СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок обучения грамоте по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".  (УМК "Школа России") 

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 им. А.С. Макаренко»











Конспект урока

обучения грамоте

в 1 «А» классе

(классе девочек)






Выполнила:

Насонова Елена Николаевна










г. Арзамас



Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буквы Ш, ш».

(УМК «Школа России», 1 класс)


Тема: Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши


Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.


Задачи урока: 

Образовательные:

- познакомить с новым звуком; учить выделять этот звук в речи, находить буквы в словах. Читать слова с новыми буквами;

Развивающие:

- развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение различать мягкие и твёрдые согласные;

- развивать умение работать в паре, самостоятельно, делать выводы;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию культуры учебного труда, созданию творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.


Формировать УУД

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, принимать участие в работе группами, приходить к общему решению.


Оборудование: Азбука (авт. В.Г.Горецкий), образцы печатных букв «Ш» и «ш», карточки со слогами и словами для каждой группы, воздушные шарики (красный, синий, зелёный), счётные палочки, набор предметных картинок.



Ход урока


1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

(Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи)


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

( На доске неоформленная схема человечка.)

У. Посмотрите, с кем мы будем работать на сегодняшнем уроке? Почему у человечка бесцветное платье? Как вы думаете, какой у нас сегодня урок?

Д. Урок «открытия новых знаний, т.к. смеха не раскрашена, человечек в бесцветном платье.

У. Что мы будем сегодня узнавать «открывать»?

Д. Новый звук, новую букву.

У. Что необычного заметили на сегодняшней схеме?

Д. Человечек держит в руках восклицательный знак.

У. Девочки, этим знаком схема-человечек хочет нас предупредить, что сегодня к нам на урок пришёл необычный звук, который отличается от других звуков. Чем же он отличается от других звуков, это нам предстоит открыть. Давайте решать эту проблему.

(На доске расставлены картинки машина, ландыш, шарф, шуба, шило, мыши ,карандаши, шар)

У. Назовите предметы, которые изображены на картинке. Запомните, в каком порядке они стоят. А теперь закройте глаза.


(Учитель делает перестановку в ряду картинок).

У. Расскажите, как картинки располагались первоначально?

Д. Поменялись местами картинки карандаши и ландыши.

У. Теперь найдите в словах одинаковый звук. Сформулируйте первую часть нашего урока.

Д. В каждом слове встречается звук [ш], значит, первая часть нашей темы урока «Звук [ш]».


3.Постановка учебной задачи

У. Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы.

(На доске — опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов.)

  • познакомиться с ... звуком и с новой ...;

  • учиться отличать новые ... и ... от других звуков и букв;

  • учиться читать сло__ и сло__ с новой буквой


Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.

Цель нашей работы такова:

  • познакомиться с новым звуком и новой буквой:

  • учиться отличать новые звуки и букву от других звуков и букв;

  • учиться читать слоги, слова с новой буквой.


4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)

У. Сегодня на урок я пригласила необычного гостя. Кто же он? Вы его видите на картинке. В его названии всего лишь три звука.

Д. К нам придёт сегодня шар, т.к. в этом слове три звука.

(Дают характеристику каждому звуку)

У. Произнесите новый звук хором несколько раз и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте.

Д. [Ш]-[ш]-[ш]. Этот звук согласный, потому что, когда мы его произносим, в горле чувствуется преграда.

У. Закройте уши. Произнесите звук еще раз и подумайте, звонкий он или глухой. Ответ обоснуйте.

Д. Он глухой, потому что в ушах не слышно звона.

У. Послушайте, как я произнесу звук. Скажите, твердый он или мягкий?

Д. Он твердый.

У. Дайте характеристику новому звуку, учитывая результаты нашей работы.

У. Какой же шарик мы должны пригласить сегодня в гости красный, синий или зелёный?

Д. Не красный, т. к. он не гласный.

У. Синий или зелёный? Давайте это выясним.

У. Нашему гостю — шарику тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, где новый звук будет мягким. Пока это ему не удается, помогите.

Д. (Ищут слова, делают вывод.) Таких слов нет, значит, этот звук всегда твердый. К нам в гости пришёл синий шар.

У. Дайте полную характеристику звуку.

Д. Звук [ш] — согласный, глухой, твердый.

У. Что же на схеме человечек хотел сказать нам восклицательным знаком? Чем новый звук отличается от других звуков?

Д. Этот согласный звук бывает только твёрдым.

5.Физминутка


6. Первичное закрепление

На доске карточки с буквами а, о, Ш, у ,и.

У. Какую букву-незнакомку вы здесь увидели? Давайте её назовём.



Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому, что из неё

Можно сделать Е и Ё.

У. Я думаю, вам стоит поближе познакомиться с этой буквой

Работа в парах, индивидуальная работа. Конструирование из счётных палочек.

(Ребёнок у доски выбирает и одевает синее платье на человечка-схему, доказывает, почему именно такая одежда подходит для сегодняшнего гостя).

Работа по учебнику с. 16

У. Рассмотрите рисунок в учебнике. Назовите только те предметы, в названии которых присутствует звук [ш]. Что вы знаете об этом звуке?

У. Посмотрите на опорную запись на доске. Какую цель мы ещё ставили перед собой?

Д. Учиться читать слоги и слова с новой буквой.

Учитель показывает слоги-карточки ша, шу, шо, ше, ши

Когда-то давно (это исторический секрет) буква ш была мягкой, поэтому после неё писали в соответствии с произношением букву и. Сейчас буква ш твёрдая, но по старой русской традиции после неё до сих пор пишут букву и.


Работа со словами в столбиках.

(даны три группы слов)

мышка шило шины

пышка шторы шут

шишка шторм кувшин

1) Дети ищут слова с незнакомым значением и определяют его лексическое значение коллективно (пышка- пышная круглая булочка, шторм - сильная буря на море, шут- клоун.)

2) Определяют слова, в которых работает «исторический секрет».

Шишка шило шина

У. Научились ли мы читать слова с новой буквой? Какую задачу мы ещё ставили перед собой?

Д. Читать тексты.

У. Открываем с.17 учебника. Читаем текст.

- О каком времени года идёт речь? Куда пошли дети? Что они собирали?

- Назовите слова с сочетаниями ши.


7. Самостоятельная работа

У. Кто из вас знает, как отличить сосновую и еловую шишку? (Учащиеся коллективно в группах определяют основные отличительные признаки шишек)

Игра « Найди своё место?»

На доске картинки с изображение ели и сосны. Определите, где ель и отдайте ей её шишечку. Где сосна? Где её шишечка? Один из членов группы озвучивает свою версию вслух и выполняет задание.

У. Воздушный шарик очень доволен тем, как вы учились читать. В знак благодарности он принёс вам очень интересный рассказ. Написал его В.Драгунский и называется он «Заколдованная буква». А вот почему он выбрал это произведение, вам придётся ответить после прослушивания.

(Чтение рассказа учителем)

Д. Шарик выбрал этот рассказ потому, что «заколдованной» оказалась буква, которую мы изучали на сегодняшнем уроке.


7. Включение в систему знаний и повторение

Разноуровневые задания по карточкам. Работа в парах.

У. Девочки, предлагаю вам поработать в парах.

У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте.



Красные карточки:

1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.

2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ш.

Зеленые карточки:

1.Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.

2.Подчеркни все буквы Ж.

Желтые карточки:

1.Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой ш.

2. Обведи в кружок все буквы Ш.


У. Посмотрите на план нашего урока. Все ли мы задачи выполнили? Что важного узнали о новой букве? Поняли ли вы, почему человечек - схема приходил с восклицательным знаком? Какой секрет нам открыла буква ш?


8. Рефлексия.

У. Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?


Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко.

- Если у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку.