Урок обществознания в 10 кл.
Тема: Гражданин Российской Федерации.
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление о гражданстве как важной правовой категории, которая обозначает взаимосвязь человека и государства; объяснить порядок приобретения гражданства; рассмотреть правила приема в гражданство РФ и основания для прекращения гражданства.
Развивающая: развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения, необходимые для применения полученных знаний при решения практических задач, выборе форм поведения и способов защиты прав и интересов личности.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, четкой гражданской позиции, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, уважение к правам и обязанностям гражданина .
Тип урока: Изучение нового материала
Формы урока: фронтальная, групповой урок-практикум.
Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный
Форма контроля: выполнение заданий учащимися в группах с использованием ЭОР. (слайды)
Оборудование: компьютер и проектор, Конституция РФ.
Основные понятия: Гражданин, Гражданство, Конституция, Декларация.
Структура урока:
I блок – целевой – 5 мин.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Мотивация
Целеполагание
II блок – поцессуальный – 35 мин.
Введение новой информации.
Осознание и осмысление полученной информации
Закрепление знаний и умений.
III блок – аналитический- 5 мин.
Подведение итогов урока.
Этап информированности.
Этап рефлексии.
Заключительный этап
Ход урока.
I блок – целевой.
I . Организационный этап.
II. Актуализация знаний по теме.
Слайд слово ГРАЖДАНСТВО, написать в тетрадях два три понятия по ассоциации.
Какие у вас ассоциируются похожие слова?
-Кто такой гражданин? Каким он должен быть?
- вы являетесь гражданами РФ?
Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.
Выведем тему урока ………………… («Гражданин Российской Федерации»).
Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? (записать на доске)
II блок – процессуальный.
III. Введение новой информации.
Работа в тетради.
- Запишите число и тему урока. Тема: «Гражданин Российской Федерации».
- Ребята, сегодня мы узнаем кого называют гражданином Российской Федерации, каким он должен быть – настоящий гражданин Российской Федерации, а также узнаем как становятся гражданами Российской Федерации.
Научимся анализировать документы, развивать наши знания о человеке и гражданина.
План:
Гражданство РФ
Права и обязанности гражданина РФ
Воинская обязанность
Альтернативная гражданская служба
Права и обязанности налогоплательщика
Работа с учебником.
- Гражданство – правовая принадлежность человека к государству. Признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально означает личную верность монарху, но в наше время фактически равнозначен понятию гражданства.
-Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Он не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Государство гарантирует гражданам защиту их конституционных прав, свобод во время их пребывания на своей территории, защиту и покровительство за рубежом. В ответ государство ждет, что гражданин будет соблюдать установленные законы и выполнять конституционные обязанности, даже если он находится за пределами страны.
Работа в тетради.
1. Как человек становится гражданином?
Приобретение гражданства по рождению. Согласно статье 12 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ребенок является гражданином РФ, если на день его рождения:
А) оба родителя или единственный его родитель имеют гражданство России ( место рождения ребенка значения не имеет)
Б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно ( место рождения ребенка значения не имеет)
В) один из его родителей – гражданин России, а другой – иностранный гражданин, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо, если в ином случае, он станет лицом без гражданства.
Г) оба его родителя, проживающие на территории РФ , являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители, не предоставляет ребенку гражданство.
2. Прием в гражданство или натурализация.
Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста и обладающее дееспособностью, имеет право обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ, если оно проживает на территории России в течение пяти лет непрерывно.
ФЗ «О гражданстве…» предусматривает иные основания приобретения гражданства: оптацию, а также усыновление (удочерение) ребенка. Оптация – эта форма приобретения гражданства в связи с территориальными изменениями (т.е. изменением государственной границы). Российским гражданином может стать имеющий иностранное гражданство ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданами России в соответствии с законодательством России и указанного государства.
Права и обязанности гражданина РФ.
Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его гражданства. Гражданин обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Кроме того, гражданин имеет свои обязанности перед государством.
Конституция РФ предусматривает обязанность каждого платить установленные налоги и сборы, (ст. 57); охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44); заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Долгом и обязанностью гражданина РФ является защита Отечества (ст.59)
Воинская обязанность.
Каждый молодой человек, достигший 18-летнего возраста несет военную обязанность.
Закон также предусматривает возможность отсрочки от призыва на военную службу для некоторых категорий граждан призывного возраста. Основанием для этого являются временные проблемы со здоровьем; необходимость ухода за родственником или близким человеком. Отсрочку получает и гражданин, имеющий 2 и более детей или одного ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет.
Право на отсрочку предоставляется гражданам, обучающимся по очной форме обучения:
А) средних школах, если уже исполнилось 18 лет (до достижения 20 лет)
Б) учреждениях начального и среднего профессионального образования, если они до поступления в них не получили среднее (полное) общее образование.
В) учреждениях высшего профессионального образования (на время обучения, но не свыше нормативных сроков).
Также право на отсрочку от призыва имеют и граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения (аспирантура).
Альтернативная гражданская служба.
Альтернативная гражданская служба предоставляется тогда, когда несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина. Она регулируется Трудовым кодексом РФ , предусмотренных с ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (от 25 июля 2013 года.)
Права и обязанности налогоплательщика.
Одним из обязательных требований к человеку и гражданина является обязательная уплата налогов. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов несут ответственность админ. и уголовн.
Работа с документами (Конституция, статьи с ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Налоговый кодекс, Декларация прав человека)
Осознание и осмысление полученной информации
- Какими интересными документами мы сегодня познакомились?
- Что является основой этих документов?
Закрепление знаний и умений.
Класс делится на группы по 2-3 человека. Учащиеся выполняют задание.
Проверка выполнения задания.
III блок – аналитический.
Подведение итогов.
Давайте, сделаем вывод по уроку. Сегодня мы познакомились с понятиями гражданство, гражданин, познакомились с основными правами и обязанностями гражданина, которые зафиксированы в декларации прав человека, в Конституции РФ. Учащиеся фиксируют выводы в тетради.
Выставляются оценки. Комментарии при оценивании:
-Сегодня поработали на «отлично» …..
На «хорошо»……
Нужно приложить усилия……..
Этап информированности учащихся о домашнем задании.
Д.з.: написать сочинение эссе на тему «Как стать достойным гражданином своей страны?»
Рефлексия.
Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Заключительный этап.
Благодарю всех учащихся этого замечательного класса за хорошую работу, а также всем учителям, которые сегодня присутствуют у нас на уроке. Спасибо всем.