СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-обобщение в 5 классе (ФГОС) на тему "Подведение итогов. Клеточное строение организмов".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока на основе системно – деятельностного подхода.

Урок по биологии в 5 классе ФГОС.

Урок 13. «Подведение итогов. Клеточное строение организмов».

Цели.

Предметные результаты:

  • формировать умение выделять существенные признаки строения клеток  организмов;
  • формировать умение определять основные части клетки;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, митохондрии, рибосомы, ядро, эндоплазматическая сеть.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  2. Сформировать умение выделять аналогии: выявлять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономерности.
  1. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  2. Сформировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  4. Сформировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Материалы и оборудование:

- Оценочные листы на каждую группу, биологическое лото ( вопросы и ответы).

- ПК

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап

Содержание

Оборудо-вание

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Проб-лемная ситуация и актуали-зация знаний.

1. Диалог Антошки и биолога

–Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь? (Я изучаю живые организмы.)

–Это разные жуки, ящерицы, птицы…?(Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы?   4

-Так что же у них общего? (Ты и сам, это хорошо знаешь).

Давайте попробуем вспомнить.

Учитель выслушивает предположения детей, правильная  формулировка фиксируется на доске.     1

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о строении клетки живых организмов и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.

-Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи - это основа для строительства дома)

-Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений).

- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв - буквы, это основа слогов).

- Так и организмы растений, животных, человека? (Из клеток). Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.

    Впервые клетку открыл знаменитый английский ученый -  естествоиспытатель Роберт Гук.

Учитель фиксирует на доске строение клеток разных организмов. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».

– Что такое цитоплазма? (§ 9–10)

– Что такое клеточная стенка? (§ 9–10)

–Какую функцию выполняет ядро? (§ 9)

Таблица «Строение клетки»

 

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 

 

Познавательные УУД

4. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Применять ранее полученные знания в новой

ситуации.

Коммуникативные УУД

Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

Приводить доказательства того, что клеточное строение – общий признак живых организмов.

 

 

II. Обобщение и систематизация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Самосто-ятельное примене-ние знаний

 

1. В чем отличия бактериальной, растительной и животной клеток?

2. Что мы знаем о строении клетки? (На доске.)

3. Чем отличаются клетки бактерий от других?

4. Клетки каких организмов содержат ядро?

5. Зависит ли строение клетки  от её функции? Докажите на примерах.  2

6. Работа с учебником в группах (по каждому вопросу короткое обсуждение в паре, затем обсуждение в классе). 1 2 1 2 3

– Какая часть клетки (организма) выполняет  указанную функцию? Какой должна быть эта часть, чтобы выполнить функцию?

1. Один ученик работает у доски  с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.

 

х

Л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы

1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

г

у

К

2.Ученый открывший клетку.

м

и

К

р

о

с

к

о

п

1.      С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

ф

о

т

о

с

и

н

т

Е

з

2.      Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.

в

А

к

у

о

л

ь

3.      Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

м

и

Т

о

х

о

н

д

р

и

я

6.Органоид, который является источником энергии в клетке.

 

2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.

 

 

1-я группа: определяет название органелл и выполни ф-цию.

с. 85 и задание к нему.

6-я группа: связь всех частей.

 

Подведение итогов изучения темы.

Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.

 

 

Познавательные УУД

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Выделять аналогии: выявлять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономерности.

3. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 

 

 

 

Регулятивные УУД

2. Формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

 

.

 

.

 

 

ТОУУ

 

Регулятивные УУД

3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 

 

IV. Итог урока.

 

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).

Квадратик – всё получилось, всё понрав

Кружок – было интересно

Треугольник –было трудно

 

Домашнее задание.

§10, составить синквейн

4

 

 

 

Регулятивные УУД

4. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.