СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Фольклор в сказке В.И. Даля "Война грибов с ягодами""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения  разработан в соответствии с ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Фольклор в сказке В.И. Даля "Война грибов с ягодами""»

Предмет и УМК: литературное чтение, школа 2100

Тема учебного занятия: «Фольклор в сказке В.И. Даля «Война грибов с ягодами»

Место урока в теме: первый

Тип урока: открытие новых знаний

Цели и ожидаемый результаты.

1.Цели.

1.1Познакомить учащихся с этапами жизни и творчества В.И. Даля

1.2Провести наблюдения над языком сказки

2.Результаты.

2.1 Предметные:

Знать

- что такое обработка народной сказки писателем

2.2 Метапредметные:

Уметь

- организовывать учебное сотрудничество;

- самостоятельно определять цели своего обучения

- работать с различными источниками информации

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.3 Личностные:

Развивать

- познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение русского фольклора

- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

- элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.


Задачи урока:

- познакомить учащихся с этапами жизни и творчества В.И. Даля

- развивать умение видеть средства выразительности нашего языка






















Этапы урока; задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация изученного материала























































Целеполагание.

Ставим цель, формулируем учебные задачи.











Работа с текстом сказки до чтения.











Работа с текстом сказки во время чтения











Физминутка





















































































































































Итог урока.




-Чьи портреты изображены на доске?




- Что на предыдущих уроках вы о них узнали?






-Что такое литературная сказка на народный сюжет?




- А чьи сказки советовал читать А.С.Пушкин?



- Найдите на стр. 115, как Пушкин отзывался о сказках Даля.



Пушкин говорил, что Даль обрабатывал народные сказки.

Что такое обработка сказки?



Значит, В. Даль занимался не только сочинением, но и обработкой сказок.

Хотите узнать о его жизни и деятельности подробнее?

Откройте тетради на стр. 48. Прочитайте текст под №1 .


- Что интересного вы узнали о В.И. Дале?



- Что же стало главным делом его жизни?


А если главным делом его жизни стало создание толкового словаря, то что же могло привлечь В. Даля в сказках?


-Как назвать всё это одним словом?


Используя это слово и фамилию автора попробуйте определить тему урока?

А сказка с которой мы познакомимся находится на стр. 157. Прочитайте название.



-Что будем искать при чтении сказки?


Эти задачи мы и будем решать. А найдя все эти средства мы и узнаем что же значило для В. Даля обработать народную сказку, увидим как бережно обращался Даль с родным языком.



На доске ПЛАН

. На доске – план работы (учебные задачи).






Прочитайте еще раз название сказки, рассмотрите иллюстрацию.


Какие вопросы у вас возникли?

Из-за чего же могла возникнуть война грибов с ягодами?



Чтобы ответить на них необходимо прочитать сказку.




Чем оказалось богато лето?


Что задумал гриб – боровик?


Какие грибы он призвал на помощь?


Кто откликнулся на призыв гриба – боровика?


Кто еще посетил лес?


Так успела начаться война?


Ну и чем она закончилась?



Вспомним тему и цель урока.

Что мы должны найти в тексте?










Ребята посмотрите на это объемное задание, как нам его выполнить в короткий промежуток времени?




Задание.

1.Найдите в тексте устойчивые сочетания слов характерные для простонародного языка.

2.Найдите просторечные слова.

3.Какие необычные сравнения – определения даются персонажам.

4.Найдите рифму в прозе.

5.Найдите пословицу к сказке.

6.Поработайте со словарем В. Даля и уточните значение слов.

Поставьте прогностическую оценку перед выполнением работы,а после выполненной работы капитан оценит вас и поставит каждому отметку. Я буду наблюдать за вашей работой и могу не согласиться с отметкой капитана, если это потребуется.


Работа в четверках и оценка работы капитанами.


Проверка работы групп.


1.Проверим какие вы нашли устойчивые сочетания слов.







Оценка капитаном работы своей группы (смайлик).

Выставление отметок за работу капитаном.



2.Проверим, какие вы нашли просторечные слова.


Оценка капитаном работы своей группы.





3. Проверим какие необычные сравнения – определения даются персонажам.




Какой прием использует автор?


Оценка капитаном работы своей группы.


4.Какие спрятавшиеся рифмы, вы нашли?



Почему речь простых людей так оживлялась рифмой?


Оценка капитаном работы своей группы.

Выставление отметок за работу.





5.Какуюпословицу вы подобрали к сказке?


Оценка капитаном работы своей группы.

Выставление отметок за работу.


Вернемся к плану работы на доске.


Подобрали мы с вами пословицу?


6.Как вы объяснили лексическое значение слов?






Оценка капитаном работы своей группы.

Выставление отметок за работу.


Вернемся к плану работы на доске.


Сумели ли вы поработать со словарем В. Даля?


Достигли ли мы с вами цели урока?






Давайте вспомним вопрос, на который мы с вами должны были дать ответ.


Что же значило для Даля обработать сказку?

Почему бережно обращался Даль с родным языком?





Выразительное чтение сказки.


Когда она звучит интереснее , когда читает один читатель или когда читаем по ролям?





Любой текст в обработке Даля начинает играть Нам предлагают такую игру «Кузовок»

Читаем описание игры и играем





Что мы сегодня делали на уроке? Какое умение формировали? Как бы вы оценили свою работу на уроке?


А.С. Пушкина и Василия Андреевича Жуковского.



Они были друзьями. Устроили поэтическое состязание: сочиняли литературные сказки на народные сюжеты.




Это новая сказка. Она может иметь более сложный сюжет, больше героев, в ней чувствуется стиль, мысли, идеи автора.



Владимира Ивановича Даля.




читают



Это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки, сохраняется сюжет, герои, язык идеи.







Тетрадь стр. 48




Ответы детей.





Создание толкового словаря.



Просторечные слова, рифмы, пословицы, поговорки, прибаутки, устойчивые сочетания слов.


Фольклор.



Фольклор в сказке Даля.


Дописываю «Война грибов с ягодами».


Просторечные слова, рифмы, пословицы, поговорки, прибаутки, устойчивые сочетания слов.






-просторечные слова

-устойчивые словосочетания

-рифмы

-пословицы

-слова-определения

-лексическое значение слов






Почему началась война между грибами и ягодами?

Ответы детей.



Читают сказку самостоятельно.





Ягодами и грибами.


Вести войну против ягод.


Волнушки, сморчки, опенки.



Грузди с подгруздками.


Тетка Варвара.


Нет.


Грибы срезала тетка Варвара.



В.И.Даль и фольклор

Найти фольклор в сказке «Война грибов и ягод»

-просторечные слова

-устойчивые словосочетания

-рифмы

-пословицы

-слова-определения

-лексическое значение слов





Разделиться на группы (четверки)





Капитаны читают задания и уточняют его по необходимости.






















Под дубочком сидючи,

на грибы глядючи,

сила великая

полным-полнёшенька

всем грибам голова

сладка ягода

задумал-загадал








Вишь, прет, скликать, отказалился, сподряд , не повинны









Волнушки – старушки

Сморчки – старички

Грузди – братья дружны

Опёнки – ноги тонки


Олицетворение.





  • Варвара – широкие карманы

  • волнушки – в кадушки

  • опёнки – в бочонки

  • сморчки – в бурачки


Это помогало в обыденной работе









Не рой другому яму, сам в неё попадешь











Кадушки – бочонки =обручная посуда.

Бурачки – кузовки=корзинки

Они не случайно стоят парами, каждая пара обозначает одно и тоже.






План выполнен, цель достигнута.

Почему так бережно обращался

В. Даль с родным языком в ходе обработки сказки?

Чтобы сохранить меткое русское слово.









Сохранить колорит русской сказки, певучесть русского языка.


Сохранить в сказке меткое русское слово.















Игра в парах.