1.Организационный момент (1-2 мин) | Здравствуйте ребята! Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь! -Меня зовут Анастасия Андреевна, сегодняшний урок проведу у вас я. - Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке,садитесь. -Ребята, проверьте свою готовность к уроку. | Дети приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: организация рабочего места. Познавательные: умение воспринимать речь учителя |
2. Актуализация знаний (3 мин) | - Сегодня вам нужно отгадать загадку, чтобы узнать нашу гостью Посмотри на наше чудо, Что другим иметь не худо. Отгадай: она при всех Золотой грызет орех. Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает.(Белка-картинка на доску) - Давайте заглянем в азбуку на с. 96 и проверим так ли это. Прочитайте стихотворение под иллюстрацией. (отрывок читает хорошо читающий ребенок, продолжает учитель:) -Скорлупки, ядра сложит в ряд, Сразу…(бусы) заблестят. (на доске появляется картинка с бусами). - Рассмотрите иллюстрацию на странице азбуки, назовите, что на ней изображено? - К какой сказке подходит данная иллюстрация? - Назовите автора сказки. Сегодня волшебная белочка у нас в гостях. | Читают стихотворение, определяют слов-отгадки (белка, бусы) | Коммуникативные: умение формулировать полный, четкий ответ. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
3.Мотивация | Постановка целей и задач урока. - Ребята, а вы любите отгадывать загадки? - А теперь ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно, я загадаю вам загадки, отгадайте обязательно! Дом - глубокая нора, Ночь - рабочая пора, Корм - лягушка, черный жук, Там в лесу живет... Завитые рожки, Тоненькие ножки, Шубка шерстяная Тоже завитая. У хозяина живёт, Травку сочную жуёт. (барабан) Над цветочками порхает, Кто красавицу не знает? Ее крылья расписные, Ее танцы заводные. Только очень беззащитна, Совершенно безобидна. Не спеши ее пугать, Слабых надо защищать. Мальчик с Азбукой под мышкой - деревянный шалунишка. Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу. Кто не слушался Мальвину? глупый, добрый ... – Что объединяет все эти слова? Все эти слова начинаются на букву Б - Давайте посмотрим на ленту букв и найдем букву Б. - Прочитаем ее все вместе. - Что делают наши губки? Значит, какой это звук – гласный или согласный? | Барсук Барабан Бабочка Буратино Все эти слова начинаются на букву Б Они сжимаются и выталкивают воздух. Возникает препятствие Согласный | Регулятивные: Умение определять и формулировать цель и тему на уроке. Познавательные: Умение добывать новые знания, анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков |
4. Знакомство с новым звуком | Определение первых звуков в словах БУСЫ и БЕЛКА -Произносим слово БУСЫ, выделяя в нем первый звук. - Назовите выделенный звук. -Посмотрите друг на друга,еще раз, произнесите звук [б], определите, что-то мешает или воздух идет свободно; каков характер его звучания; какой звук следует за ним. Сделайте необходимые выводы. - Дайте краткую характеристику звука [б], пользуясь таблицами азбуки (согласный, звонкий, твердый). В схеме закрашиваем синим цветом. - Пора нам познакомиться с Белкой. Произнесите слово БЕЛКА, выделяя в нем первый звук. - Назовите этот звук. - Произнесите звук [б'] перед друг другом. Сравните, какая есть разница в расположении видимых органов речи при произнесении звуков [б] и [б']. - Теперь произнесите звук [б'] еще раз и охарактеризуйте его, доказывая свои мысли. - Коротко охарактеризуйте звук [б'], используя таблицы азбуки. (согласный, звонкий, мягкий). В схеме закрашиваем зелёным цветом. Молодцы! Нашелся один орешек для белочки. Учительприкрепляет на доску карточки с разными буквами. - Найдите среди них ту, которая обозначает звуки [б] и [б']. - Как называется эта буква? - Произнесите звук [б], назовите глухой согласный с такой же преградой. -Произнесите звук [б’], назовитеглухой согласный с такой же преградой. - В какой квадратик на ленте букв мы поместим букву Б? Молодцы! Вот и еще один орешек белочка получает в свой сундучок! Упражнение в слышание звука -Ребята,сейчас я буду зачитывать вам слова,а вы должны будете поднимать карандаши зеленого или синего цвета. Если вы услышите звук [б],то поднимите синий карандаш, если услышите звук [б`], то зелёный крандашь. -Всем понятно задание? (ответ детей) -бабушка -берег -билет -букашка -баран -А теперь давайте выполним задание, на ваших партах лежат карточки со звуковыми схемами, закрасьте их. (проверяют на слайде) | Отвечают на вопросы учителя, наблюдают за произношением звуков, работая в парах. - При произнесении звука [б] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. В его произношении участвует голос и шум. Значит, он звонкий. За ним следует звук [у]. Значит, он твердый. - При произнесении звука [б’] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. В его произношении участвует голос и шум. Значит, он звонкий. Он произносится мягко. Учащиеся находят нужную букву, отвечают на вопросы учителя, штрихуют буквы, выполняют творческое задание. -Глухой согласный звук [п] - Глухой согласный звук [п’] - Мы поместим букву Б в синий квадратик, так как она обозначает согласный, на верхний этаж, так как она обозначает звонкие звуки, над буквой П, так как они парные. Синий карандаш Зелёный карандаш Зелёный карандаш Синий карандаш Синий карандаш Синий карандаш | |
5.Физкультминутка | - А теперь немного отдохнем и встанем на зарядку. А часы идут, идут Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.) | | Регулятивные: Умение соотносить свои действия с действиями учителя. Коммуникативные: Умение слушать |
6. Работа с буквой | Ребята, откройте, пожалуйста, азбуку на странице 97.Посмотрите в правом верхнем углу изображена новая буква. Это буква Б. - Как вы думаете, на что похожа эта буква? А теперь подумайте на что похожа буква Б и превратите букву Б в кого-нибудь или во что-нибудь ( Дети делятся своими предположениями) -Ребята, а из скольких элементов состоит буква Б? -А теперь давайте попробуем выложить букву Б из карандашей -Молодцы! Теперь прочитаем слоги и разделим их на две группы. ( Учащиеся читают слоги. ) -Назовите мне слоги со звуком [б] -А теперь со звуком [б’] - Молодцы! Обратите внимание, на доске висят синий и зелёный домики. У меня в руках, карточки со словами, в которых есть звук [б], [б']. Вам нужно будет поселить каждое слово в свой домик. - Как вы думаете, какие слова будут жить в домике с синей крышей? - А с зелёной? - Хорошо. Я буду вызывать по одному человеку. Расселите все слова, рассуждая так(показываю пример): в слове БУСЫ слышится твёрдый звук [б], значит мы поселим его в домик с синей крышей. - Молодцы! Посмотрите на слова на стр 97. Давайте их прочитаем. Сначала я, потом вы. Слушаем внимательно! - Как вы думаете, что их объединяет? -Прочитайте мне слова которые называют одного животного. -А вы знаете. как выглядит барсук?(Слайд) -Прочитайте мне слова которые обозначают нескольких животных. -Как вы думаете кто такие зубры?(слайд) (Зубр – это животное из рода бизонов, это представитель диких быков, обитают они в лесах Европы, также они водятся и в России) -Прочитайте мне слово которое называет змею. -Вы знаете как выглядит кобра?(слайд) -Ребята, посмотрите у нас под словами есть картинка. -Кто на ней изображён? -Что она делает? -Теперь давайте прочитаем теперь прочитаем текст на странице. Сначала прочту я слушайте внимательно. -О чём текст? -Что делала белка в тексте? -Что брала белка из рук? -Ребята теперь читаем текс по цепочке, каждый читает по одному предложению. -Ребят, а что это за деревья липа и сосна?(слайд) (Липа – стройное дерево с густой кроной. В жаркий летний день в ее тени всегда прохладно) -Ребята посмотрите внимательно на текст, как понять выражение «она была не в клетке, а на воле? -Ребят в тексте написано она брала баранки. Что такое баранка?(слайд) -Давайте теперь озаглавим текст. | Отвечают на вопросы учителя 3 БА БИ БО БЕ БУ БЫ Ба,бо,бу.бы Би,бе - Слова, в которых слышится твёрдый звук [б] – В которых слышится мягкий звук [б'] Во всех словах есть буква Б. Зебра, белка, барсук Зубры, зебры Ответы детей Кобра Белка Прыгает по веткам -О парке, деревьях, белке -Скакала с ветки на ветку -Баранки -Сосна хвойное дерево с иголками, круглый год зелёное -Это значит, что она была на свободе. Баранка – традиционное для русской кухни хлебное изделие в форме кольца. «В парке» | Личностные Проявление интереса к новому материалу, активное включение в творческую деятельность. Познавательные Общеучебные – осознанное и произвольное высказывание по изученным звукам; логические – анализ изучаемых звуков, умение соотнести звук и букву. Коммуникативные Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации. Регулятивные : Действие с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватное восприятие оценки учителя. |