СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы – территория сотворчества

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье "Урок литературы – территория сотворчества" речь идёт о возможностях интеграции, которые мы можем использовать на уроках литературы,  чтобы сделать чтение не унылой обязанностью, а радостью и наслаждением. У каждого человека есть потребность читать, постепенно познавая себя и наш удивительный мир, и творить. Именно литература многим помогает осознать себя как творческую личность.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы – территория сотворчества»

Урок литературы – территория сотворчества

Каждый предмет предоставляет различные возможности для создания интегративного пространства, но самым благодатным, на мой взгляд, является литература, которая совершенно естественным образом связана со всеми дисциплинами и с бесконечно разнообразной жизнью. Вспоминаются строчки из стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…»:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда…

У настоящего творца всё превращается в поэзию высочайшей пробы, которую мы жадно впитываем каждой клеточкой и пьём, чтобы душа не пересохла. Литература воспитывает душу человека и в полной мере раскрывает те способности, о которых он сам порой не подозревает. Настоящие писатели помогают каждому почувствовать себя творцом и ощутить неуловимое прикосновение вдохновения.

Прочитав роман Э.М. Ремарка «Три товарища», Евгений Валерьевич Кипелкин, ученик 9 класса, написал стихотворение «Безысходность»:

Смерть – ужасная штука, друзья!

Хочешь спасти человека,

А помочь уже нельзя…

Умирает она на твоих глазах,

И лицо исказилось от боли.

Держит с любовью твою руку,

Спасающую от бесконечной боли,

Она для тебя дороже всего.

Мог бы отдать ей жизнь?

Отдал бы без всяких сомнений!

Но витает безысходность вокруг,

Ничего ты не сможешь поделать…

Умерла уже сутки назад –

А ты всё сидишь у постели.

Окутала всё безнадёжность вокруг,

Не можешь ты в это поверить…


Даниил Александрович Некрасов, ученик 11 класса, вдохновлённый поэтами Серебряного века, создал целый цикл стихотворений, посвящённый футуристам, в котором есть такое произведение:

Белые часы на стене,

Прохожие ходят по лужам,

Прохожие не понимают, что их рожи не груши!

Но почему товарищ в форме превращает их в фарш?

Но прохожие не смотрят на это: они наблюдают пейзаж.

Я вышел на улицу –

Мостовая в небе,

Там люди, как птицы, не светит им смерти,

Но где-то внизу, средь лесов и полей,

Есть старуха с косой,

Что косит людей.

Шедевры мастеров многих вдохновляют на литературное творчество. И это замечательно, ведь так рождается любовь к слову, потребность творить и создавать нечто прекрасное.

Многие говорят, что современные дети не читают, но практика работы в школе доказывает обратное. В семье, где читают взрослые, читают и дети. Увлечённый учитель всегда сможет привлечь к литературе своих учеников. Замечательных книг так много! Но каждый должен найти в книжном море свои жемчужины, которые повлияют на душу и будут способствовать личностному росту.

Нам несказанно повезло! У нас есть великая русская литература, которая способна пробудить лучшее в человеке, затронуть потаённые струны его души. Уроки литературы в полной мере позволяют насладиться «роскошью человеческого общения», проявить аналитические и творческие способности, найти любимого писателя и поэта, каждое слово которого будет находить отклик в душе.

Великая литература вдохновляет всех: художников и музыкантов, режиссёров и актеров, скульпторов и архитекторов, людей любого возраста и уровня образования. Любой сможет найти что-то по душе.

Практически на каждом уроке литературы есть место для интеграции, поскольку литература связана с музыкой, живописью, кинематографом, театром. Со всем миром! Изучая сентиментальные произведения Николая Михайловича Карамзина, мы говорим об «Истории государства Российского». Наслаждаясь балетом Бориса Владимировича Асафьева «Бахчисарайский фонтан», невольно вспоминаем о гениальном Александре Сергеевиче Пушкине, знакомясь с творчеством которого мы по-настоящему начинаем любить русскую речь. Изучая великий роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», нельзя не вспомнить бесподобную оперу Петра Ильича Чайковского. Говоря о «Демоне» Михаила Юрьевича Лермонтова, рассматриваем гениальные рисунки Михаила Александровича Врубеля. Наслаждаясь бессмертными романами Фёдора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого и Михаила Афанасьевича Булгакова, обращаемся к многочисленным экранизациям. Наслаждаясь творчеством поэтов Серебряного века, мы невольно сравниваем их с современными рэп-исполнителями, которые пользуются огромной популярностью у молодёжи. Такая популярность доказывает огромную силу каждого сказанного слова, а ведь словесники именно со словами и работают, открывая перед своими учениками целую вселенную, заключённую в каждом словечке. Владимир Владимирович Маяковский, как и наша молодёжь, любит местоимение «я». Это короткое, ёмкое и огромное по внутреннему наполнению слово, внутри которого живёт целая вселенная. Дарья Владимировна Блинова, ученица 11 класса, на творчество которой тоже оказали влияние футуристы, недавно поделилась своим стихотворением:

Я искал тебя в хмурых тучах,

Я искал тебя в городах.

Не беги от меня, послушай,

Без тебя мне не жизнь – страх.


Я тянулся к тебе руками,

Я к тебе тянулся душой,

Как могла ты меня оставить?

Я кричу тебе вслед: «Стой!»


Сквозь столетия, сквозь океаны,

Умирая от солнца, во льду,

Я стрелой для тебя стану,

Я тебя всё равно найду.

Можно привести множество других примеров, но я расскажу об открытом уроке, который проводила зимой 2017 года. Мы с учениками готовили к экранизации рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ», сложный для восприятия восьмиклассников. Чтобы лучше понять смысл этого неоднозначного произведения, мы разделились на группы. Каждый смог выбрать то, что нравится именно ему. Сценаристы напомнили всем биографию автора и сюжет его рассказа, художники-декораторы подготовили иллюстрации для экранизации и объяснили свой замысел, режиссёр пояснил смысл произведения и поставил перед актёрами задачи, актёры же выбрали для себя наиболее подходящие роли и разыграли небольшой отрывок по ролям. Одна из учениц подобрала музыкальное сопровождение и пояснила взаимосвязь литературного произведения и музыкальной композиции. Специалисты по рекламе подготовили буклет и продумали, какую аудиторию и каким образом они собираются привлекать. А в финале урока мы решали, захотим ли сами посмотреть фильм по рассказу классика. Ответ оказался положительным, цель урока была достигнута, и каждый ученик почувствовал себя не статистом, а активным участником образовательного процесса.

Наши ученики открыты ко всему новому, у них часто рождаются свежие идеи, возникают неожиданные ассоциации, они произносят именно те слова, к которым стоит прислушаться, чтобы сделать нашу любимую литературу не далёкой, холодной и скучной, а близкой, тёплой и родной.

Однажды ученик начальной школы, слушая, как наш выпускник читает стихотворение Сергея Александровича Есенина, сказал: «Это про меня». Вот такого эффекта мы и добиваемся. Человека уже нет, но слово его живёт и находит отклик в сердцах и душах наших детей. Всё в мире взаимосвязано, и литература помогает в полной мере ощутить глубинную взаимосвязь. В этом и заключается смысл интеграции.