Предмет: | Литература | Класс | 5 |
Название раздела: | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе | | |
Тема урока: | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…» |
Тип урока: | комбинированный урок |
Цели деятельности учителя: | актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях; формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения; закреплять умение выразительного чтения; раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; организовать работу над содержанием понятия «лирический герой». |
Задачи: | совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения стихотворения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык стихотворения; развитие творческих способностей учащихся; воспитание интереса к русской поэзии и любви к родной стране. |
Предметные умения: | знать содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе; основные нормы русского литературного языка; уметь создавать устные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
Планируемые результаты | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; проводят исследование прочитанного текста. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение, строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий, поступков. Испытывают чувство уважения к культурному наследию своей страны, любовь к Родине. |
Формы работы на уроке: | Групповая, индивидуальная |
Оборудование: | презентация |
Педагогические технологии: | Технология развития критического мышления через чтение и письмо( РКМЧП) педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); ИКТ - технология (презентация); здоровьесберегающее обучение. |
Модернизация урока: | Урок с применением средств ИКТ C:\Users\Emachines\Documents\презентация по литературе \ советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3) Ранняя весна цветы http://www.dshikozlovskogo.ru/upload/medialibrary/c6e/1330632557_1271953619_airena_wallapack_84_spring_25_12992564041979.jp Ранняя весна природа http://photosite.ua/photo/albums/2009/04/02/full/3082-87161-8ec37630100c4c1ef2d35752a1acbb92.jp |
УМК: | Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015. |
Этап урока | Содержание этапа урока | Деятельность ученика | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание. |
I. Организация начала урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока. | - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Рады слышать мы звонок Начинается урок Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять -С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие. | Самоорганизация на учебную деятельность | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
II. Вызов. Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержание обучения на личностно- значимое. | 1. Звучит композиция “Март” Чайковского из альбома “Времена года” На фоне музыки демонстрируются слайды с изображением природы. -Ребята, внимательно рассмотрим несколько слайдов презентации, которые вам помогут определить тему урока, а может быть даже и цель.( Слайды 2,3, 4, 5) Портрет Тютчева. -Найдите ключевые слова. – Какие ассоциации вызывают у вас эти изображения?    « Корзина идей») -Что запечатлено на картинах и фотографиях? -А можно определить время года, не зная название картин? -С помощью чего изображают художники природу? - А с помощью чего это можно сделать в литературе? Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. - Прочтите название раздела, здесь не только о Родине, но и о себе..т.е о личностном восприятии Родины.. -Ребята, а почему слова природа, Родина расположены рядом? -Подберите однокоренные слова. Итак, тема нашего урока « Стихотворения русских поэтов XIX века о Родине и родной природе». -Подумайте, что мы сегодня узнаем на уроке? ( Какие стихи посвящены природе) -Чему сегодня научимся? (Понимать стихи поэтов, понимать их мысли) -Что каждый сумеет делать? (Создавать свои стихи) А Сейчас я предлагаю окунуться в мир поэзии. И пусть за окном холодно и морозно, на нашем уроке уже по-весеннему тепло. | Включение в работу, самоопределение Называют слова: природа, зима, весна, поэзия, красота ит.д. Отвечают на вопросы учителя, определяют цель и задачи урока. | Регулятивные УУД; 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. Духовно-нравственное воспитание. |
III. Актуализация знаний | 1. Устный фронтальный опрос -Какие стихи о природе вы знаете? -Как можно назвать одним словом изображение природы? «Пейзаж» – французское слово – означает «вид, изображение какой-нибудь местности, картины», «рисунок, изображающий природу». Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажной лирикой. Т.л.Пейзажная лирика | 2 ученика читают наизусть заранее подготовленные стихи о природе Отвечают на вопросы учителя | Личностные УУД: испытывают чувство уважения к культурному наследию своей страны, любовь к Родине. |
IV. Осмысление | 1. Слово учителя. Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Познакомимся с его стихотворениями «Зима недаром злится…» и «Весенние воды» .Для этого предлагаю прослушать исполнение первого стихотворения мастером художественного слова. 3. Прослушивание стихотворения http://www.youtube.com/watch?v=MX1WTs8PqYM&spfreload=10 (видеоролик стихотворения) 4. Лексическая работа – В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова. Попробуем их объяснить (Слайд): Недаром – не напрасно, не зря Пора – время Нудит – заставляет Трезвон – частые, резкие звонки, сильный звон Хлопочет – занимается чем-то усердно, добивается чего-то Пуще – сильнее Горя мало – о беззаботном, не унывающем человеке, Наперекор – назло 5. Анализ стихотворения -Что нужно сделать, чтобы понять мысли поэта? (Подвести учащихся к мысли, что для этого нужно проанализировать стихотворение) Прием « Кластер»: идея тема анализ ??? настроение герои Заполнение кластера. Работа с текстом -Что такое тема? -Какова тема данного стихотворения -Что такое идея? -Какова идея данного стихотворения? -Каким настроением проникнуто стихотворение? – Какие картины нарисовало ваше воображение, когда вы слушали стихотворение? (Столкновения времен года, сказочное сражение, картину прихода весны.) – А в природе как встречаются зима с весной? Замечали вы эту встречу? – Какими вы представляете Зиму и Весну? – Как бы вы назвали это стихотворение? – Найдите и прочитайте в содержании название этого произведения. | Объясняют значение слов. Заполняют кластер под руководством учителя Обсуждение | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; Духовно-нравственное воспитание. Коммуникативные УУД Строить небольшие монологические высказывания. Регулятивные УУД 1. Планировать необходимые действия Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; проводят исследование прочитанного текста. коммуникативные УУД: проявление активности в решении познавательных задач |
V. Релаксация | Слайд-шоу «Зима». Я предлагаю вам сейчас прослушать произведение великого русского композитора П. И. Чайковского «Времена года. » и познакомиться с картинами русских художников о зиме. | Выпрямили спины, сели ровно, отдыхают. | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
VI. Осмысление | -Почему поэт представил весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться природа от зимнего сна) - А Зима – в образе старухи? (Зима заканчивается, жить ей осталось недолго). - Кто победил в этом поединке? - Как поэту удалось передать торжество, победу Весны над Зимой? (При помощи красочных, умело подобранных слов и выражений). – Найдите в стихотворении слова, которые подтверждают, что поэт пишет о Зиме и Весне как о живых существах. Зима | Весна | злится | стучится | хлопочет | гонит | ворчит | хохочет | взбесилась | шумит | ( Слайд) Вернемся к кластеру. -Что скрывается под вопросом? (Средства художественной выразительности) Вспомните, как называется литературный прием, когда происходит одушевление явлений природы Олицетворение Эпитеты: молодая весна, румяный, светлый хоровод Работа над выразительным чтением -Подготовимся к выразительному чтению. Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Делать паузы, ставить логическое ударение, определить темп чтения, тон). Использование приема «эхо» - чтение за учителем с повтором его интонации и пауз. -Расставьте логическое ударение и отметьте паузы в стихотворении. Расстановка логического ударения и пауз в стихотворении. Дети работают в парах с простым карандашом в руке. | Отвечают на вопросы учителя Заполняют таблицу Работают в парах | Коммуникативные УУД Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные УУД 1. Планировать необходимые действия Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные УУД: умение работать в паре |
VII. Рефлексия. | 1. Интерактивный прием «Микрофон» Продолжите фразу: - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Что было особенно интересно? -На уроке меня заинтересовало… -Очень важным для данной темы я считаю.. 2. Составление синквейна Природа Неброская, родная Меняется, живёт, восхищает Воспета в произведениях русских поэтов. Времена года
Природа Удивительная, красивая Окружает, бережется, сохраняется Материальный мир Вселенной Человек.
| Выполняют творческое задание | Познавательные: Устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями Регулятивные УУД адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. |
VIII. Информация о домашнем задании | 1. Выучить наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева. 2. Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению. 3. Сделать выписки в тетрадь на тему «Зима». | Записывают в дневниках домашнее задание. | Личностные УУД: Формирование навыков организации своей деятельности |