СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Н.Носов "Телефон"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен подробный конспект урока по произведению Н.Носова "Телефон"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Н.Носов "Телефон"»

Тема урока: «Н.Н.Носов «Телефон».

Цель: Продолжение работы над произведениями Н.Н.Носова . Знакомство рассказом «Телефон»,

Задачи:

1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова.

2.Познакомить с историей создания телефона. Закрепить знания учащихся о правилах пользования телефоном.

3.Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, актёрские способности. Развивать речь, память, внимание, воображение.

4.Воспитывать интерес к чтению, любознательность, чувство юмора.

Ход урока.

Орг. момент

- Ребята, начинаем урок литературного чтения .И, как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнёмся гостям, друг другу.

Слайд 1

  • Я предлагаю вам сыграть в игру «Откуда я?»

  • 2+2 с пословицами, чтение Телефон

Отгадайте, из каких произведений эти предметы. (На плакате картинки с изображением: шляпы («Живая шляпа»), иголки и ниток («Заплатка»), кастрюли («Мишкина каша»), варенье («Фантазеры»), вороны («Тук-тук-тук»), телевизора («Федина задача»), шляпа ( «Живая шляпа»)

Кто написал эти рассказы? ( Н.Носов)

-А что вы знаете про него?

Вопросы:

- Где и когда родился Н.Н.Носов?

(Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года.)

- Какие профессии освоил Носов, прежде чем стал писателем? (Продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возил брёвна, косил траву).

- Где учился Носов? (В Институте кинематографии в Москве)

- Какую получил профессию? (Режиссёр)

- Как назывался первый рассказ Носова, когда и где он был напечатан?

(Рассказ «Затейники» напечатан в журнале «Мурзилка» в 1938 г.)

Учитель. В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинитель-ством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотогра-фией. Носов был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил муль-типликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы.

Анализ произведения Н.Н.Носова “Федина задача”.

Почему Федя не мог решить задачу? Рисунки

  • Есть ли у нас в классе такие Феди?

  • Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

  • Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./

Чтение и анализ пословиц.

Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают и как подходят к рассказу Н. Н. Носова «Федина задача »

Слайд пословицами

Читает один учащийся.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.



  1. Знакомство с произведением Н.Н. Носова "Телефон".

/Слайд /

Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

Те-те-те

Чайник кипит на плите.

Ле-ле-ле

Кружка стоит на столе.

Фон-фон-фон

Старый звучит патефон.


-А теперь прочтите ее громко и быстро.


-Составь из первых слогов чистоговорки слово.


1. Словарная работа.

/Слайд /

- Что такое телефон? И для чего он нужен? /Ответы детей./

- Посмотрите, как это слово написано. (Телефо′н)

- Почему используется два цвета? /Ответы детей./

- Правильно! Это словарное слово.

2. Информация об изобретении первого телефона.


/Слайд /

- А кто знает историю изобретения телефона?

Впервые телефон был изобретен американским профессором Беллом в 1876 году. Так получилось, что в один и тот же день14 февраля было подано две заявки на изобретения телефона. Это физик Э. Грей и преподаватель школы глухонемых А. Белл. Белл принес свою заявку на два часа раньше. Первые городские телефонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России.

(Идея жива и сейчас – кто из вас не устраивал «телефон» из спичечного коробка, соединенного ниткой?) /Слайд /

Но время идёт вперёд. Осваиваются новые технологии. И вместе с проводными телефонами, мы пользуемся сотовой связью.

/Слайд /

- С какого слова начинается, чуть ли не каждый, телефонный разговор? (Алло)

/Слайд /

- А вы знаете, когда возникло слово «алло»?

Оказывается, это сроднившееся с телефоном слово родилось гораздо раньше его. В 1803 – 1806 годах в Петербурге был издан

« Новый словотолкователь», где о слове «алло» сказано: «Изречение морское, употребляется на корабле и значит: слушай. Его кричали в рупор на корабле тому, с кем хотели говорить.


3.Подготовка к первичному восприятию текста.

- Как вы думаете, почему я вдруг заговорила о телефоне?

/Слайд 10/

1. Сообщение темы урока.

- Продолжаем знакомиться с произведениями Н. Носова.

- Сегодня прочитаем рассказ «Телефон».

- Какие цели поставим на уроке?

/Познакомимся с рассказом, проанализируем его, будем развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, узнаем чему учит рассказ/.

- Вы прекрасно знаете, что рассказы Н. Носова наполнены юмором.

- Как вы думаете, о чем этот рассказ? По Бунееву (название, картинки)

- После слушания рассказа попробуйте ответить на вопрос: «Почему у рассказа такое название?»




3..Работа над текстом Н.Н. Носова “Телефон”

а) Чтение текста учителем и учащимися.

б) Беседа по вопросам с выборочным чтением.

----- Понравился вам рассказ? Чем? Почему?

----- Назовите героев рассказа?

----- Прочитайте, как у ребят появился телефон.

Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон?

Какие слова это доказывают? Прочитайте

----- Что вызвало у вас смех?

----- Какие правила телефонного общения вы знаете?

----- Почему подолгу нельзя разговаривать по телефону?


/Действительно, Носов в своём рассказе затронул проблему телефонного этикета, но и ещё одну немаловажную проблему: влияние телефона на здоровье человека/.

  • А как вы общаетесь с друзьями?

А как вы думаете, почему авторы учебника выбрали и поместили в книге именно этот отрывок из рассказа Носова? Что они нам хотели сказать?



Физкультминутка

поиграем в игру "Глухой телефон". /Дети встают, делятся на 3 команды. По одному человеку выходят к учителю, получают карточки со скороговорками, читают и как запомнили, передают друг другу на ухо. Последний участник команды читает "телеграмму" вслух.

  • 1 команда: На рынке Кирилл крынку купил.

  • 2 команда: Наш Полкан попал в капкан.

  • 3 команда: Баран Буян залез в бурьян.

/

Работа по группам

    1. Правила работы с телефоном


    1. Работа над выразительностью чтения( парная).

Чтение диалога в лицах, исключая слова автора.

-Между собой распределите роли, отметьте простым карандашом свои слова. Читайте выразительно, соблюдая знаки препинания, выдерживая интонацию, выражая эмоции ребят.


Почему у ребят не получился разговор?

(на доске варианты ответов)

-не знали о чем говорить;

-не умели говорить по телефону;

-взволнованы;

-относились несерьезно;

-это игрушка.

- А вы хотели бы иметь такой телефон? (…но вы тоже мечтали)

- А наши герои могли мечтать?

- Похожи ли мальчишки из рассказа Н. Носова на Вас?

    1. Сценаристы

Создание сценария.

- Я обращаюсь к группе – сцена-ристам. О чём будет фильм?

- Какова его основная идея?

- Какие герои задействованы в фильме?

- Назовите главные и второстепенные роли.

- К какому жанру будет относиться фильм, поставленный по вашему сценарию?

- Как вы думаете, в чём разница между иронией и юмором? Нам необходима помощь консультанта.


Консультант находит значение слов «ирония» и «юмор» в словаре. (Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к героям и их поступкам.)

- Что больше подходит к вашему сценарию – ирония или юмор? Почему?

- Сделайте вывод, какой фильм мы должны снять?

(Вывод: Мы должны снять юмористический фильм про двух друзей, которые купили в магазине телефон.)


    1. Продолжение рассказа

    2. Синквейн


Проверка Ералаш


Художественное творчество по группам


2. Придумать продолжение рассказа

  1. Правила работы с телефоном


- А сейчас, поработаем в парах и составим памятку разговора по телефону по опорным словам.

/Слайд 12/

Правила пользования телефоном.

  1. Разговаривая по телефону, следует контролировать свою __________. Не следует _____________ в трубку.

  2. ______________ слушайте собеседника, никогда не _____________ его.

  3. Куда бы вы не звонили, никогда не следует начинать разговор с вопросов «Кто ________?» «Кто ________?»

  4. Как только вас соединили с абонентом, следует представиться-назвать ___________.

  5. Помните, что вы звоните в удобное для вас время, поэтому не стоит обижаться, если Вас попросят ________________.

  6. Никогда не говорите по телефону с набитым ______, не _______, не ______.

  7. Если во время разговора Вы чихнули или закашляли, постарайтесь _____________ трубку __________, чтобы это не было слышно. Если Вам покажется, что собеседник все слышал, надо сказать _________________.

  8. Заканчивая телефонный разговор, следует строго выполнять важнейшее правило этикета - первым кладет трубку тот, кто _________________.

  9. ____________ подолгу разговаривать по телефону.





- Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону?

- По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?»

- Посмотрите видеофрагмент спектакля на стихи Агнии Барто «Почему телефон занят?»

Видео

- Что вас удивило?

- Рассмешило? А может быть насторожило?

- Ребята, а кому из вас знакома эта ситуация?

- Почему я заканчиваю урок этим фрагментом?


. Рефлексия. Итог урока.

- Понравился ли вам рассказ Н.Носова?
- Чему научил вас рассказ «Телефон»?

- Чему учат рассказы Носова?

(В них сообщается что-то интересное и полезное. Автор легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.)
- Выделите верные ответы. С какой целью Носов написал свой рассказ?

/Слайд 13/


Чтобы:
1. Развеселить читателя.

2. Подшутить над кем-нибудь.
3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
4. Разбудить фантазию читателя.


/Слайд 14/

Продолжите фразу:

1. Я научился…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Больше всего мне понравилось…

5. Я понял, что


- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока.

/Познакомимся с рассказом, проанализируем его, сделаем вывод/.

- Достигли мы этого?

- Оценки за урок.

Д/з

- Найти и прочитать продолжение рассказа.

- Рассказать, как вы общаетесь по телефону.

- Нарисовать телефон будущего или его « предка».

- Придумать загадку про телефон.

- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.




овторение правил пользования телефоном.

- А какие правила пользования телефоном вы знаете?

Чтение правил пользования телефоном по карточкам.

Работа в парах по карточкам с пропущенными словами.

1 Разговаривая по телефону, следует контролировать свою интонацию, тон, дикцию. Не следует кричать в трубку.

2 Внимательно слушайте собеседника, никогда не перебивайте его.

3 Куда бы вы не звонили, никогда не следует начинать разговор с вопросов «Кто это?» «Кто говорит?»

4 Как только вас соединили с абонентом, следует представиться-назвать свое имя.

5 Помните, что вы звоните в удобное для вас время, поэтому не стоит обижаться, если Вас попросят перезвонить.

6 Никогда не говорите по телефону с набитым ртом, не жуйте, не пейте.

7 Если во время разговора Вы чихнули или закашляли, постарайтесь прикрыть трубку рукой, чтобы это не было слышно. Если Вам покажется, что собеседник все слышал, надо сказать «извините».

8 Заканчивая телефонный разговор, следует строго выполнять важнейшее правило этикета - первым кладет трубку тот, кто звонил.

9 Нельзя подолгу разговаривать по телефону.



А как вы думаете, почему авторы учебника выбрали и поместили в книге именно этот отрывок из рассказа Носова? Что они нам хотели сказать?



  1. Итог урока.

Составим модель обложки произведения.

Кто автор произведения?

Название произведения?

Жанр ?

О чем или о ком этот рассказ?

  1. Домашнее задание.

Найти и прочитать продолжение рассказа. Придумать загадку про телефон. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.



Слайд 7.

Выделите верные ответы. С какой целью Носов написал свой рассказ?



Чтобы:



1 Развеселить читателя .

2 Подшутить над кем-нибудь.

3 Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

4 Разбудить фантазию читателя.