СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе по теме "Роман "Евгений Онегин" в русской критике"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе по теме "Роман "Евгений Онегин" в русской критике"»

«А.С. Пушкин

«А.С. Пушкин "Евгений Онегин" в зеркале русской критики»

Урок литературы в 9 классе

Подготовила Шевчук А.П. ,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г. Братска

Прием «Ассоциативный куст»  - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание  «критическая статья»  - подберите слова к словосочетанию « критическая статья» например: оценка, анализ, критика, разбор, спор и т.д.  - По опорным словам дайте определение , что такое критическая статья.

Прием «Ассоциативный куст»

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание

«критическая статья»

- подберите слова к словосочетанию « критическая статья»

например: оценка, анализ, критика, разбор, спор и т.д.

- По опорным словам дайте определение , что такое критическая статья.

Критическая статья  — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, её темы, идейного содержания, языка и стиля. Она позволяет расширить, углубить наше представление о произведении силою таланта критикующего. - Все ли произведения выдерживают критику, и если нет, то почему? «Прикосновения критики боится только то, что гнило, что, как египетская мумия, распадается в прах от движения воздуха. Живая идея, как свежий цветок от дождя, крепнет и разрастается, выдерживая пробу скептицизма. Перед заклинанием трезвого анализа исчезают только призраки, а существующие предметы, подвергнутые этому испытанию, доказывают действенность  своего существования».  Д. Писарев

Критическая статья  — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, её темы, идейного содержания, языка и стиля. Она позволяет расширить, углубить наше представление о произведении силою таланта критикующего.

- Все ли произведения выдерживают критику, и если нет, то почему?

«Прикосновения критики боится только то, что гнило, что, как египетская мумия, распадается в прах от движения воздуха. Живая идея, как свежий цветок от дождя, крепнет и разрастается, выдерживая пробу скептицизма. Перед заклинанием трезвого анализа исчезают только призраки, а существующие предметы, подвергнутые этому испытанию, доказывают действенность  своего существования».

Д. Писарев

- Как вы понимаете слова Д.И.Писарева «…доказывают  действенность  своего существования»? … далеко не все произведения выдерживают критику , а только те, которые несмотря на противоречивые мнения, порой злые выпады, остаются интересными и необходимыми для размышлений о жизни, о себе. - Роман Пушкина «доказывает  действенность своего существования»? - Сформулируйте тему и цели урока.

- Как вы понимаете слова Д.И.Писарева «…доказывают  действенность своего существования»?

далеко не все произведения выдерживают критику , а только те, которые несмотря на противоречивые мнения, порой злые выпады, остаются интересными и необходимыми для размышлений о жизни, о себе.

- Роман Пушкина «доказывает  действенность своего существования»?

- Сформулируйте тему и цели урока.

Роман «Евгений Онегин» в зеркале русской критики. - Как вы думаете, однозначно ли оценивали роман современники и русские критики?  - Найдем решение проблемного вопроса и применим полученные знания на практике. Какую цель мы поставим , чтобы раскрыть тему урока? ЦЕЛЬ: познакомиться с современниками и русскими критиками, которые дали оценку роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;

Роман «Евгений Онегин» в зеркале русской критики.

- Как вы думаете, однозначно ли оценивали роман современники и русские критики?

- Найдем решение проблемного вопроса и применим полученные знания на практике. Какую цель мы поставим , чтобы раскрыть тему урока?

ЦЕЛЬ: познакомиться с современниками и русскими критиками, которые дали оценку роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;

- Какие задачи должны решить? - прочитать отрывки статей; - сравнить оценки критиков; - выразить свою точку зрения на оценку критиков. Познакомимся с оценкой романа критиков. Учебник стр 234

- Какие задачи должны решить?

- прочитать отрывки статей;

- сравнить оценки критиков;

- выразить свою точку зрения на оценку критиков.

Познакомимся с оценкой романа критиков. Учебник стр 234

 - Кто из критиков наиболее резко отозвался о романе «Евгений Онегин»?  - В чём причины его отрицательных оценок : - в непонимании сущности героев;  - в стремлении к отрицанию авторитетов;  - в обусловленности взглядов критика другим историческим временем;  - в другой причине? Обоснуйте свой ответ Литература о «Евгении Онегине» поистине необозрима и противоречива. Сегодня мы коснёмся лишь некоторых основных направлений в осмыслении романа на основе фрагментов статей В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» и Д. И. Писарева «Пушкин и Белинский».

- Кто из критиков наиболее резко отозвался о романе «Евгений Онегин»?

- В чём причины его отрицательных оценок :

- в непонимании сущности героев; - в стремлении к отрицанию авторитетов; - в обусловленности взглядов критика другим историческим временем; - в другой причине?

Обоснуйте свой ответ

Литература о «Евгении Онегине» поистине необозрима и противоречива. Сегодня мы коснёмся лишь некоторых основных направлений в осмыслении романа на основе фрагментов статей В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» и Д. И. Писарева «Пушкин и Белинский».

Самостоятельная работа, прием «Совместный проект» (6 групп) Задания для 1 группы 1.«Онегин», — утверждал Белинский, — есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…» Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность. 2.Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни». Попытайтесь доказать правоту этого утверждения Белинского Задания для 2 группы 1.Д.И.Писарев утверждал: «Отношения Пушкина к… явлениям жизни …пристрастны, его понятия о потребностях и о нравственных обязанностях человека… смутны и неправильны…» Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность. 2. Пушкин - «легкомысленный певец красоты» и его место «не на письменном столе  современного работника, а в пыльном  кабинете антиквара.» Попытайтесь доказать или опровергнуть правоту этого утверждения Писарева.

Самостоятельная работа, прием «Совместный проект» (6 групп)

Задания для 1 группы

1.«Онегин», — утверждал Белинский, — есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…» Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность.

2.Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни». Попытайтесь доказать правоту этого утверждения Белинского

Задания для 2 группы

1.Д.И.Писарев утверждал: «Отношения Пушкина к… явлениям жизни …пристрастны, его понятия о потребностях и о нравственных обязанностях человека… смутны и неправильны…» Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность.

2. Пушкин - «легкомысленный певец красоты» и его место «не на письменном столе современного работника, а в пыльном кабинете антиквара.» Попытайтесь доказать или опровергнуть правоту этого утверждения Писарева.

Задания для 3 группы 1 .  Белинский называет Татьяну любимым персонажем Пушкина. Сам критик считает ее исключением из всех русских барышень, которые мечтают только о женихах. Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность Задания для 4 группы 1.  «Она ничего не любит… ни о чём не думает, а просто живёт со дня на день, подчиняясь заведённому порядку», - пишет о Татьяне Писарев. Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность. Задания для 5 группы 1.  «Онегин не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причёсанный по столичной моде 20-х годов…» Если вы согласны с этим суждением Писарева , попробуйте доказать его верность. Задания для 6 группы 1.  Критик В. Г. Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». Как вы понимаете эту оценку героя романа ?

Задания для 3 группы

1 .  Белинский называет Татьяну любимым персонажем Пушкина. Сам критик считает ее исключением из всех русских барышень, которые мечтают только о женихах. Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность

Задания для 4 группы

1.  «Она ничего не любит… ни о чём не думает, а просто живёт со дня на день, подчиняясь заведённому порядку», - пишет о Татьяне Писарев. Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность.

Задания для 5 группы

1.  «Онегин не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причёсанный по столичной моде 20-х годов…» Если вы согласны с этим суждением Писарева , попробуйте доказать его верность.

Задания для 6 группы

1.  Критик В. Г. Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». Как вы понимаете эту оценку героя романа ?

- Чем была вызвана столь оживленная полемика вокруг романа «   Евгений Онегин»? - Полемика связана с образом Онегина. Предлагаю обратиться  к разделу учебника  ОПЫТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ стр. 238 . Проводим имитирующий спор критиков В. Г. Белинского и  Д. И. Писарева, данные в «Рабочей книге…» (2 ученика имитируют спор ) - Какое мнение критика вы поддерживаете?

- Чем была вызвана столь оживленная полемика вокруг романа «   Евгений Онегин»?

- Полемика связана с образом Онегина. Предлагаю обратиться  к разделу учебника  ОПЫТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ стр. 238 . Проводим имитирующий спор критиков В. Г. Белинского и Д. И. Писарева, данные в «Рабочей книге…» (2 ученика имитируют спор )

- Какое мнение критика вы поддерживаете?

Подведение итогов урока, рефлексия  -Представьте, что у вас в руках « Микрофон» : выскажите свою точку зрения по принципу значимости / незначимости урока и оцените свою деятельность: доволен/не доволен Домашнее задание:  

Подведение итогов урока, рефлексия

-Представьте, что у вас в руках « Микрофон» : выскажите свою точку зрения по принципу значимости / незначимости урока и оцените свою деятельность: доволен/не доволен

Домашнее задание: