:

Лист исследователя №1

Задание 1. Прочитайте отрывок из рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район (райцентр у нас называли районом). Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда. Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки — под весну это было немалое богатство.
И матери говорили:
— Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.
И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый.

Задание 2. Заполните таблицу примерами из текста.

Кто

Какой

(какие)

Что делает

(что делают)

Почему


Мальчик






Мать






Односельчане





Задание 3. Запишите, какие уроки усвоил мальчик на данном этапе своей жизни:

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист исследователя №2

Задание 1. Прочитайте отрывок из рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

С французским у меня не ладилось из-за произношения. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить — я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. Все было впустую. Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. Едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел.

К тому же еще я постоянно недоедал. Осенью еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Привезут — кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Кто потаскивал, я не знал, я боялся даже думать об этом, не то, что следить. Обидно было. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду.
Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля. На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. Утром опять в школу. Так и дотягивал до того счастливого часа, когда к воротам подъезжала полуторка и в дверь стучал дядя Ваня. Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези и животе, а затем, через день или два, снова подсаживал зубы на полку.


Задание 2. Выпишите, с какими трудностями пришлось столкнуться герою:

1.__________________________________________________________

2.__________________________________________________________

3.__________________________________________________________

Почему мальчик голодал?

1._______________________

2._______________________

3._______________________


Задание 3. Запишите, какой урок усвоил мальчик, столкнувшись с этими трудностями:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

































Лист исследователя №3

Задание 1. Прочитайте отрывок из рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Однажды, еще в сентябре, Федька спросил у меня:
— Ты в «чику» играть не боишься?
— В какую «чику»? — не понял я.
— Игра такая. На деньги. Если деньги есть, пойдем сыграем.

Федька повел меня за огороды.

Играли не все — то шестеро, то семеро, остальные только глазели, болея в основном за Вадика. Хозяйничал здесь он, это я понял сразу.
Вадик хитрил. Наверное, все понимали, что Вадик хитрит, но сказать ему об этом никто не смел. Правда, и играл он хорошо.
За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу Птаха. Птаха тоже обычно выигрывал, хоть и не так, как Вадик, поменьше, но в убытке не оставался. Да потому, наверно, и не оставался, что был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал.
Я стал выигрывать постоянно, каждый день. Теперь у меня появились деньги. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока, обедал и садился за уроки.
Поначалу Вадик спокойно относился к моим выигрышам. Иногда он даже похваливал меня. Он хорошо бросал, и нередко я лез в карман за новой монетой, не прикоснувшись к шайбе. Но я бросал лучше. Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.
Я только что опять угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет.

— Не в склад! — объявил Вадик.
Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. Я успел заметить, что монета была на орле, — иначе он не стал бы ее закрывать.
— Ты перевернул ее, — сказал я. — Она была на орле, я видел.

Он сунул мне под нос кулак.
— А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.
Мне пришлось смириться. Настаивать на своем было бессмысленно; если начнется драка, никто, ни одна душа за меня не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же.

Задание 2. Заполните таблицу примерами из текста:

Кто

Какой

(какие)

Что делает

(что делают)

Почему


Мальчик






Вадик и Птаха






Другие игроки







Задание 3. Запишите, какие уроки усвоил мальчик в общении с этими ребятами:

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________



























Лист исследователя №4

Задание 1. Прочитайте отрывок из рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался.
Прикрывая глаз рукой, я юркнул в класс, сел за свою парту и опустил голову. Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно. Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас.
— Ну вот, — сказала Лидия Михайловна, открывая журнал. — Сегодня среди нас есть раненые.
Класс засмеялся, а Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза.

— И что случилось? — спросила она.
— Упал, — брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение.
— Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?
— Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было.
— Хи, упал! — выкрикнул Тишкин, захлебываясь от радости. — Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал. Я же видел. А говорит, упал.
Я остолбенел от такого предательства. Он что — совсем ничего не понимает или это он нарочно? За игру на деньги нас в два счета могли выгнать из школы. Доигрался. В голове у меня от страха все всполошилось и загудело: пропал, теперь пропал. Ну, Тишкин. Вот Тишкин так Тишкин. Обрадовал. Внес ясность — нечего сказать.
— Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем другое, — не удивляясь и не меняя спокойного, чуть безразличного тона, остановила его Лидия Михайловна. — Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать. Она подождала, пока растерявшийся, ставший сразу несчастиым Тишкин выйдет к доске, и коротко сказала мне:

— После уроков останешься.


Задание 2. Заполните таблицу примерами из текста:


Кто

Какой

(какие)

Что делает

(что делают)

Почему


Мальчик






Тишкин





Лидия Михайловна







Задание 3. Запишите, какие уроки усвоил мальчик в этом эпизоде:

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________