I. Проб-лемная ситуация и актуали-зация знаний.
|
1. Диалог Антошки и биолога
–Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь? (Я изучаю живые организмы.)
–Это разные жуки, ящерицы, птицы…?(Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы? 4
-Так что же у них общего? (Ты и сам, это хорошо знаешь).
Давайте попробуем вспомнить.
Учитель выслушивает предположения детей, правильная формулировка фиксируется на доске. 1
2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о строении клетки живых организмов и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.
-Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи - это основа для строительства дома)
-Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений).
- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв - буквы, это основа слогов).
- Так и организмы растений, животных, человека? (Из клеток). Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.
Впервые клетку открыл знаменитый английский ученый - естествоиспытатель Роберт Гук.
Учитель фиксирует на доске строение клеток разных организмов. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».
– Что такое цитоплазма? (§ 9–10)
– Что такое клеточная стенка? (§ 9–10)
–Какую функцию выполняет ядро? (§ 9)
|
Таблица «Строение клетки»
|
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Познавательные УУД
4. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Применять ранее полученные знания в новой
ситуации.
Коммуникативные УУД
Формировать умения слушать и понимать речь других людей.
Приводить доказательства того, что клеточное строение – общий признак живых организмов.
|
II. Обобщение и систематизация знаний.
III. Самосто-ятельное примене-ние знаний
|
1. В чем отличия бактериальной, растительной и животной клеток?
2. Что мы знаем о строении клетки? (На доске.)
3. Чем отличаются клетки бактерий от других?
4. Клетки каких организмов содержат ядро?
5. Зависит ли строение клетки от её функции? Докажите на примерах. 2
6. Работа с учебником в группах (по каждому вопросу короткое обсуждение в паре, затем обсуждение в классе). 1 2 1 2 3
– Какая часть клетки (организма) выполняет указанную функцию? Какой должна быть эта часть, чтобы выполнить функцию?
1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.
1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?
2.Ученый открывший клетку.
1. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
2. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.
3. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
6.Органоид, который является источником энергии в клетке.
2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.
1-я группа: определяет название органелл и выполни ф-цию.
с. 85 и задание к нему.
6-я группа: связь всех частей.
Подведение итогов изучения темы.
Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.
Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.
|
|
Познавательные УУД
1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
2. Выделять аналогии: выявлять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономерности.
3. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
2. Формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
|
IV. Итог урока.
|
Обмен мнениями по заданиям.
– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).
Квадратик – всё получилось, всё понрав
Кружок – было интересно
Треугольник –было трудно
Домашнее задание.
§10, составить синквейн
4
|
|
Регулятивные УУД
4. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
|