Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Содержание урока | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности; -учить формулировать тему урока. | Просматривают слайды и вспоминают сказку: «Волшебник Изумрудного города», отвечают на вопросы | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 1)-Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас будут присутствовать гости, а мы отправимся в небольшое путешествие. Слайд 1.- Посмотрите на героев Кто их узнал? Как зовут героев? Из какой они сказки? («Волшебник Изумрудного города»).- Помните автора? (А.Волков). –Как звали главную героиню? (Элли).-Что случилось с девочкой? (Ураган отнёс её домик в волшебную страну), где её домик убил злую волшебницу Гингемму. Некоторым героям хочется оказывать помощь и выручить их как своих друзей. -Как вы думаете, могли бы герои справиться со своими проблемами, если бы знали математику? (Наверное, да). Давайте им поможем? Согласны? (Да). Хорошо. Мы вспомним сюжет сказки и попробуем помочь Элли и её друзьям. -Сделаем это при помощи математики и тех приёмов, что мы изучили? (Да). Говорят, что помогая другим - мы помогаем себе. -Чему будет посвящён наш урок? (Повторению, закреплению изученного). | Регулятивные УУД Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности. Коммуникативные УУД Умение слушать и понимать речь других. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: - организовать актуализацию умений; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - выявить границы применимости знаний и выполнить задания, в которых изученный способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | Формулируют с помощью учителя тему урока. Выполняют задания на повторение ранее изученного материала по теме. Учащиеся записывают результаты в карточки, с последующей взаимопроверкой. Работают в парах; вывешивают результат на доску. | Организует задание по карточкам, направляет учащихся к формулированию темы урока. Организует выполнения задания на повторение изученного материала по данной теме. Организует выполнение учащимися учебного действия. | 1.Устный счёт: а) Счёт от заданного до заданного числа б) Запись чисел в виде разрядных слагаемых и суммы чисел разрядных слагаемых 2.Фронтальная работа Слайд 2. Кого первого встретила девочка на своём пути? (человечков-жевунов и волшебницу Виллину, которая рассказала о том, что Элли вернётся домой, если поможет трём друзьям исполнить их желания). Слайд 3. Кого из своих будущих друзей встретила Элли вначале? (Страшилу). Кто это? (пугало). -Какое желание было у страшилы? (Получить мозги) –Зачем? (Страшила хотел быть умным). Что он делал в поле? (Страшила висел на палке, отгонял ворон). Ещё он умел считать ворон. А вы умеете считать? До скольки? (Да, до 100). –Умение считать помогает стать умнее? (Да, и память развивает и мышление). –Посчитаем? Задание: «Шляпы». а) На каждой «шляпе» записаны числа, нужно посчитать от заданного числа до заданного. -Считали в прямом и обратном порядке. Молодцы! б) Следующее задание: назвать у каждого из указанных чисел количество десятков и количество единиц (например: 18= 1 дес. 8 ед.; 23=2дес.3ед) и т.д. (взаимопроверка) в) –Записать суммой чисел данные числа, например: 18=10+8, 23=20+3 и т.д. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Умение работать в парах, умение договариваться, распределять роли (Коммуникативные УУД) |
III. Включение в систему знаний и повторение Цели: - выявить границы применимости знания и выполнить задания, в которых изученный способ действий предусматривается как промежуточный шаг; - организовать взаимопроверку по эталону; -организовать выявление места и причины затруднений, выполнить работу над ошибками. | Индивидуальна работа с проверкой у доски. Составляют алгоритм выполнения порядка действий в выражениях со скобками. | Организует выполнения задания на повторение изученного материала по данной теме. | Проблемная ситуация. Найти значения выражений. Слайд 4. Девочка и Страшила отправились в путь. Кого они встретили? (Дровосека). Что он делал? (Стоял в лесу обездвижен; он заржавел). Из чего был сделан дровосек? (Из железа).Что хотел получить от Гудвина?(Сердце). - Чтобы помочь дровосеку нужно выполнить задание. Возьмите сердечки и посмотрите задание). – Задание будем выполнять письменно. Запишем решение выражений. -На одной половинке сердца число, на другой- выражение в скобках. Нужно записать и решить своё выражение и своих одноклассников. У доски правильно прочитать выражение, записать ответ. Не забываем говорить слова «к сумме чисел, от суммы, чисел, к разности чисел, от разности чисел..» -Вспомним: где выполняется первое действие? (В скобках) -Вы выполняли выражения со скобками. Какое правило нужно знать и помнить? Задание: найти значение выражений (равенств), расставив скобки, типа:12-9+4=8 ; ( (12-(9+4))=8;(12-9)+4=8) и т.д. - Выражения были одинаковые, почему получились неправильные значения выражений ? | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) Умение договариваться, доказывать, распределять роли (Коммуникативные УУД) |
IV. Выявление места и причины затруднения (цель,) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует устранение затруднения. | Решение задачи. Слайд 5. Кого ещё встретили друзья? (Трусливого льва). -Почему его так называли? (Всего боялся). Давайте поможем льву быть храбрым, решим задачу. Такие задачки мы уже решали. Покажем льву, что можно быть храбрым, если много знаешь и умеешь. Задача (на слайде). а) найти задачу из двух текстов б) вспомнить компоненты задачи, решить её самостоятельно; в) Запись числа в тетради, запись решения задачи; проверка //По необходимости: - В каком месте возникло затруднение? - Чего мы ещё не знаем? - Какую цель поставим? Что хотим узнать? и т.п.// | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) Умение доказывать, выслушивать ответы других учащихся (Коммуникативные УУД) |
Физкультминутка | | | Слайд 6.- Пришли друзья в Изумрудный город Изумрудный – это какой цвет? (зелёный). -Героев не пустят в город, пока они не назовут правильно Есть много оттенков зелёного цвета, я покажу некоторые из них. Знаете названия? –Послушайте.. (+гимнастика для глаз) | |
V. Построение проекта выхода из затруднения (способ, план, средство). Цели: - организовать составление совместного плана действий; -определить средства; | Под руководством учителя работают в группах, составляют план действий; находят периметр четырёхугольника | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. Организует устранение затруднения. | Слайд 7. -Куда отправились друзья дальше? (В Изумрудный город). Им было легко или трудно туда попасть? -Говорят: «Дружно-не грузно». Почему так говорят?. -По пути им пришлось проходить через маковое поле, где Элли чуть было не уснула насовсем. -Рассмотрите формы на рисунке. Можно поделить на группы? На какие? (многоугольники и круг/овал) –Выручаем друзей. Нужно посчитать периметр поля. Поле выглядит как четырёхугольник со сторонами: 20м, 30м, 10м и 40м. Как найти периметр этого четырёхугольника? Нужно найти сумму чисел его сторон (или сложить). Как будем считать? (20+30+10+40=100м). Записываем решение и ответ. | Уметь с помощью учителя проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Умение работать в группе, умение договариваться, распределять роли (Коммуникативные УУД) |
VI. Реализация построенного проекта Цели: -уточнить следующий шаг учебной деятельности; -реализовать построенный проект в соответствии с планом; -фиксировать знание в речи и знаках | Выполняют задание по решению проблемы, анализируют, сравнивают выражения. Сопоставляют свои версии решения проблемы с макетом часов, учебником. Устраняют затруднение | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником. Организует устранение затруднения. | Работа по учебнику, с. 31, № 2 Слайд 8. -Героев не пустят в город, пока они не скажут правильное время на часах. (макет часов). –Кто из вас поможет? (угадывают время).- А если часы спешат (показывают больше) на 10 минут, сколько будет? Если опаздывают (показывают меньше) на 15 минут? а)Уточнение представлений: на макете часов поставить правильно стрелки, вспомнив, как определяется время(часы, минуты); б) Использовать знания для выполнение задания (работа по учебнику, с. 31, № 2); в) Запись выражений. в) Взаимопроверка. | Использовать полученные ранее знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в парах, группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: - организовывать усвоение учениками способа действий с проговариванием во внешней речи; - совершенствовать вычислительные навыки в пределах 20-ти; - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Выполняют задание в тетради, проговаривая порядок действий, согласно алгоритма. Выполняют самопроверку по эталону (слайд на доске) | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Организует запись числовых выражений. | Слайд 9. -Хорошо, что друзья пришли вовремя, волшебник Гудвин собирался показывать фокусы (что это такое?). Мы сейчас тоже будем разгадывать некоторые фокусы с числами. Задание: «Фокусы» а) выполнить задания по вычислению задуманного числа; б) наблюдение за тем, можно ли прийти к правильному решению через постановку скобок и в каких случаях; в) взаимопроверка (на слайде или доске) правильного решения. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
VIII. Включение в систему знаний и повторение с проговариванием во внешней речи Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения, оказывать при необходимости помощь | Выполняют задание самостоятельно. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки Выполняют задание под руководством учителя на карточке. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Слайд 10. – Получилось всем героям получить желаемое? А вы увидели, что без знаний это было бы невозможно сделать? -Волшебник Гудвин отправился в свою страну, Элли - в свою. Гудвин полетел на воздушном шаре. Давайте нарисуем воздушный шар двумя руками одновременно. - Получилось? Кто допустил ошибки? Какие трудности возникли? Исправьте ошибки. | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД) |
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Слайды 11-12. - Давайте вспомним, какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели? Что узнали? Что вспомнили? –Вы молодцы. Работали очень хорошо, дружно. Вижу, что своих друзей вы не бросите в трудную минуту, поэтому хочу поблагодарить вас и вручить небольшие призы. - Оцените свою работу на уроке, используя смайлики: выберите их самостоятельно, посмотрите на слайде, зарисуйте в тетради. - Спасибо за урок! Все свободны. | Умение делать выводы, оценивать свою работу на уроке и работу товарищей, соотносить цель и результат (Регулятивные УУД) |